Решение по делу № 33-13191/2023 от 26.07.2023

Судья Романов Е.Р.                                                 Дело [номер]

Дело [номер]                            УИД [номер]

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород                                    29 августа 2023 года       Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи                                              Фролова А.Л.

судей                                                          Крайневой Н.А., Столбова Е.М.

при секретаре судебного заседания                                    Ефимовой Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района»

на решение Павловского городского суда Нижегородской области от 01 марта 2023 года

по иску Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области в защиту прав В.О.О. к ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении обязанности устранить нарушения и назначить ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л., объяснения истца В.О.О., представителя уполномоченного по правам человека – Коробковой И.В., представителя ответчика – Перевезенцевой И.А.

У С Т А Н О В И Л А:

Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области, действуя в защиту прав В.О.О., обратился в суд с иском о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, возложении обязанности устранить нарушения и назначить ежемесячную денежную выплату, полагающуюся при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, указав, что В.О.О. является многодетной матерью в связи с рождением четвертого ребенка – Х.А.М., [дата] г.р. В связи с рождением четвертого ребенка В.О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, однако в назначении указанной выплаты ей было отказано, в связи с отсутствием сведений о доходах супруга. Супруг В.О.О. - Х.М. является иностранным гражданином, приехал в Российскую Федерацию по учебной визе, в настоящее время он не учится, трудоустроиться не может ввиду отсутствия патента. Подтверждением отсутствия у Х.М. дохода являются сведения о его правовом статусе иностранного гражданина, пребывающего в Российской Федерации по учебной визе, что следует из указанного выше запрета на осуществление трудовой деятельности.

Просил суд признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от [дата] [номер] в назначении В.О.О. ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет; обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» устранить нарушения прав В.О.О. путем назначения ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 Постановления Правительства Нижегородской области от [дата] за [номер] «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет».

Решением Павловского городского суда Нижегородской области от [дата] с учетом определения суда от [дата] об исправлении описки, иск удовлетворен, постановлено:

Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от [дата] [номер] в назначении В.О.О., [дата] г.р., уроженке [адрес], ИНН: [номер] ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет.

Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» устранить нарушения прав В.О.О. путем назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 постановления Правительства Нижегородской области от [дата] за [номер] «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», а именно, за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и по день достижения ребенком возраста трех лет.

В апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Перевезенцева И.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

В.О.О. и представитель Уполномоченного по правам человека – Коробкова И.В. доводы апелляционной жалобы не признали. В.О.О. пояснила, что при обращении к ответчику ей был выдан бланк заявления, после его заполнения она передала заявление ответчику, а впоследствии лично получила письменный ответ об отказе в назначении выплаты.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года №4-П, от 15 декабря 2011 года №28-П, от 06 декабря 2012 года №31-П).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей.

Под многодетной семьей понимается семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3 "ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утв.Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года №532-ст.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.

В силу ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, решение вопросов о социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Аналогичные положения содержатся и в Федеральном законе от 21.12.2021 года №414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в соответствии с п.2 ст.41 которого, полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п.49 п.1 ст.44 вышеназванного Федерального Закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, решение вопросов о социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Закон Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей" был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

Таким образом, вопрос об обеспечении мерами социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, В.О.О. состоит в браке с иностранным гражданином Х.М., и является матерью четверых детей: Б.Д.И., [дата] г.р., Б.А.И., [дата] г.р., В.Н.В. [дата] г.р., Х.А.М., [дата] г.р.

Семья В.О.О. состоит на учете в УСЗН Павловского района, имеет социальную категорию «многодетная семья».

[дата], то есть по истечении трех месяцев со дня рождения четвертого ребенка, В.О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет.

Ответом ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» за [номер] от [дата] в назначении указанной выплаты В.О.О. было отказано в связи с тем, что В.О.О. не была предоставлена справка о доходах супруга Х.М..

Обращаясь в суд с иском, Уполномоченный по правам человека, действующий в интересах В.О.О., указал, что данный отказ является незаконным, поскольку супруг В.О.О. является иностранным гражданином, приехавшим в Российскую Федерацию по учебной визе, в настоящее время он не учится, трудоустроиться не может ввиду отсутствия патента, каким-либо иным образом подтвердить отсутствие у него дохода невозможно.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных по делу требований, исходя из установленного факта наличия у В.О.О. права на получение ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 Постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», и незаконности отказа ответчика в назначении вышеуказанной выплаты.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

Согласно ст.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004 года №158-З "О мерах социальной поддержки многодетных семей", многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, распространяются на многодетные семьи граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе и беженцев, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области, а также имеющих регистрацию по месту пребывания на территории Нижегородской области при отсутствии регистрации по месту жительства.

В соответствии с Положением о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года №374 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), настоящее Положение устанавливает порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ежемесячная денежная выплата) для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области.

Право на ежемесячную денежную выплату имеют матери либо отцы (в том числе усыновители), фактически осуществляющие уход за третьим или последующим ребенком, родившимся после 31 декабря 2012 года, имеющие среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, определяемой по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в соответствии с последним годовым балансом денежных доходов и расходов населения, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.

Право на ежемесячную денежную выплату в случае рождения (усыновления) четвертого или последующего ребенка у лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта, возникает при условии, что ранее при рождении детей они данным правом не воспользовались.

Согласно п.3 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата назначается государственными казенными учреждениями Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" (далее - органы социальной защиты) по месту жительства родителя (усыновителя), с которым проживает ребенок, на основании заявления по форме, утвержденной приказом министерства социальной политики Нижегородской области (далее - заявление), и следующих сведений (документов): копии документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, на имя заявителя и членов семьи, достигших возраста 14 лет; сведений о государственной регистрации рождения (копии свидетельства о рождении) на ребенка, с рождением которого возникает право на ежемесячную денежную выплату, или копии свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства на такого ребенка, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык; сведений о государственной регистрации рождения (копии свидетельств о рождении) на детей, учитываемых при определении права на ежемесячную денежную выплату (за исключением ребенка, с рождением которого возникает право на ежемесячную денежную выплату), или копий свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданных компетентным органом иностранного государства на таких детей, и их нотариально удостоверенных переводов на русский язык; сведений о государственной регистрации смерти (копии свидетельства о смерти) на ребенка, учитываемого при определении права на ежемесячную денежную выплату, или копии свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданного компетентным органом иностранного государства на такого ребенка, и его нотариально удостоверенного перевода на русский язык (при наличии соответствующего обстоятельства); сведений о трудовой (предпринимательской) деятельности (копий трудовых книжек) на всех членов семьи старше 18 лет; сведений (документов) о доходах (об отсутствии доходов) за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (за три последних месяца на последний отчетный период - в случае представления копии налоговой декларации), на всех членов семьи.

К сведениям (документам) о доходах (об отсутствии доходов) относятся: справка о размере заработной платы, включая все выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года №922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", - в отношении граждан, осуществляющих трудовую деятельность; копия налоговой декларации, представленной в Федеральную налоговую службу в установленном порядке за последний отчетный период, предшествующий обращению за назначением ежемесячной денежной выплаты, - в отношении граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; сведения (справка) о размере пособия по безработице и (или) иных выплат безработным (о неназначении пособия по безработице и (или) иных выплат безработным) - в отношении граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; сведения (справка) о размере пенсии - в отношении пенсионеров; справка о размере стипендии (о неназначении стипендии) - в отношении граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; справки от судебных приставов о получении алиментов с указанием суммы или о неполучении алиментов (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличии действующего исполнительного производства), либо справки с места работы должника об удержании алиментов из заработной платы и иных доходов должника с указанием реквизитов исполнительного листа (в случае взыскания алиментов в судебном порядке и наличии действующего исполнительного производства); соглашения об уплате алиментов, нотариально удостоверенного (в случае добровольной уплаты алиментов); иные документы, подтверждающие размер дохода.

К категории лиц с отсутствием дохода относятся: несовершеннолетний гражданин дошкольного или школьного возраста, обучающийся в дошкольной образовательной организации или общеобразовательной организации; родитель, содержащийся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства; родитель, находящийся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения); родитель, находящийся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим; лицо, осуществляющее уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению медицинской организации в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; нетрудоустроенная беременная женщина со сроком беременности 30 и более недель; родитель (мать или отец), осуществляющий уход за ребенком от 1,5 до 3 лет.

Согласно п.6 вышеназванного Положения, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.

При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами, но не ранее дня рождения ребенка, для индивидуальных предпринимателей - с даты оформления доверенности на передачу отдельных полномочий индивидуального предпринимателя, но не ранее дня рождения ребенка.

Ежемесячная денежная выплата выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.

Согласно п.10 вышеназванного Положения, в состав семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, а также совместно проживающие братья и сестры, пасынки и падчерицы.

Факт совместного проживания заявителя с ребенком (детьми) и факт ведения совместного (раздельного) хозяйства указываются в заявлении установленной формы.

При исчислении дохода семьи получателя областного пособия доходы граждан, являющихся супругом (супругой) получателя областного пособия, родителями или усыновителями несовершеннолетних детей получателя областного пособия, учитываются независимо от их раздельного или совместного проживания в соответствии с действующим законодательством.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи при назначении мер социальной поддержки производится в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 года за №512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи одиноко проживающего гражданина для оказания государственной социальной помощи».

В соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2003 года «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и доходов одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы; лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда; лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Из материалов дела следует, что В.О.О. является матерью четверых несовершеннолетних детей, в том числе Х.А.М., [дата] года рождения, и состоит в браке с иностранным гражданином Х.М., который приехал в Российскую Федерацию по учебной визе, действовавшей до [дата].

[дата] В.О.О. обратилась в ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет.

Ответом ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» за [номер] проч. от [дата] в назначении выплаты В.О.О. было отказано в связи с не предоставлением справки о доходах супруга - Х.М.

Установлено, что Х.М. является иностранным гражданином, в настоящее время он не учится, трудоустроиться, в силу положений пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не может ввиду отсутствия патента.

В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года за №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Каких-либо доказательств, что Х.М. имеет разрешение на работу на территории Российской Федерации и/или патент, в материалах гражданского дела не имеется, и суду в ходе судебного разбирательства предоставлено не было.

Также в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что ответчик разъяснял В.О.О. о необходимости предоставления сведений о наличии (об отсутствии) у Х.М. разрешения на работу или патента.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что на момент обращения В.О.О. с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет ее супруг Х.М. не являлся студентом очной формы обучения указанного образовательного учреждения, и у В.О.О. отсутствовала обязанность предоставлять справку о размере стипендии (о не назначении стипендии) своего супруга, учитывая отсутствие у Х.М. разрешения на работу на территории Российской Федерации и/или патента, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у В.О.О. на момент обращения ее с заявлением права на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет, удовлетворении заявленных по делу требований, признании отказа Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» от [дата] [номер] в назначении В.О.О. ежемесячной денежной выплаты незаконным и возложении на ответчика обязанности по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты, полагающейся при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком Х.А.М., [дата] г.р. возраста трех лет, в соответствии с п.6 Постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 года за №374 «Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет», а именно, за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и по день достижения ребенком возраста трех лет.

Доводы заявителя жалобы о том, что В.О.О. обращалась к ответчику не по установленной форме, и письменный ответ ответчика от [дата] [номер] не является отказом в назначении спорной выплаты, основанием для отмены оспариваемого судебного акта не являются, признаются судебной коллегией несостоятельными и подлежащими отклонению.

Из материалов дела следует, что В.О.О. обратилась к ответчику с письменным заявлением на предоставленном ей ответчиком бланке, в котором она просила рассмотреть вопрос о назначении ей ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Доказательств того, что ответчик при обращении В.О.О. разъяснил ей об ином (другом) порядке обращения с соответствующими требованиями, в материалах дела не имеется.

Из письменного ответа ответчика от [дата] [номер] следует, что в назначении ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, В.О.О. отказано ввиду не предоставления сведений о доходах супруга.

При этом, из указанного письменного ответа ответчика не усматривается, что В.О.О. отказывалось ввиду несоблюдения ею формы и порядка при обращении с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, и разъяснялось право на обращение с данными требованиями по установленным порядку и форме.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что указанный письменный ответ ответчика фактически является отказом уполномоченного государственного органа в назначении соответствующей ежемесячной выплаты В.О.О.

Несоблюдение В.О.О. установленной типовой формы для обращения с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты, в данном случае основанием для отмены оспариваемого судебного акта и принятия нового решения об отказе В.О.О. в назначении спорной выплаты, не является.

Доводы заявителя жалобы о том, что Уполномоченный по правам человека обращался в Министерство социальной политики Нижегородской области и вышестоящий государственный орган подтвердил правомерность действий ответчика, выводов суда первой инстанции не опровергают и самостоятельным основанием для отмены решения суда не являются.

Аргументы заявителя жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверно произведенной судом оценке доказательств, выражают общее несогласие с выводами суда, и на законность и обоснованность судебного решения не влияют.

Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Судом соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.

Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Павловского городского суда Нижегородской области от 01 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Павловского района» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-13191/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области в защиту прав Васильевой Ольги Олеговны
Васильева Ольга Олеговна
Ответчики
ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения Павловского района
Другие
Правительство Нижегородской области
Коробкова Ирина Валентиновна
Перевезенцева Ирина Алексеевна
Министерство социальной политики Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Фролов Андрей Леонидович
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
31.07.2023Передача дела судье
29.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Передано в экспедицию
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее