Дело № 2а-1048/19
УИД 12RS0001-01-2019-001361-76
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Волжск 16 августа 2019 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Емельяновой Е.Б., при секретаре судебного заседания Дьячковой Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Дорониной О. С. о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии,
УСТАНОВИЛ:
Волжский межрайонный прокурор Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Дорониной О.С. об обязании явиться в наркологическое отделение ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ», по адресу: Республика Марий Эл, г.Волжск, ул.Грибоедова, д.2А для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что Доронина О.С. состоит на диспансерном учете со II квартала 2005 года с диагнозом «Синдром зависимости от опиатов II степени», нарколога не посещает, чем нарушает порядок диспансерного учета и уклоняется от лечения. Указанные действия ответчика препятствуют достижению целей государственной политики в сфере оборота наркотических средств, не способствует профилактике употребления наркотиков, а, следовательно, создают угрозу жизни и здоровью других граждан, охраняемых законам интересов общества и государства.
В судебном заседании прокурор Камалиев А.Р. требования поддержал, пояснил аналогичное изложенному в иске.
Ответчик Доронина О.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обозрев амбулаторную карту наркологического больного Дорониной О.С., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Федеральный закон от 08 января 1998 года № 3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее Закон) устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
Согласно ст.56 Закона порядок диспансерного наблюдения за больными наркоманией и учета больных наркоманией устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.
Из раздела I Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (приложение к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704) (далее Инструкция) следует, что диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Из раздела V Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 500 от 22 октября 2003 года «Об утверждении протокола ведения больных «Реабилитация больных наркоманией (Z50.3)» следует, что наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Это заболевание характеризуется определенной совокупностью симптомов и синдромов (синдром зависимости, абстинентный синдром, изменение толерантности и др.), а также медицинскими последствиями (соматические, неврологические нарушения), личностными изменениями (морально-этическим снижением) и асоциальным поведением. Больной наркоманией - лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в установленном порядке, поставлен диагноз "наркомания".
Судом установлено, что со II квартала 2005 года Доронина О.С. состоит на диспансерном учете у нарколога ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» с диагнозом «Синдром зависимости от опиатов II степени» (л.д.3).
Согласно разделу 2 Инструкции за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Осмотры наркологических больных и лиц группы риска необходимы для осуществления контроля за состоянием больного в процессе динамического наблюдения, проведения лечения и профилактических мер медицинского характера. При этом осмотром наркологических больных или лиц группы риска может считаться только личный контакт с пациентами участкового врача психиатра-нарколога, участковой медсестры, фельдшера наркопункта, фельдшера (медсестры) социальной помощи, сопровождающийся обследованием, лечебным воздействием или назначением медикаментозных средств. Число осмотров, приходящееся на каждого конкретного пациента в течение 1 года, зависит от группы динамического учета или наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течения заболевания. Частота осмотров больных I группы составляет в среднем не реже 1 раза в месяц (вне пребывания больного в стационаре); II группы - 1 раз в 2 месяца; III группы - 1 раз в 3 месяца. Больные наркоманиями и токсикоманиями включаются в одну из четырех групп диспансерного наблюдения. В I, II и III группы больные распределяются в порядке, определенном для больных алкоголизмом, с соответствующим числом осмотров. К IV группе относятся больные наркоманиями и токсикоманиями с ремиссиями свыше 3-х лет, частота осмотров в этой группе не реже 1 раза в 4 месяца (раздел 3 Инструкции).
Из справки наркологического отделения ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» следует, что Доронина О.С. нарколога не посещает, посещала нарколога в феврале 2018 года, нарушает порядок диспансерного учета (л.д.3). Указанные обстоятельства подтверждаются амбулаторной картой Дорониной О.С.
Из ч.1 ст.4 Закона следует, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Одним из принципов государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту является побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий (ч.2 ст.4 Закона).
Учитывая приведенное правовое регулирование, установленные обстоятельства исковые требования прокурора об обязании ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу явиться, для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С Дорониной О.С. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей исходя из исковых требований неимущественного характера.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к Дорониной О. С. о возложении обязанности явиться в наркологическое отделение для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии удовлетворить.
Обязать Доронину О. С. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу явиться в наркологическое отделение ГБУ РМЭ «Волжская ЦГБ» по адресу: Республика Марий Эл, г.Волжск, ул. Грибоедова, д.2А для прохождения медицинского осмотра врачом-наркологом и определения степени ремиссии.
Взыскать с Дорониной О. С. в доход бюджета городского округа «Город Волжск» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Емельянова Е.Б.
В окончательной форме решение принято
21 августа 2019 года