Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-3110/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Жуковской С.В., Перминовой Н.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2015 года дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования городского округа «...» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2015 года, по которому
На Администрацию МО ГО ...» возложена обязанность предоставить Ч. благоустроенное жилое помещение в ... на условиях специализированного найма, размером не менее 33 кв.м.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения Ч.., заключение прокурора Юдина А.В. об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. ... обратился в суд с иском в интересах Ч.. к Администрации МО ГО «...» о предоставлении жилья в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебном заседании прокурор и истец Ч. на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Ответчик Администрация МО ГО «...», надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса и принял по делу приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО ГО «...» не согласна с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Ч.., <Дата обезличена> года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, и состоит на учете на предоставление жилья по данной льготе.
<Дата обезличена> Ч. окончил обучение.
До настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав установленные по делу обстоятельства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований искового заявления.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2013 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абз.1 пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 07.12.2012 г. № 104-РЗ, вступившим в силу с 01.01.2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 07.12.2012 г. № 104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не установлен.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Суд, установив, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жилым помещением до настоящего времени, в собственности жилого помещения не имеет, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Размер площади предоставляемого истцу жилого помещения суд правильно определил из расчета 33 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в этой части несостоятельны.
При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истице, суд обоснованно применил норму, установленную статьей 10 Закона Республики Коми «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма» от 4 июля 2006 года № 54-РЗ, так как на тот момент истец имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11.07.2011 г., однако данное право не было им реализовано по не зависящим от него причинам. В связи с этим доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда в части размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Ч.., не влекут отмены решения суда, поскольку истец в период прежнего правового регулирования имел право на предоставление жилого помещения по установленной на тот момент норме. Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. № 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв. м., т.е. не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Не влекут отмену судебного акта и указания на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди по указанной категории.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО ГО «...» - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: