Решение по делу № 2-86/2019 от 28.06.2018

Дело № 2-86/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 февраля 2019 года

Свердловский районный суд г. Костромы в составе

судьи Комиссаровой Е.А.

при секретаре Туриловой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Валерия Владимировича к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Костромском районе (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском, требования мотивированы тем, что <дата> он обратился в пенсионный фонд по Судиславскому району за назначением пенсии, пенсионным органом вынесено решение об отказе в установлении пенсии, так как в специальный стаж не включили периоды работы в Племзверосовхозе «Судиславль» с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в связи с тем, что должность «мастера» и «мастера по ремонту зданий и сооружений» не предусмотрены Списком , утвержденным постановлением Кабине Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а так же документально не представляется возможным установить занятость заявителя полный рабочий день только на объектах «нового» строительства, период прохождения военной службы не включили, так как отсутствует специальный стаж в соответствии со списком № 2, а так же включение службы по призыву не предусмотрено.

Истец просит зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с <дата> по <дата> в качестве мастера, с <дата> по <дата> в качестве мастера, с <дата> по <дата> в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений, с <дата> по <дата> период прохождения военной службы, и назначить пенсию с <дата>.

В судебном заседании истец требования поддержал, представил письменные пояснения по иску и возражения на отзыв ответчика, полагает, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж по Списку года

Представитель ответчика ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по г. Костроме иск не признала по основаниям указанным в Протоколе заседания комиссии № 233/12 от 25.04.2018 г. Указала, что в случае включения периодов работы истца в специальный стаж по Списку № 2 1991 года армия не подлежит включению в специальный стаж.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ЗАО «Судиславль» исковые требования полагала признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав стороны, участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) на один год за каждые 2 года 06 месяцев такой работы.

Согласно ч. ч. 2 - 4 ст. 30 указанного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

В соответствии с пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (далее Список N 2 от 1991 года);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (далее Список N 2 от 1956 года), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Одновременное применение правил подсчета специального трудового стажа - на основании и Списка N 2 1991 года, и Списка N 2 1956 года, действующим законодательством не предусмотрено.

Из материалов дела следует, что Попов В.В. <дата> года рождения <дата> обратился в УПФР в Костромском районе Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением УПФР в Костромском районе (межрайонное) от <дата> Попову В.В. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Согласно указанному решению специальный стаж истца составляет 8 лет 5 месяцев 6 дней и соответствует периодам работы в должности прораба в Племзверосовхозе «Судиславль», АОЗТ «Судиславль» (по Списку № 2 от 26 января 1991 года № 10).

Периоды работы заявителя в Племзверосовхозе «Судиславский» в качестве мастера с 21 августа 1984 года по 25 октября 1984 года, с 25 июня 1986 года по 30 июня 1986 год, в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений с 01 июля 1986 года по 12 июня 1987 год не зачтены в специальный стаж, так как должности «мастер», «Мастер по ремонту зданий и сооружений» не предусмотрены Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При подсчете специального стажа с учетом норм п. 3 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 года № 400 ФЗ включение периода службы в Вооруженных силах не предусмотрено

Обратившись в суд, истец претендует на включение в специальный стаж периодов работы в качестве мастера с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений с <дата> по <дата> год по Списку , утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от <дата> , а также периодов службы в армии по призыву с <дата> по <дата> год и назначении пенсии в связи с достижением 56-летнего возраста.

В Списке , утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, в разделе ХХ!Х «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены «мастера (десятники) и прорабы».

В Списке № 2, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 в разделе XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» предусмотрены: мастера строительных и монтажных работ (код позиции 2290000б-23419), производители работ (код позиции 2290000б-24441).

Согласно п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренной Списками, не менее 80% рабочего времени.

Согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

В возрасте 56 лет мужчине требуется специального стажа по Списку № 2 не менее 10 лет, страхового стажа не менее 25 лет.

В целях проверки доводов истца судом по ходатайству последнего была назначена экспертиза условий труда.

Согласно Заключению № 1 государственной экспертизы условий труда от 10 января 2019 года, выполненного Главным специалистом-экспертом Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области характер выполняемых работ, условия труда Попова В.В. в периоды его работы в племзверосовхозе «Судиславский» в качестве мастера с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений с 01 июля 1986 года по 12 июня 1987 год соответствует требованиям, предусмотренным Списком № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

При этом экспертом установлено, что из основных задач, изложенных в Уставе племзверосохоза «Судиславский», актов ввода в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения), распоряжений можно сделать вывод о том, что АО «Судиславль» наряду со строительством новых объектов выполняло работы по реконструкции зданий, по строительству зданий сельхозназначения, что не предусмотрено Списком № 2 1956 года, а предусматривалось Списком № 2 1991 года.

Акты ввода в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) здания (сооружения), акты на приемо-сдачу строений и сооружений могут служить доказательством, что племзверосовхоз «Судиславский» осуществлял строительно-монтажные работы.

Подтверждением того, что Попов В.В. в период работы в исследуемый период выполнял работы в качестве мастера строительно-монтажных работ может служить наличие в строительном цехе племзверосовхоза «Судиславский» порядка 50 рабочих строительных профессий (каменщиков, штукатуров, маляров, сантехников).

Наименование должности «мастер, «мастер по ремонту зданий и сооружений» является производной от мастера строительно-монтажных работ». Наименование должности «мастера строительно-монтажных работ» в документах племзверосовхоза «Судиславский» отсутствует при наличии участков строительно-монтажных работ.

Кроме того, по мнению эксперта косвенным подтверждением полной занятости Попова В.В. в исследуемый период может служить полная выработка нормы рабочего времени, отсутствие приказов о совмещении, большие объемы выполнения строительно-монтажных работ при наличии 2 прорабов и 1 мастера, начисление премий.

При таких обстоятельствах доводы истца о том, что характер выполняемых работ, условия труда Попова В.В. в периоды его работы в качестве мастера с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> год, в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений с <дата> по <дата> год в племзверосовхозе «Судиславский» соответствуют требованиям, предусмотренным Списком № 2 1991 года, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения гражданского дела.

Истец и представитель ответчика не оспаривали выводов эксперта. У суда также не имеется оснований не доверять выводам эксперта, в связи с чем экспертное заключение суд считает возможным положить в основу решения суда об удовлетворении требований истца в части включений спорных периодов в специальный стаж.

Поскольку спорные периоды работы учтен в специальный стаж истца по Списку N 2 от 1991 года, действующим с 01 января 1992 года, а законодательством не предусмотрено приравнивание периодов службы к стажу, дающему право на досрочное назначение пенсии, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований в части включения в специальный стаж истца периода службы армии по призыву.

При этом суд считает необходимым отразить следующее

Возможность включения в стаж для назначения льготной пенсии периода службы в Вооруженных Силах СССР была предусмотрена п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, действовавшего до 01 января 1992 года, согласно которому служба в Вооруженных Силах СССР приравнивалась по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. При этом учитывалась работа, предусмотренная Списками N 1 и N 2, действовавшими в тот же период.

На момент выполнения истцом спорной работы действовал Список N 2 от 22 августа 1956 года.

Документы, подтверждающие занятость истца как до службы в армии так и после в условиях, предусмотренных Списком N 2 от 1956 года, в материалах дела отсутствуют.

При исчислении специального стажа по Списку N 2 от 26 января 1991 года, соответственно должны применяться правила исчисления стажа, действовавшие после 01 января 1992 года. Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральный закон "О страховых пенсиях" не предусматривали включение в специальный стаж срочной военной службы.

Таким образом, до введения нового правового регулирования в январе 1991 года, истец не мог рассчитывать на пенсионное обеспечение в связи с выполнением им работы по Списку N 2 1956 года.

Доводы истца в указанной части основаны на неправильном толковании законодательства и разъяснений к нему.

Вопросы пенсионного обеспечения в период работы истца регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", на момент его обращения за назначением досрочной страховой пенсии действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Как уже указано выше в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665, подпунктом "б" пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 26 января 1991 года);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее - Список N 2 от 22 августа 1956 года);

В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

При этом к периодам работы, указанным в абзаце третьем подпункта "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, относятся лишь периоды выполнения работы, имевшие место до 01 января 1992 года и предусмотренные Списком N 2 от 22 августа 1956 года.

В силу подпункта "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), периоды, указанные в пункте "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в пункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Названное положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который, как и последующие законы, закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой (страховой) стаж на соответствующих видах работ время прохождения службы.

Из анализа приведенных норм права следует, что периоды службы истца в Вооруженных Силах СССР могли быть включены в специальный стаж для назначении досрочной пенсии в связи с тяжелыми условиями труда лишь в том случае, если указанная работа признавалась работой с тяжелыми условиями труда Списком N 2 от 22 августа 1956 года, то есть во время выполнения истцом такой работы.

Между тем в период выполнения истцом работы названная работа в Список N 2 от 22 августа 1956 года включена не была, в связи с чем, вопреки утверждению истца, в период ее выполнения он не вправе был рассчитывать на включение в специальный стаж периода работы, а вследствие этого и периода службы в армии, поскольку действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды прохождения службы могли быть включены в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лишь при определенных условиях, которые в период выполнения Поповым В.В. работы отсутствовали.

Включение в специальный стаж Попова В.В. периода службы в армии поставило бы его не в равное, как считает истец, а в привилегированное положение по сравнению с лицами, которые выполняют аналогичную работу в период действия Списка N 2 от 26 января 1991 года, поскольку указанные лица права на включение этих периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости не имеют.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания для включения названных периодов службы в специальный стаж для назначения Попову В.В. досрочной пенсии по старости.

Таким образом всего, с учетом включенных судом периодов, периодов, которые суд не усмотрел оснований для включения в специальный стаж специальный стаж Попова В.В.. на момент его обращения в пенсионный фонд не достиг 10 лет, но превышает 7 лет 6 мес.

Поскольку с учетом спорного периода работы специальный стаж истца по Списку N 2 составил более 6 лет 3 мес., а страховой стаж - более 25 лет, право на назначение пенсии по старости у истца возникает с 57 лет.

Однако на момент на рассмотрения дела указанного возраста истец, родившийся <дата> не достиг, оснований для возложения обязанности на пенсионный орган по назначению истцу пенсии не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил

Исковые требования Попова Валерия Владимировича удовлетворить частично

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда в Костромском районе (межрайонное) Костромской области включить Попову Валерию Владимировичу в стаж для назначения пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периоды работы в племзверосовхозе «Судиславский» мастером с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> год, в качестве мастера по ремонту зданий и сооружений с <дата> по <дата> год.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

    Судья

2-86/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попов Валерий Владимирович
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в Костромском р-не, в Костромской обл.
Другие
ЗАО "Судиславль"
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
03.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2020Передача материалов судье
03.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Предварительное судебное заседание
03.04.2020Производство по делу возобновлено
03.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2020Судебное заседание
03.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.04.2020Дело оформлено
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее