22RS0011-02-2022-003728-50
Судья Волошенко Т.Л. №33-177/2023 (33-11250/2023)
(№ 2-123/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2024 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Сухаревой С.А., Диденко О.В.
при помощнике судьи Семиусовой Ю.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Беккер Л. В. к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности
по апелляционным жалобам ответчиков администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя Регионального оператора Соловьева А.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Первоначально Беккер Л.В., действуя через представителя Соснова Е.А., обратилась в суд с иском к Администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
В ходе рассмотрения дела требования были изменены, предъявлены к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Беккер Л.В. просила:
- возложить на Администрацию г. Рубцовска обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> Алтайского края, а именно: капитального ремонта по замене системы отопления: с заменой непригодной запорной арматуры и установкой прибора учета; капитального ремонта по замене системы канализации; капитального ремонта системы электроснабжения (водно-распределительные устройства, замены электрической межэтажной проводки, стояковой разводки, установки устройства заземления); капитального ремонта по замене холодного и горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры; капитального ремонта кровли; капитального ремонта отмостки;
- возложить на Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения жилого дома по <адрес> в <адрес> в объеме перечисленных администрацией денежных средств в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год, организовать проведение и выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого <адрес>, в <адрес>, а именно: капитального ремонта по замене системы отопления: с заменой непригодной запорной арматуры и установкой прибора учета; капитального ремонта по замене системы канализации; капитального ремонта системы электроснабжения (водно-распределительные устройства, замены электрической межэтажной проводки, стояковой разводки, установки устройства заземления); капитального ремонта по замене холодного и горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры; капитального ремонта кровли; капитального ремонта отмостки.
В обоснование требований указано, что истец является собственником комнаты в жилом многоквартирном <адрес> в <адрес> Алтайского края. Ответчик Администрации города Рубцовска Алтайского края является наймодателем истца. Третье лицо ООО УК «Лавр» является компанией обслуживающей многоквартирный дом на основании постановления Администрации города Рубцовска Алтайского края. Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края № 3391 от 13.12.2021 ООО УК «Лавр» была определения управляющей организацией для управления многоквартирными домами в отношении которых собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления не реализован, не определена управляющая организация. Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края № 3475 от 20.12.2021 был внесены изменения в постановление № 3391 от 13.12.2021, которым в управление ООО УК «Лавр». Был передан спорный дом с 01.01.2022 по 31.12.2022 с тарифом 17,02 руб. с кв.м. помещения в месяц.
С момента ввода вышеуказанного дома в 1974 году в эксплуатацию его капитальный ремонт не проводился, поэтому обязанность по осуществлению ремонта, исходя из времени возникновения спорного правоотношения, лежит на Администрации города Рубцовска Алтайского края. Истец полагает, что ответчик должен произвести работы, за счет собственных средств отнесенные к капитальному ремонту: капитальный ремонт по замене системы отопления: с заменой непригодной запорной арматуры и установкой прибора учета; капитальный ремонт по замене системы канализации; капитальный ремонт системы электроснабжения в том числе (водно-распределительного устройства, замена электрической межэтажной проводки, стояковой разводки, установки устройства заземления); капитальный ремонт по замене системы холодного и горячего водоснабжения с заменой непригодной запорной арматуры; капитальный ремонт кровли; капитальный ремонт отмостки и фасада.
Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» возражала против иска.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 22 августа 2023 года исковые требования Беккер Л.В. удовлетворены частично.
На Администрацию города Рубцовска Алтайского края (ИНН 2209011079) возложена обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование работ по капитальному ремонту ниже указанного общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> Алтайского края, путем перечисления денежных средств на счет Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов»:
1) кровли:
- демонтаж покрытия выпусков вентиляционных шахт;
- демонтаж железобетонных парапетных плит;
- полная разборка кровельного покрытия, включая разборку кровельного покрытия помещений для выхода на кровлю и кровельного покрытия над лоджиями;
- выравнивание стяжки под кровельное покрытие;
- устройство кровельного покрытия из рулонных материалов, включая кровельное покрытие помещений для выхода на кровлю и кровельное покрытие над лоджиями, с плотным примыканием к вертикальным поверхностям парапетов, выпусков вентиляционных шахт, помещений для выхода на кровлю;
- устройство зонтов из оцинкованной кровельной стали над выпусками вентиляционных шахт;
- устройство покрытия парапетов из оцинкованной кровельной стали;
2) отмостки:
- разборка асфальтобетонного покрытия отмостки и площадок по периметру цокольной части стен исследуемого многоквартирного жилого дома (за исключением мест расположения пристроенных помещений, не являющихся общедомовым имуществом);
- подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением;
- установка бортовых камней вдоль отмостки, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см;
- устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальто-бетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальто-бетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания, бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03.
На Некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН ***) возложена обязанность принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путем включения многоквартирного <адрес> Алтайского края в объеме перечисленных средств Администрацией города Рубцовска Алтайского края в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту ниже указанного общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес> Алтайского края:
1) кровли:
- демонтаж покрытия выпусков вентиляционных шахт;
- демонтаж железобетонных парапетных плит;
- полная разборка кровельного покрытия, включая разборку кровельного покрытия помещений для выхода на кровлю и кровельного покрытия над лоджиями;
- выравнивание стяжки под кровельное покрытие;
- устройство кровельного покрытия из рулонных материалов, включая кровельное покрытие помещений для выхода на кровлю и кровельное покрытие над лоджиями, с плотным примыканием к вертикальным поверхностям парапетов, выпусков вентиляционных шахт, помещений для выхода на кровлю;
- устройство зонтов из оцинкованной кровельной стали над выпусками вентиляционных шахт;
- устройство покрытия парапетов из оцинкованной кровельной стали;
2) отмостки:
- разборка асфальтобетонного покрытия отмостки и площадок по периметру цокольной части стен исследуемого многоквартирного жилого дома (за исключением мест расположения пристроенных помещений, не являющихся общедомовым имуществом);
- подготовка основания под новую отмостку с использованием подсыпки из щебня с последующим уплотнением;
- установка бортовых камней вдоль отмостки, таким образом, чтобы бровка отмостки превышала планировочную отметку земли не менее чем на 5 см;
- устройство покрытия отмостки из асфальтобетонной смеси, толщиной 3 см (при использовании щебеночно-мастичного асфальтобетона и песчаного асфальто-бетона), либо толщиной 5 см (при использовании мелкозернистого асфальто-бетона), с плотным примыканием к цокольной части наружных стен здания, бортовым камням, с обеспечением уклона от стен здания не менее 0,03.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу Беккер Л.В. взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб., по 150 руб. с каждого.
С Администрации города Рубцовска Алтайского края, Некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в пользу ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» (ИНН ***) взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 81 400 руб., по 40 700 руб. с каждого.
Некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее также – региональный оператор) в апелляционной жалобе просит указанное решение суда изменить в части взыскания с него судебных расходов, возложив бремя их несения на администрацию г. Рубцовска, на которой лежит ответственность за нарушение прав истца. Также просит взыскать с администрации города Рубцовска расходы по оплате госпошлины в связи с подачей апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб.
Ссылаясь на п.п. 5, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 №20-П, указанный ответчик полагает, что судом неверно применены нормы процессуального закона, не принят во внимание характер правоотношений между региональным оператором и истцом, а именно отсутствие причинной связи между действиями этого ответчика и нарушением прав истца.
Администрация города Рубцовска в апелляционной жалобе просит решение суда о возложении на администрацию обязанности в течение одного года со дня вступления решения в законную силу осуществить финансирование работ по капитальному ремонту указанного в решении общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, отменить, принять новое об отказе в удовлетворении иска. В обоснование, ссылаясь на статью 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, указывает, что в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на дату первой приватизации, многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> не был включен.
Администрация города считает недоказанным факт нуждаемости указанного дома именно в капитальном ремонте на момент первой приватизации квартиры, на 1992 год. Факт отсутствия капитального ремонта на момент приватизации квартир, так же как и износ конструкций в доме, не может свидетельствовать о нуждаемости домостроения или его отдельных конструкций в капитальном ремонте. Доводы истца о том, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность по проведению капитального ремонта, основаны на неверном толковании норм права, поскольку такая обязанность сохраняется только в том случае, если дом нуждался в поведении капитального ремонта на момент начала приватизации, однако при разрешении данного спора доказательств этому истцом, на которого возложено бремя доказывания, не представлено.
Ссылаясь на ст.ст. 36, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, апеллянт указывает, что вопрос о проведении капитального ремонта разрешается на общем собрании собственников, поскольку его проведение финансируется за счет их взносов.
Судом причины обращения истца с иском о проведении капитального ремонта спустя 30 лет с момента первой приватизации жилого помещения не установлены.
Также ответчик не соглашается с отнесением ремонта отмостки к капитальному ремонту, полагая, что этот вывод не соответствует нормам статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации, приложения 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, приложения 2 к Методическому пособию по содержанию и ремонту жилых помещений МДК 2-04.2004, утв. Госстроем.
Администрация города является участником бюджетного процесса, исполнительно-распорядительным органом, выполняющим свои функции в пределах имеющихся бюджетных средств. Исполнение решения может привести к нецелевому использованию бюджетных средств и неосновательному обогащению со стороны подрядчика, не являющегося получателем бюджетных средств, так как стоимость выполненных работ, возможно, будет отличаться от расчетной стоимости.
Представитель регионального оператора в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, просили рассмотреть дело без их участия, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части распределения судебных расходов в связи с его несоответствием процессуальному закону (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме (последнее предложение в редакции, действующей с 30.07.2017).
В силу ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Между тем, в соответствии со ст. 6 ЖК акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в редакции, действующей с 20.12.2017, при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Как ранее действовавшим Жилищным кодексом РСФСР (п. 2 ст. 15), так и действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации (п. 3 ч. 2 ст. 65) обязанность по проведению капитального ремонта жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, возложена на наймодателя, ранее – на районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР.
Статьей 141 ЖК РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществлялось за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств – за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
В соответствии с п.п. 1.2, 5.6 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ведомственные строительные нормы (ВСН) 58-88-р), утв. приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, плановые сроки начала и окончания капитального ремонта и реконструкции зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом органами отраслевого управления. Указанное Положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Приложением № 2 к указанному Положению определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов, которая до постановки на капитальный ремонт для жилых зданий полносборных крупнопанельных, крупноблочных, со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с железобетонными перекрытиями при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома, а также здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) составляет 15-20 лет; для жилых зданий со стенами из кирпича, естественного камня и т.п. с деревянными перекрытиями; деревянных, со стенами из прочих материалов при нормальных условиях эксплуатации (жилые дома и здания с аналогичным температурно-влажностным режимом основных функциональных помещений) составляет 10-15 лет.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Беккер Л.В. является собственником жилого помещения *** в доме по <адрес> в <адрес>, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГ.
Многоквартирный пятиэтажный жилой <адрес> в <адрес> Алтайского края построен и сдан в эксплуатацию в 1974 году, принадлежал ПО «Алтайский тракторный завод имени М.И. Калинина».
Приватизация жилых помещений в доме началась в августе 1992 года (т. 1 л.д. 106), в этот период дом находился на балансе <адрес>, которому был передан по решению *** от 21.01.1990, о чем имеется запись в техническом паспорте.
Таким образом, на момент начала приватизации указанный жилой дом эксплуатировался более 18 лет.Капитальный ремонт дома не производился (т. 1 л.д. 154).
Управляющей организацией в отношении данного дома определено ООО «УК «ЛАВР».
Жилой дом по <адрес> в <адрес> внесен в реестр многоквартирных домов, включенных в краевую программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 г.г., в соответствии с законом Алтайского края от 28.06.2013 г. № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края». Планируемый перечень работ по капитальному ремонту:
- ремонт крыши – 2023-2025;
- ремонт фасада, ремонт фундамента многоквартирного дома – 2041-2043,
- ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения – 2029-2031,
- ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения – в период с 2023 по 2025 г.г.; ремонт фундамента и фасада – в период с 2032 по 2034 г.г.
В ходе рассмотрения дела проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Как следует из заключения экспертов ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» от 14.07.2023 № 3058/22 жилой дом по <адрес> в <адрес> является пятиэтажным, в здании имеются подвальные помещения, два подъезда, а также нежилые помещения, расположенные на первом и втором этажах, планировка здания коридорно-секционного типа, в торцевых частях здания имеются выступающие из плоскости фасада лоджии, боковые стены лоджий выполнены кладкой из силикатного кирпича.
Экспертами установлено, что техническое состояние многоквартирного жилого дома в части кровли, отмостки, фасада и инженерных систем (система отопления, система канализации, система электроснабжения, системы холодного и горячего водоснабжения) – неудовлетворительное (не соответствует требованиям нормативно-технической документации, конкретные несоответствия приведены выше), требуется проведение ряда ремонтно-строительных работ, перечисленных в заключении, относящихся к работам по капитальному ремонту.
При этом из заключения экспертов следует, что фактический срок эксплуатации кровли, отмостки, системы холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления данного жилого дома на дату первой приватизации составлял более нормативно установленного минимального срока эффективной эксплуатации этих конструкций и оборудования до проведения капитального ремонта.
Удовлетворяя частично заявленные истцом требования и возлагая на администрацию города Рубцовска обязанность осуществить финансирование работ по капитальному ремонту кровли и отмостки жилого дома по <адрес> в <адрес>, суд исходил из того, что соответствующий ремонт требовался на момент начала приватизации, но не был произведен; соответствующая обязанность возникла у наймодателя и он может быть понужден к ее исполнению.
Доводы администрации города Рубцовска о том, что не подтверждена нуждаемость дома в капитальном ремонте на момент первой приватизации жилого помещения в доме, а также о том, ремонт отмостки относится к текущему, а не к капитальному ремонту, оценивались судом при рассмотрении дела. Результаты оценки отражены в решении суда, данные доводы обоснованно отвергнуты судом со ссылкой на нормативное регулирование сроков проведения капитального ремонта, видов работ и заключение экспертов, при этом в апелляционной жалобе каких-либо новых аргументов в подтверждение позиции ответчика не содержится. В связи с этим суд апелляционной инстанции полагает, что данные доводы несостоятельны и не могут повлечь отмену решения суда.
Ссылки апеллянта на то, что для проведения капитального ремонта требуется решение общего собрания собственников дома, что обращение в суд по неизвестной причине последовало через 30 лет после начала приватизации не имеют правового значения с учетом характера заявленных требований, поскольку финансирование капитального ремонта за счет средств местного бюджета не требует решения общего собрания собственников, при этом граждане в данном случае не ограничены каким-либо сроком для защиты своих прав.
Указание в жалобе на возможное нецелевое использование бюджетных средств, неосновательное обогащение подрядчика носит вероятностный характер и не является основанием для отказа в иске.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы администрации города Рубцовска судебная коллегия оснований для отмены решения суда полностью, либо в части не усматривает.
Судебная коллегия также не находит оснований для изменения решения суда и по доводам апелляционной жалобы регионального оператора о несогласии с решением суда в части распределения судебных расходов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 178 ЖК региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 3, 4, 5 ч. 1 ст. 180 ЖК функциями регионального оператора, в числе прочего, являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 180 ЖК).
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК, ч.ч. 4, 5 ст. 14 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года № 37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» (далее также – Закон № 37-ЗС) региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в объеме и в сроки, которые предусмотрены краевой программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, краевого бюджета и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств. Региональный оператор обеспечивает обязательный учет средств, заимствованных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома из фондов капитального ремонта других многоквартирных домов, обеспечивает контроль за соблюдением сроков и условий возврата таких заимствований.
В силу п. 8.7 ст. 13 ЖК к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 8 Закона № 37-ЗС определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации краевой программы осуществляется, исходя из следующих критериев: 1) года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; 2) даты последнего проведения капитального ремонта многоквартирного дома; 3) нормативных сроков службы конструктивных элементов и инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах; 4) полноты поступлений взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме. Данный критерий используется при ежегодной актуализации краевой программы; 5) наличие принятого собственниками помещений в многоквартирном доме решения об уплате взносов на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер, установленный Правительством Алтайского края. Применение этих критериев осуществляется в порядке, установленном Правительством Алтайского края.
На территории Алтайского края уполномоченным органом в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее – уполномоченный орган) является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 6 Закона № 37-ЗС в целях реализации краевой программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта уполномоченный орган утверждает краткосрочные планы реализации краевой программы в порядке, установленном Правительством Алтайского края, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. В целях формирования краткосрочных планов реализации краевой программы и внесения в них изменений органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края, на территориях которых расположены многоквартирные дома, направляют в уполномоченный орган по утвержденным им формам сведения о многоквартирных домах, подлежащих включению в краткосрочные планы реализации краевой программы, в порядке и в сроки, установленные Правительством Алтайского края.
Постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017 № 496 утверждены Порядок подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы (далее – Порядок подготовки планов) и Порядок направления предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее – Порядок направления предложений).
В соответствии с п.п. 4, 5 Порядка подготовки планов очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований, определяется с учетом установленных краевой программой сроков проведения капитального ремонта. Объем средств, который предполагается направить на проведение капитального ремонта за счет средств регионального оператора, не должен превышать прогнозируемый объем средств фонда капитального ремонта муниципального образования по состоянию на 31 декабря года реализации краевой программы.
Подготовка и утверждение планов реализации краевой программы включает в себя следующие этапы: формирование органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края (далее - «органы местного самоуправления») сведений о многоквартирных домах, подлежащих включению в план реализации краевой программ (далее - «сведения о многоквартирных домах»), по утвержденным Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее - «уполномоченный орган») формам; определение региональным оператором прогнозируемого объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований на плановый год реализации краевой программы (далее - «прогнозируемы объем средств фондов капитального ремонта»); формирование и утверждение плана реализации краевой программы уполномоченным органом.
Как предусмотрено в подпункте «г» пункта 12 указанного порядка планы реализации краевой программы подлежат актуализации, в частности, в случае изменения видов и объемов государственной и (или) муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Региональный оператор и органы местного самоуправления в течении пятнадцати рабочих дней с момента наступления предусмотренного пунктом 12 данного Порядка основания направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах для актуализации планов реализации краевой программы (пункт 13 Порядка). На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.
В соответствии с п. 10 Порядка уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течении двух месяцев формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края.
Из приведенных норм следует, что объем денежных средств, поступивших для финансирования капитального ремонта конкретного дома, имеет значение для определения очередности фактического проведения ремонта данного дома. Изменение финансирования, в том числе за счет бюджетных средств, является одним из оснований изменения сроков ремонта, актуализации планов реализации краевой программы. При этом сведениями о размере средств, поступивших для проведения капитального ремонта, располагает именно региональный оператор, который уполномочен предоставлять соответствующие сведения уполномоченному органу.
Таким образом, региональный оператор располагает определенными полномочиями способствовать изменению сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома в пределах своей компетенции, реализация которых, в частности, зависит от факта и объема предоставленного финансирования.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 182 ЖК региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: 1) в сроки, предусмотренные частью 3 статьи 189 названного Кодекса, подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта; 2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; 3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; 8) вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме.
В ч. 3 ст. 189 ЖК предусмотрено, что не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 2 вышеуказанного действующего на территории Алтайского края Порядка направления предложений, где указано, что не менее, чем за четыре месяца до наступления года, в течении которого должен быть проведен капитальный ремонт в соответствии с краткосрочным планом реализации краевой программы (далее - «план реализации краевой программы»), собственникам помещений в многоквартирном доме (далее - «собственники») направляется предложение о проведении капитального ремонта: лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или оказывающим услуги и (или) выполняющим работы по содержанию и ремонта общего имущества в многоквартирном дом (далее - «управляющие организации») в случае если собственники формируют фонд капитального ремонта на специальном счете; либо некоммерческой организацией «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее - «региональный оператор») в случае, если собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Таким образом региональный оператор уполномочен выполнять определенные функции по организации проведения капитального ремонта.
Из содержания вынесенного судом решения следует, что на регионального оператора возложена обязанность принять меры по актуализации краевой программы и дальнейшей организации проведения капитального ремонта в пределах своей компетенции, то есть в соответствии с действующим законодательством. Это предполагает проведение непосредственно работ по капитальному ремонту после внесения соответствующих изменений в краевую программу.
Судебная коллегия полагает, что доводы указанного ответчика о том, что защита прав граждан, включая истца, во внесудебном порядке не зависела от действий этого ответчика до момента предоставления администрацией города Рубцовска необходимого финансирования, а поскольку таковое отсутствовало, сами по себе действия (бездействие) регионального оператора не нарушали прав и законных интересов истца, заслуживают внимания.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из пунктов 5, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ). Не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком, например, исков о расторжении брака при наличии взаимного согласия на это супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание характер правоотношений и роль каждого из ответчиков в защите прав истца, судебная коллегия полагает, что участие регионального оператора в рассмотрении дела в качестве ответчика было обусловлено исключительно реализацией в будущем возложенных на него функций, а не нарушением с его стороны прав и законных интересов истца до его обращения в суд, в связи с чем возложение на данного ответчика судебных расходов является неправомерным.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения суда в части распределения судебных расходов, которые полностью должны быть возложены на первого ответчика – администрацию города Рубцовска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░░░ ***) ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 81 400 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 000 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.01.2024.