КОПИЯ 66RS0008-01-2021-001223-62
Дело № 2а-959/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКРЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2021 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Сорокиной Е.Ю.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к Леонтьеву А.В. о взыскании взносов по обязательным платежам и санкциям,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Леонтьеву А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, за 2019 год в размере 6884 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, за 2019 год в размере 29354 рубля.
В обоснование административного иска указано, что ответчик состоит в качестве налогоплательщика на налоговом учете в МИФНС России № 16 по Свердловской области. Леонтьев А.В. осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 20 мая 2014 года по 30 ноября 2020 года. Леонтьев А.В. в установленные сроки страховые взносы не уплатил, в связи с чем, в его адрес были направлены требования: № 929 от 18 января 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей со сроком исполнения до 12 февраля 2019 года; № 2740 от 13 января 2020 год об уплате стразовых взносов на обязательное пенсионное страхование и за 2019 год в размере 29354 рубля, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля со сроком исполнения до 05 февраля 2020 года. До настоящего времени требования не исполнены. Инспекцией в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 14 февраля 2020 года о взыскании задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. 30 ноября 2020 года Леонтьев А.В. снят с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Иных решений в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за счет иного имущества в рамках ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом в отношении иных указанных выше сумм не принимались. Подать заявление в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования инспекция была не вправе, так как по состоянию на 12 февраля 2019 года и 05 февраля 2020 года Леонтьев А.АВ. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 17 февраля 2021 года мировому судье судебного участка № 4 Дзержинского судебного района города Нижний Тагил подано заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Леонтьева А.В. страховых взносов и пеней на общую сумму 68623 рубля. 01 марта 2021 года мировым судьей вынесен определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа. Неисполнение Леонтьевым А.В. конституционной обязанности по уплате налогов подрывает авторитет и бюджет государства - Российской Федерации, гражданином которого он является.
В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен. В административном исковом заявлении имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
Административный ответчик Леонтьев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещалась путем направления судебной корреспонденции по имеющемуся в материалах дела адресу, о чем имеется реестр почтовых отправлений.
Судебная корреспонденция направлена ответчику по адресу регистрации, однако фактически не востребована адресатом. Также информация о движении дела и дате предоставления возражений ответчиком размещена на официальном интернет-сайте Дзержинского районного суда города Нижний Тагил.
Исходя из положений статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о надлежащем уведомлении ответчика.
Огласив иск, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2009года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу.
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. В частности к ним относятся: индивидуальные предприниматели, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).
Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года. Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца. В целях реализации пункта 3 настоящей статьи календарным месяцем начала деятельности признается: 1) для индивидуального предпринимателя календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Вместе с тем, согласно ч.5 названной статьи, - в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Судом установлено, что административный ответчик Леонтьев А.В. в период с 20 мая 2014 года по 30 ноября 2020 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, соответственно, был обязан оплатить страховые взносы в установленный в законе срок и порядке, в т.ч. и в течение 15 календарных дней с последней даты. Иного суду не представлено.
Поскольку Леонтьевым А.В. не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, МИФНС № 16 по Свердловской области направила налогоплательщику требования: № 929 от 18 января 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей со сроком исполнения до 12 февраля 2019 года; № 2740 от 13 января 2020 год об уплате стразовых взносов на обязательное пенсионное страхование и за 2019 год в размере 29354 рубля, об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6884 рубля со сроком исполнения до 05 февраля 2020 года.
Расчеты административного истца и суммы, заявленные ко взысканию, административным ответчиком не оспорены, иных расчетов не представлено; и как указано административным истцом, в указанные сроки и по настоящее время требования административным ответчиком в полном объеме (в части заявленной ко взысканию суммы) исполнены не были.
Кроме того, решением МИФНС № 16 по СО № 5022 от 14 февраля 2020 года произведено взыскание с Леонтьева А.В. налогов, сборов, страховых взносов пени в размере 36328 рублей 59 копеек.
Вместе с тем, в силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации налоговый орган обращается в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций в течение шести месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 53 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона (пункт 6 статьи 69 НК РФ) соответствующая налоговая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
Таким образом, направленное в адрес налогоплательщика по почте заказным письмом требование об уплате налогов, пени будет свидетельствовать о надлежащем проведении этой налоговой процедуры, поскольку федеральный законодатель установил презумпцию получения названного документа адресатом на шестой день с даты направления. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношения и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Учитывая, что в соответствии со ст. 69 НК РФ налоговое требование является письменным документом, составляемым по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, факт направления налогового требования мог быть подтвержден только письменными доказательствами.
Вместе с тем, требования № 929 от 18 января 2019 года и № 2740 от 13 января 2020 года были направлены налогоплательщику простыми письмами 01 февраля 2019 года и 18 января 2020 года соответственно. Документы, подтверждающие вручение требований об уплате налогов Леонтьеву А.В. лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения, а также доказательства уклонения ответчика от получения этих требований в материалах дела отсутствуют.
Отсутствие в материалах дела доказательств направления Леонтьеву А.В. требований об уплате налога свидетельствует, что процедура добровольной уплаты налога административным истцом нарушена, в связи с чем оснований для взыскания имеющейся у налогоплательщика задолженности в судебном порядке не имеется.
Вопрос о судебных расходах в данном случае судом не разрешается, поскольку административный истец освобождён от уплаты данных расходов, и в иске к ответчику отказано.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области к Леонтьеву А.В. о взыскании обязательных платежей на общую сумму 68623 рубля, в том числе: страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5840 рублей, за 2019 год в размере 6884 рубля; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 26545 рублей, за 2019 год в размере 29354 рубля отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись Е.Ю. Сорокина
Мотивированный текст решения изготовлен 10 июня 2021 года.
Судья: подпись
Копия верна Судья: Е.Ю. Сорокина