Дело № 2-1369/2023
22RS0068-01-2022-008943-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула в составе:
председательствующего: Поповой Н.Н.,
при секретаре: Устименко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Барнаула в интересах ФИО1 действующей в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» об оспаривании решения, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор г.Барнаула в интересах ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетних, обратился в суд с иском к КГКУ «Управление социальной защиты населения по г. Барнаулу» (далее - КГКУ УСЗН по городу Барнаулу) об оспаривании отказа, о возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав истца при принятии решения об отказе КГКУ УСЗН по городу Барнаулу в назначении ежемесячной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установленной Указом Президента РФ №199 от 20.03.2020 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Установлено, что орган социальной защиты неверно применяет п. 3.9 Положения о назначении и осуществлении ежемесячной выплаты, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края №54 от 09.04.2020, с учетом чего, наличие в собственности земель сельскохозяйственного назначения является исключением из оснований для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты. Позиция органа социальной защиты является ошибочной, что привело к принятию незаконного решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты и нарушению прав несовершеннолетних, так как данная выплата является целевой.
На основании изложенного, просит признать распоряжения КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячных выплат ФИО1 на детей в возрасте от 3 до 7 лет незаконным, обязать КГКУ УСЗН по городу Барнаулу назначить и выплатить ФИО1 ежемесячные денежные выплаты на её несовершеннолетних детей на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель процессуального истца настаивала на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Материальный истец в судебном заседании пояснила, что проживает в г. Барнауле и имеет право на получение выплаты.
Представитель ответчика КГКУ УСЗН по городу Барнаулу возражала против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва, который приобщен в дело.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения процессуального и материального истцов, представителя ответчика, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлена с 01.01.2020 ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (подпункт «а» пункта 3 Указа).
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее по тексту - Основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований, они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты
В п. 16 Основных требований перечислены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты.
Так, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае наличия в собственности у заявителя и членов его семьи: земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар (пп. «г» п.16 Основных требований).
Вопросы предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно на территории Алтайского края регулируются Положением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 09.04.2020 №54 (далее - Положение), принятым в рамках реализации Указа Президента РФ от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
В соответствии с п.2.2 Положения ежемесячная выплата назначается и осуществляется одному из родителей или иному законному представителю ребенка - гражданину Российской Федерации, проживающему (пребывающему) на территории Алтайского края, на каждого рожденного, принятого под опеку совместно проживающего с ним ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, в возрасте от 3 до 7 лет включительно в семьях, нуждающихся в социальной поддержке.
Ежемесячная выплата назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) гражданина. Проживание на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания подтверждается документом, удостоверяющим личность, содержащим сведения о месте жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания или решением суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Распоряжением КГКУ УСЗН по .... от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в назначении денежной выплаты на основании п.3.9 Положения, а именно, в связи с наличием в собственности у заявителя земельного участка, площадь которого превышает 0,25 га, имущественная обеспеченность семьи превышает установленные нормы.
Согласно материалам дела, на дату обращения с заявлением, ФИО1 имела в собственности земельный участок в ...., ФИО6 края в ...., площадью 4732 кв.м. (0,74 га).
Согласно пп. «ж» п.3.9 Положения (в редакции, действующей на дату обращения истца) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является наличие в собственности у заявителя и членов его семьи:
земельных участков (за исключением находящихся в общей долевой собственности земельных участков и земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; земельных участков, предоставленных многодетной семье уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках предоставления мер социальной поддержки; земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); суммарная площадь которых превышает 0,25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
По смыслу приведенного правового регулирования назначение оспариваемой выплаты имеет своей целью социальную поддержку семей, имеющих детей в возрасте от 3 до 7 лет, исходя, в числе прочего, из критериев нуждаемости в такой помощи со стороны государства.
Из буквального толкования вышеуказанных правовых норм следует, что законодателем при определении порядка имущественной обеспеченности заявителя, претендующего на получение оспариваемой денежной выплаты, и членов его семьи, размер принадлежащего ему (члену семьи) земельного участка не ставился в зависимость от места жительства заявителя. Оценка права осуществлялась по месту расположения земельного участка, который находится в собственности заявителя.
Разъяснения, изложенные в письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ в данном случае не могут быть приняты во внимание суда, поскольку не являются источником права.
Иное толкование п. 16 Основных требований, примененное ответчиком, ставит в неравное положение граждан, проживающих в городе и сельской местности, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства, и владеющих земельными участками в одном и том же сельском поселении.
ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ № в п.п. «ж» п.3.9 Положения внесены изменения, согласно которым суммарная площадь земельных участков должна определяться по месту жительства (пребывания) заявителя.
Между тем, в соответствии с п. 2 ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ № действие ФИО5 в этой части распространяется на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, что делает невозможным применение норм в измененной редакции к ранее возникшим отношениям.
ФИО5 РФ ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет направлено на предоставление мер дополнительной государственной поддержки семей с детьми, нуждающихся в указанных мерах, размер дохода и имущества которых не позволяет самостоятельно обеспечить потребности детей.
Основные требования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, к порядку назначения и осуществления указанной ежемесячной денежной выплаты, в числе основных условий ее назначения устанавливают критерии имущественной обеспеченности семей для определения нуждаемости в данном виде государственной помощи.
Указанные положения предусматривают различие в учитываемых объектах, принадлежащих семьям, в том числе по площади земельных участков в зависимости от их расположения в сельской местности либо в городе.
Данные различия, по мнению суда обоснованы очевидной различной стоимостью земельных участков, расположенных в сельской местности и городах.
В связи с чем и с учетом внесенных изменений право на получение выплаты также должно определяться в зависимости от площади и места расположения земельных участков, а не от места жительства получателя.
Иное повлечет необоснованное ограничение права на получение выплаты в зависимости от места жительства лица, претендующего на выплаты, что не соответствует положениям ст. 19 Конституции Российской Федерации, предусматривающим недопустимость различий в правах исходя из места жительства.
Поскольку в данном случае на момент обращения ФИО1 в КГКУ УСЗН, площадь земельного участка, находящегося в сельской местности составляла 0,47 га, что не превышает 1 га, суд признает незаконными распоряжение КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет ФИО1
Исходя из целей принятия дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в первую очередь следует оценивать материальное положение (имущественную обеспеченность) семьей, претендующих на ежемесячные выплаты, определяя их нуждаемость в данном виде социальной поддержки.
Поскольку по иным основаниям ответчик не отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки, доказательств того, что семья материального истца по иным основаниям не отвечает установленным требованиям к имущественной обеспеченности, не представлено, суд возлагает на ответчика обязанность назначить ФИО1 ежемесячные выплаты на ребенка (на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ) в возрасте от 3 до 7 лет.
Правовых и фактических оснований для возложения обязанности на ответчика выплатить суммы не имеется на настоящее время, данные требования преждевременны. Права материального истца восстанавливаются возложением на орган соцзащиты обязанности назначить выплаты. Доказательств того, что после назначения выплат они не будут выплачены, не имеется.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить в части.
Признать распоряжение Краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по ....» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет ФИО1 незаконным.
Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу» назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ежемесячную выплату на ребенка от 3 до 7 лет по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.Н. Попова