Решение по делу № 2-246/2019 от 05.12.2018

Дело № 2-246/2019                               23 апреля 2019 года                                город Котлас

29RS0008-01-2018-003754-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Котласский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Балакшиной Ю.В.

при секретаре Пахомовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слотина Анатолия Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании неверным расчета пенсионных прав, обязании произвести перерасчет размера пенсии и взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Слотин А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонному) (далее по тексту - Управление) о признании неверным расчета пенсионных прав, обязании произвести перерасчет размера пенсии и взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указал, что с августа 2010 года является пенсионером. При назначении пенсии ответчиком был произведен расчет его пенсионных прав по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-ФЗ). Размер пенсии на 2 августа 2010 года составил 5 547 рублей 69 копеек, из них: базовая часть пенсии - 3 268,09 рублей, страховая часть пенсии 2 279,60 рублей. Размер пенсии на дату назначения не соответствовал размеру пенсии, которая должна была быть назначена истцу с учетом законодательства Российской Федерации, действующего в 1991 году. Не согласившись с размером назначенной пенсии, истец в период с 2010 года по 2018 год неоднократно обращался в Управление с заявлениями о проверке правильности расчета. Ответчик указал, что размер пенсии истца по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ будет меньше, чем по п. 3 той же статьи. Полагает, что расчет его пенсионных прав по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ Управлением произведен неверно. В расчете ответчик исчисляет страховой стаж работы до 1991 года - 29 лет 5 месяцев 20 дней, вместо 30 лет; страховой стаж работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС) - 15 лет 12 дней, вместо 16 лет 10 месяцев 16 дней; стажевый коэффициент - 0,59, вместо 0,62; процент валоризации - 39%, вместо 40%. При подсчете общего трудового стажа Управление исключило из стажа работы в РКС период учебы в Лимендском речном училище, а также не применило районный коэффициент. Поскольку весь трудовой стаж работы истца был заработан в Мурманской области, то Управление обязано было при проведении расчета сумму, полученную в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, увеличить в 1,5 раза. При проведении расчета ответчик применил среднемесячную заработную плату за 1982 - 1986 годы - 1 084,42 рубля, что в 1,5 раза ниже средней заработной платы в Российской Федерации на 1 января 2002 года. Кроме этого Управлением была применена компенсационная выплата в размере 120 рублей, вместо 150 рублей, т.к. работа проходила в Мурманской области. Также Управлением не были применены Указы Президента РФ № 681 от 15 апреля 2000 года и № 1815 от 2 ноября 2000 года о выплате компенсаций в размере 100 рублей. Таким образом, размер пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ должен составить 14 960 рублей 48 копеек /10 875,37 + 4 085,11 (фиксированный базовый размер)/. Недоплата при назначении пенсии составила 9 412,79 рублей. Просит признать неверным расчет его пенсионных прав, произведенный Управлением по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ и указанный в письме от 13 апреля 2012 года № С-17-11/15857; обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии истца по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ с момента назначения пенсии по настоящее время с учетом положений Федерального закона № 340-1; взыскать с ответчика недополученную в период со 2 августа 2010 года по 4 декабря 2018 года сумму 1 358 473 рубля.

После неоднократного увеличения исковых требований истец просит взыскать с ответчика сумму недополученной пенсии в размере 1 613 513, 34 рублей.          

В судебном заседании истец Слотин А.И. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и дополнениях к нему. Представил справку Котласского порта АО СРП от 16 апреля 2019 года о его работе в период с 16 апреля по 5 ноября 1973 года в качестве .... и справку, уточняющую особый характер работы, считает, что данный период должен быть учтен Управлением в льготный стаж и суммирован со стажем работы в РКС.

Представитель ответчика Управления по доверенности Просвиркина И.Л. в судебном заседании требования не признала по доводам представленных возражений и дополнений, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Рассмотрев исковое заявление, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года признается право каждого человека на социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года трудовые пенсии назначались и выплачивались в соответствии с Законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ), назначение и выплата страховых пенсий производится на основании данного закона.

Согласно ч. 3 ст. 36Закона № 400-ФЗсо дня вступления в силу настоящего Федерального закона Закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Судом установлено, что 2 августа 2010 года истцу была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (ст. 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

На основании ст. 30 Закона № 173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 1 ст. 14 и п. 1 ст. 32), который в 2010 году составлял 192 месяца.

Расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 указанного закона определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.

Из материалов дела следует, что при назначении истцу пенсии ее расчетный размер определен Управлением в порядке, установленном п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как наиболее выгодный для истца вариант по следующей формуле:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в ст.ст. 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Согласно разъяснениям, данным в пп. 4 «в» п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании ст. 30 Закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться: лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Таким образом, повышенные предельные отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП), установленные абз. 11 - 14 п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ применяются лишь к тем лицам, которые проживали по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как следует из материалов дела, при обращении за назначением пенсии истцом в Управление не были представлены документы, подтверждающие факт его проживания в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года.

Слотиным А.И. при обращении за назначением пенсии был предъявлен паспорт серии ...., .... __.__.__, в котором имелась отметка о регистрации истца по месту пребывания от __.__.__ по адресу: ...., ...., .... Указанное не оспаривается истцом, однако, он считает, что Управление обязано было самостоятельно истребовать сведения о его регистрации по состоянию на 1 января 2002 года в органах ОМВД.

Данные доводы истца являются несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона № 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В соответствии с п. 2 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда РФ № 16, Пенсионного фонда РФ № 19па от 27 февраля 2002 года (далее - Перечень № 16/19па), действовавшего в спорный период, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации.

Пунктом 5 Перечня № 16/19па установлено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 27.1 и 28 Закона № 173-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным в п. 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ, и документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно п. 15 Перечня № 16/19па, в качестве документа, подтверждающего место жительства гражданина, обратившегося за пенсией, предъявляется паспорт (свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации).

В качестве документа, подтверждающего место пребывания гражданина Российской Федерации, обратившегося за пенсией, принимается свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, выданное органами регистрационного учета Российской Федерации.

Аналогичные требования к подтверждению специального стажа и документов, подтверждающих место жительства гражданина содержатся в Перечне документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденном Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н.

В силу положений п. 3 ст. 18 Закона № 173-ФЗ и п. 7 ст. 21 Закона № 400-ФЗ, необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Частью 6 ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определен перечень документов, на который не распространяются положения п. 2 ч. 1 настоящей статьи, это предоставление документов подтверждающих регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2014 года), документов о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, которые могут быть затребованы у гражданина.

В связи с вышеизложенным, документы подтверждающие место жительства гражданина и документы о трудовой деятельности, трудовом стаже в силу положений законодательства предоставляются в пенсионный орган самим гражданином, обратившимся за назначением пенсии.

Учитывая, что истцом при обращении в Управление не были представлены документы, подтверждающие факт его проживания в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 года, то Управлением правомерно не было применено повышенное отношение заработков при оценке его пенсионных прав.

Из пояснений представителя ответчика следует, что истец неоднократно (письменно и устно) обращался в Управление по вопросу расчета размера пенсии, специалистами Управления истцу были даны разъяснения о необходимости предоставления соответствующих документов.

Однако, истцом такие документы не были представлены в Управление. Не представлено таких документов и в суд. Последняя запись в трудовой книжке истца, представленной в Управление при назначении пенсии, датирована 15 апреля 1991 года, что не позволяет судить о месте проживания истца на 1 января 2002 года. Нахождение истца на воинском учете в .... также не является надлежащим доказательством проживания в районах Крайнего Севера по состоянию на 1 января 2002 года.

Таким образом, назначение пенсии осуществлено на основе представленных истцом документов. Общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 года в календарном исчислении составил 17 лет 3 месяца 19 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 14 лет 8 месяцев 4 дня. При определении размера пенсии учтено отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в РФ в размере 1,2.

Расчетный размер трудовой пенсии на 1 января 2002 года равен 0,55 х 1,2 х 1671,00 = 1102,86 рублей.

Пенсионный капитал ПК = (1102,86 руб. - 450,00 руб.) х 192 =125349,12 руб. - при полном стаже (300 месяцев).

В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, если при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

В соответствии с абз. 26 п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

Трудовой стаж истца, как указывалось ранее, на 1 января 2002 года составляет 17 лет 3 месяца 19 дней, следовательно, пенсионный капитал (ПК) истца с учетом неполного стажа (207,63333333 месяцев) составил 125349,12 / 300 х 207,63333333 = 86755,52 рубля.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, производится на основании Постановлений Правительства РФ за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии (п.п. 7, 8 ст. 17 Закона № 173-ФЗ).

Расчетный пенсионный капитал истца на дату назначения пенсии 2 августа 2010 года составил 339341,17 рублей.

В соответствии со ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Стаж истца для расчета валоризации до 1 января 1991 года составляет 17 лет 5 дней.

Сумма валоризации составила: 339341,17 х 27% (10+17) = 91622,12 рублей.

Сумма страховых взносов на 2 августа 2010 года составила 6720,00 рублей

СЧ = ПК/Т

339341,17 + 91622,12 + 6720,00 / 192 = 2279,60 рублей.

Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости установлен истцу в соответствии с п. 6 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, с районным коэффициентом 1,2, как лицу, проживающему в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по состоянию на дату назначения пенсии в сумме 3 268,09 рублей.

Право на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в размере 3 843 рублей в соответствии с п. 7 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющему страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, у Слотина А.И. отсутствует, так как страховой стаж истца составляет 17 лет 9 месяцев 10 дней.

Таким образом, общий размер пенсии истца на дату назначения пенсии составил БЧ + СЧ =3268,09 + 2279,60 = 5547,69 рублей.

Рассматривая требование истца об обязании ответчика произвести перерасчет его пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, суд приходит к следующему.

Как было указано выше, согласно п. 2 ст. 30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:

- из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;

- из числа лиц, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности.

В целях определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением перечисленных периодов, в том числе периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Стаж работы Слотина А.И. по состоянию на 1 января 2002 года для расчета по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ составляет 29 лет 11 месяцев с учетом льготного исчисления (в полуторном размере).

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за период работы в ОАО «Апатит» с 1 января 1982 года по 31 декабря 1986 года составляет 1 084,42 рубля.

СК - стажевый коэффициент - 0,59 (29 полных лет общего стажа на 1 января 2002 года, сверх 25 лет необходимого общего стажа работы 4 года, то есть 55% + 4%).

РП = 1 084,42 х 0,59 = 639,81 рублей.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии в соответствии с п. 4 настоящей статьи, к расчетному размеру начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в РФ, предусмотренная законодательством РФ по состоянию на 31 декабря 2001 года (составляет 100 рубллей).

Согласно п. 7 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии с учетом надбавок, повышений и компенсационной выплаты не может быть менее 660 рублей.

Расчетный размер трудовой пенсии истца (РП) составил 639,81 руб. + 100,00 руб. = 739,81 рублей.

Согласно абз. 40 п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абз. 40 настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.

Следовательно, РП истца не может превышать 678,20 рублей (555,96 руб. + (555,96 х 4%) + 100,00 руб.)

Пенсионный капитал (ПК) истца на 1 января 2002 года при расчете по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ составил:

ПК = (678,20 руб. - 450 руб.) х 192 = 43 814,09 рублей.

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии по старости, производится на основании Постановлений Правительства РФ за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии (п.п. 7, 8 ст. 17 Закона № 173-ФЗ).

На 2 августа 2010 года ПК с учетом индексации составил бы 171 377,29 рублей.

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, и сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Стаж истца для расчета валоризации до 1 января 1991 года составляет 29 лет 7 месяцев 16 дней.

Сумма валоризации составила: 171377,29 х 39% (10+29) = 66837,14 рублей.

Сумма страховых взносов на 2 августа 2010 года составила 6720,00 рублей.

Расчетный пенсионный капитал на дату назначения пенсии 2 августа 2010 года составил бы: 171377,29 + 66837,14 + 6720,00 / 192 = 1275,70 рублей.

Общий размер пенсии истца на дату назначения пенсии при расчете по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ составил бы:

БЧ + СЧ = 3 268,09 руб. + 1 275,70 руб. = 4 543,79 рублей, что значительно меньше размера пенсии, исчисленного по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Доводы истца о том, что Управлением при расчете пенсии по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ была учтена только одна компенсационная выплата к расчетному размеру пенсии, а не две, установленные Указами Президента РФ № 681 от 15 апреля 2000 года и № 1815 от 2 ноября 2000 года в размере 100 рублей, в данном случае не могут повлиять на существо данного решения, поскольку общий размер пенсии истца на дату назначения пенсии при расчете по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ в любом случае будет значительно меньше, размера пенсии исчисленного по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

После ознакомления с возражениями ответчика истец в судебном заседании указал, что согласен с расчетом Управления в части подсчета общего трудового стажа, который в полуторном исчислении составил 29 полных лет, соответственно согласен и со стажевым коэффициентом - 0,59. Также истец согласился с расчетом ответчика фиксированной базовой части трудовой пенсии по состоянию на 2 августа 2010 года в размере 3 268 рублей.

Фактически истец не согласен с подсчетом стажа работы в районах Крайнего Севера. Считает, что стаж его работы в РКС составляет более 15 лет. Кроме этого указывает, что Управлением неправомерно не зачтен период обучения в Лимендском речном училище в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. А также не учтена работа в .... период в период производственной практики с 16 апреля по 5 ноября 1973 года. В качестве подтверждения данной работы истцом в материалы дела представлены справки Котласского порта АО СРП от 16 апреля 2019 года о его работе в указанный период в качестве .... и справка, уточняющая особый характер работы.

Оценивая данные доводы истца, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, истец с 1 сентября 1970 года по 1 марта 1974 года обучался в Лимендском речном училище.

При обращении за назначением пенсии истец представил в Управление трудовую книжку и, выданную 12 октября 2010 года Котласским портом АО СРП, выписку из приказа № 19/н от 16 апреля 1973 года, из которой следует, что с 16 апреля 1973 года Слотин А.И. прибыл на производственную практику из ЛРУ сроком до 16 ноября 1973 года и назначен .... «БТ - Отлив» с окладом .... рублей в месяц.

Каких-либо документов о льготном характере работы в указанный период истцом в Управление представлено не было, что подтверждается материалами пенсионного дела.

Согласно п. 5 Перечня № 16/19па, действовавшего в спорный период, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 27.1 и 28 Закона № 173-ФЗ, в необходимых случаях, в дополнение к документам, предусмотренным в п. 2 настоящего Перечня, должны быть приложены документы: подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 27.1 и подп. 13 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ).

В соответствии с п. 1 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 года № 1-28-У, если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей, специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы, то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.

Подсчет специального стажа осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила № 516).

В соответствии с п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно п. 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет», утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, и подлежащим применению к периодам работы до 1 января 1992 года, предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение по старости мотористов, старших мотористов плавсоставов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) речного флота.

Разделом 23003000 Списка № 2, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, «Речной и морской флот» подразделом 23003010 «Плавающий состав» предусмотрены мотористы всех наименований машинной команды судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

Анализируя вышеуказанные нормы, необходимо документальное подтверждение типа судна и подтверждение того, что должность работника относится к плавсоставу, и «двойное наименование профессий», не свидетельствует о совмещении работ, а судно, на котором он работал, не относится к служебно-разъездным, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Согласно п. 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В силу п. 13 указанных Правил, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.

Аналогичная норма содержится в п. 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590, согласно которой при назначении пенсий работникам водного транспорта полный навигационный период засчитывается за год работы.

Сроки начала и конца навигации применительно к замерзающим водным путям устанавливаются приказами территориальных органов государственных бассейновых управлений водных путей судоходства с учетом местных климатических и гидрологических условий.

Если навигация, независимо от причин, отработана не полностью, то в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, по их фактической продолжительности в порядке, предусмотренном п. 5 Правил № 516, то есть в календарном исчислении с включением периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительного оплачиваемых отпусков.

Навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте.

Из трудовой книжки Слотина А.И. следует, что с 16 апреля 1973 года по 5 ноября 1973 года истец работал в качестве .... .... в Котласском речном порту. Трудовая книжка, указывая лишь на наименование должности, не содержит каких-либо данных, раскрывающих характер выполняемой истцом работы, и не позволяет соотнести его трудовые функции с должностями, работами, перечисленными в соответствующем Списке № 2, на который ссылается истец. Кроме этого, трудовая книжка истца не содержит всех необходимых сведений о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Справки, уточняющие особый характер работы или условия труда истцом при обращении за назначением пенсии представлены не были. Что не оспаривается истцом.

Поскольку суд не может подменять орган пенсионного обеспечения, а истцом при обращении за назначением пенсии не были представлены документы, подтверждающие льготный характер работы в период с 16 апреля по 5 ноября 1973 года, то справка Котласского порта АО СРП от 16 апреля 2019 года о работе истца в указанный период в качестве .... и справка, уточняющая особый характер работы, не могут быть приняты судом для исчисления льготного стажа работы истца.

Пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, устанавливая обращение гражданина в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии и предоставлением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что при назначении пенсии Управлением правомерно был произведен подсчет стажа работы истца на основании имеющихся документов.

Истец не лишен права в установленном законом порядке обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете пенсии с предоставлением необходимых документов.

На момент обучения истца в Лимендском речном училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (далее - Положение).

В соответствии с подп. «з» п. 109 названного Положения, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.

Подпунктом «и» п. 109 предусмотрено включение в общий стаж периодов обучения в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Согласно п. 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), период указанный в подп. «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подп. «а», «б» и «в» п. 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Содержание абз. 14 п. 109 Положения касается льготных условий назначения пенсии рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16) и работницам предприятий текстильной промышленности. Данный абзац определяет порядок учета периодов указанных в подпунктах «к», «л» и «з» для определения специального стажа при назначении льготной пенсии для указанных выше категорий рабочих и служащих к которым истец не относится.

Кроме это, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Реализуемые образовательные программы обучения должны обеспечивать получение учениками знаний, умений и профессиональных навыков в объеме установленных квалификационных требований. Сроки обучения определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

Период прохождения обучения - это срок, необходимый для получения данной квалификации. Период обучения начинается с даты указанной в приказе о зачислении гражданина в учебное заведение и заканчивается датой определенной в приказе об отчислении студента из учебного заведения (если иное не предусмотрено договором).

Из трудовой книжки Слотина А.И. усматривается, что период получения образования в Лимендском речном училище начинается с 1 сентября 1970 года (приказ № 94 от 21 августа 1970 года) и заканчивается 1 марта 1974 года (приказ № 33 от 1 марта 1974 года).

Согласно справке от 19 апреля 2019 года, выданной Котласским филиалом ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», в 1970 - 1974 годах Лимедское речное училище являлось подведомственным учебным заведением Министерства речного флота РСФСР и относилось к типу средних специальных заведений (техникум).

В период производственной практики с 16 апреля по 5 ноября 1973 года обучение в учебном заведении не прерывалось, а соответственно не может рассматриваться как деятельность, которая следовала за окончанием периода обучения.

Таким образом, основания для зачета в стаж льготной работы периода обучения истца в училище отсутствуют.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что расчет пенсионных прав истца, произведенный Управлением по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ является правомерным.

Поскольку судом установлено, что расчет пенсии истца произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как по наиболее выгодному варианту, то основания для понуждения ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии истца по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ с момента назначения пенсии по настоящее время с учетом положений Федерального закона № 340-1 и взыскания с ответчика недополученных денежных средств отсутствуют.

На основании изложенного, суд отказывает Слотину А.И. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Слотина Анатолия Ивановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (межрайонному) о признании неверным расчета пенсионных прав, обязании произвести перерасчет размера пенсии и взыскании денежных средств отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.

Председательствующий                                                                                     Ю.В. Балакшина

2-246/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Слотин А.И.
ГУ "УПФ в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области"
Суд
Котласский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
kotlasgrsud.arh.sudrf.ru
05.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2018Передача материалов судье
07.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2019Предварительное судебное заседание
19.02.2019Судебное заседание
02.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее