РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Казбековский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Арсланханова З.Р.,
при секретаре - ФИО27,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и неопределенного круга лиц к ФИО11, ФИО2, ФИО3, Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 и администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании недействительными постановления о предоставлении земельных участков в собственность, признания недействительными договоров купли-продажи земельных участков, исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности на недвижимое имущество, признания права собственности и регистрации права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Дагестан обратился в судв интересах муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и неопределенного круга лиц с иском к ФИО11, ФИО2, ФИО3, Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 и администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан (далее по тексту администрация СП «<адрес>») о признании недействительным постановления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО14;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО11;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО13;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО3;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО19;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО2;
- о признании недействительными договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 05:12:00004:3569, 05:12:00004:3570, 05:12:00004:3571, 05:12:00004:3573, 05:12:00004:3576 и 05:12:00004:3577;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО15 на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4462, 05:12:00004:4463, 05:12:00004:4464, 05:12:00004:4465, 05:12:00004:4466, 05:12:00004:4467, 05:12:00004:4468, 05:12:00004:4551, 05:12:00004:4552, 05:12:00004:4553, 05:12:00004:4554 и 05:12:00004:4555;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности Дадаева ФИО25-Рашита Апандиевича на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4494 и 05:12:00004:4495;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО16 на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4112 и 05:12:00004:4113;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4114;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4115;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО19 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4116;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО14 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4117;
- о признании права собственности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на вышеуказанные земельные участки и о возложении обязанности зарегистрировать право собственности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на указанное недвижимое имущество.
В судебном заседании исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО5 поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснил суду, чтопрокуратурой района проведена проверка по коллективному обращению жителей села <адрес> Республики Дагестан о незаконной реализации земельных участков вдоль автомобильной дороги «Хасавюрт-Тлох»на отрезке 14-15 километров, ограничив права неопределенного круга лиц, желавших приобрести указанные земельные участки.Проверкой установлено, что в 2018 году вдоль автомобильной дороги «Хасавюрт-Тлох», на отрезке 14-15 километров, справа от указанной дороги при въезде в <адрес> Республики Дагестан, между имеющимися земельными участками и полосой отвода дороги, администрацией СП «<адрес>» образовано 9 участков с кадастровыми номерами 05:12:000004:3577, 05:12:000004:3576, 05:12:000004:3572, 05:12:000004:3575, 05:12:000004:3571,05:12:000004:3569,05:12:000004:3570, 05:12:000004:3573,05:12:000004:3574.Согласно представленным администрацией СП «<адрес>» сведениям, кроме постановлений о предоставлении земельных участков в собственность путем заключения договоров купли-продажи, иных документов, подтверждающих законность их продажи, не имеется.Согласно постановленияадминистрации СП «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 05:12:000004:3569.В этот же день вынесены аналогичные постановления о предоставлении земельных участков - ФИО2(постановление № по земельному участку №), ФИО3(постановление № по земельному участку №), Дадаеву М-Р.А. (постановление № по земельному участку №), ФИО13(постановление № по земельному участку №) и ФИО14(постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по земельному участку №).В ходе выборочного опроса первоначальных собственников земельных участков установлено, что некоторые из них с заявлением о предоставлении им земельного участка в собственность в администрацию села не обращались.К примеру, ФИО11 пояснил, что в администрацию СП «<адрес>» с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность не обращался и о том, что на него зарегистрирован земельный участок узнал от сельчан, после чего потребовал у бывшего главы администрации села ФИО9 переоформить их.Согласно пояснениям ФИО2, к нему пришел ныне покойный брат ФИО24 М.С., который в то время работал в администрации СП «<адрес>», и попросил разрешения оформить на него земельный участок, поскольку на работников администрации оформлять нельзя, на что он согласился с условием, что ему не будет проблем из-за этого.В 2022 году узнал какой именно участок на него оформлен, а именно вдоль дороги, в связи с чем потребовал у бывшего главы администрации села ФИО9 переоформить его.Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также наофициальном сайте уполномоченного органа в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»;2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.В извещении указываются: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; адрес или иное описание местоположения земельного участка;кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажномносителе. В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайтеуполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящегоКодекса.В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;об отказе в предварительном согласовании предоставленияземельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.Однако, в администрации СП «<адрес>» подтверждающих документов об исполнении требований земельного законодательства, в частности заявления желающих приобрести земельный участок, сведений об опубликовании объявления о продаже земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, либо отказе в его согласовании и других необходимых документов не имеется, что в совокупности с пояснениями указанных выше собственников земельных участков свидетельствует о допущенных нарушениях закона администрацией СП «<адрес>» при реализациивышеуказанных земельных участков.Таким образом, главой администрации СП «<адрес>» в нарушение названного законодательства приняты незаконные постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении земельных участков в собственность путем заключения договора купли-продажи земельного участка.Согласно Устава муниципального образования сельского поселения «<адрес>» <адрес>, администрация села является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным данным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Дагестан.В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересах органов местного самоуправления, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.Данное заявление инициируется в интересах муниципального образования сельское поселение «<адрес>» <адрес>, а также в интересах неопределенного круга лиц, права которых нарушены.На основании изложенного просит суд удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан в полном объеме.
Представитель ответчиков ФИО11 и ФИО2 - адвокат ФИО6 исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан признала в полном объеме. Ее доверители считают, что требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц являются законными и обоснованными, в связи с чем просят суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО14 по доверенности - ФИО7 исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестантакже признал в полном объеме, и подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика - администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан по доверенности - ФИО8 исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан признал, и просил суд удовлетворить их.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, а согласно части 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Частью 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Между тем, представитель ответчика ФИО9 доверенности- ФИО10 исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан не признал, и пояснил суду, что,подавая иск в суд, прокуратура района указывает себя в качестве истца, хотя обращаетсяв интересах муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан. В силу действующего законодательства прокуратура истцом быть не может,поскольку всегда вступает отдельно, как лицо, участвующее в деле.Встатье 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеется конкретный перечень лиц, участвующих в деле, где прокурор указан отдельно от истца и ответчика. В части 2 статьи 38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииуказано, что лицо, в интересах которого дело начато по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца». Часть 2 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гласит, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца. Однако, вданном случае муниципальное образование «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан- это образование, в чьих интересах подан иск прокурором, но администрация СП «<адрес>» указана в числе соответчиков, хотя является органом муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан. Такое недопустимо, поскольку истец одновременно не может быть ответчиком. Данный факт нашел свое отражение в решение Ульяновского областного суда, где указано: «…обращаясь в суд в интересах муниципального образования прокурор района указал в качестве соответчика администрацию <адрес>, то есть публично правовое образование администрация и муниципальное образование являлось по делу и истцом и ответчиком одновременно, что невозможно».Кроме того, считает, что прокуратурой района пропущен срок исковой давности.Так, оспариваемые решения о предоставлении земельных участков администрацией СП «<адрес>» вынесены в феврале 2018 года, а исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан подано ДД.ММ.ГГГГ. В судебной практике обращается внимание, что об издании постановления публично-правового образования в лице полномочного органа, которое является истцом в лице его уполномоченного органа, то есть в данном случае администрации СП «<адрес>», должно было быть известно в день издания постановления. Соответственно, в день издания постановления начинает истекать срок исковой давности, как для администрации СП «<адрес>», так и для прокурора, в связи с чем доводы сторон о том, что прокуратуре района стало известно об этом только после проведения проверки, безосновательны.При этом, тот факт, что иск прокурором района подан, в том числе и в интересах неопределенного круга лиц, какого-либо значения для исчисления срока исковой давности не имеет. Срок исковой давности исчисляется по нарушенному праву, а не по интересу неопределенного круга лиц, поскольку права может иметь конкретный гражданин или юридическое лицо, а неопределенный круг лиц, ни тем, ни другим этим не является. Из Обзора Верховного Суда Российской Федерации(Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации № от 2004 года, следует, что под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> Республики Дагестан в полном объеме в связи с пропуском срока исковой давности.
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, ответчики по делу – ФИО11, ФИО12, Дадаев ФИО25-Рашит Апандиевич, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>,в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. Ходатайств об отложении слушания гражданского дела либо его рассмотрения в их отсутствие, суду не заявлено. Возражения по предъявленному иску не представлено.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав пояснения представителя истца и представителей ответчиков, а также исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес> Республики Дагестан удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:
Судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, чтопостановлениями администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан:
- № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 предоставлен в собственность земельный участок площадью 740+/- 10 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3577, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «И», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 предоставлен в собственность земельный участок площадью 1751+/- 15 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3569, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «А», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен ФИО13 в собственность земельный участок площадью 1789+/- 15 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3570, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «Б», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу предоставлен в собственность земельный участок площадью 1748+/-15 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3571, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «В», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО19 предоставлен в собственность земельный участок площадью 1177+/- 12 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3576 для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «З», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен в собственность земельный участок площадью 1691+/- 14 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3573, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «Д», на основании которого заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, прокурором района в материалы гражданского дела представлены постановления администрации СП «<адрес>»:
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО3 земельного участка площадью 1993 +/- 16 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3572, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «Г»;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО3 земельного участка площадью 1177 +/- 12 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3576, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «З»;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО21 земельного участка площадью 1748 +/- 15 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3575, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «Ж»;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО22 земельного участка площадью 1843 +/- 15 квадратных метров, с кадастровым номером 05:12:000004:3574, для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, участок «Е».
Между тем, земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:000004:3575, 05:12:000004:3574 и 05:12:000004:3572, на основании постановлений администрации СП «<адрес>» за №№, 57 и 58 от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены в аренду ФИО28, а договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 05:12:000004:3576, как уже указано выше, заключен с ФИО19, а не с ФИО23.
Таким образом, прокурор <адрес> Республики Дагестан обратился в суд с настоящим исковым заявлением в интересах муниципального образования сельское поселение «<адрес>»<адрес> Республики Дагестани неопределенного круга лиц ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, представителем ответчика ФИО9 по доверенности ФИО10 заявлено о применении срока исковой давности.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ«О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из пункта 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть I статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ«О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», при рассмотрении исков прокурора о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки необходимо исходить из того, что начало срока течения исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращалось само лицо, право которого нарушено.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 197 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные сроки исковой давности для отдельных видов требований.
В частности, по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной срок исковой давности составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения (пункт 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как уже указано выше, судом установлено и подтверждается материалами гражданского дела, спорные сделки совершены органом местного самоуправления, уполномоченным распоряжаться земельными участками, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ис этого дня началось их исполнение.При этом исполняющий обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан обратился с настоящим исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, тогда как течение срока исковой давности по иску прокурора началось, соответственно, ДД.ММ.ГГГГ иДД.ММ.ГГГГ.
Указанная правовая позиция сформулирована Верховным Судом Российской Федерации в Определении №-ЭС16-18231 от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А41-86210/2015.
Поскольку прокуратура не имеет самостоятельного материального и процессуального интереса в оспаривании сделки, а выступает в интересах муниципального образования, начало течения срока исковой давности подлежит определению со дня, когда уполномоченный орган местного самоуправления узнал о начале ее исполнения.
При этом периодичность проведения проверок соблюдения законодательства органами местного самоуправления с учетом возможного истечения срока исковой давности по оспариванию заключенных ими договоров, находится в сфере компетенции органов прокуратуры.
Принимая во внимание, что прокурором <адрес> Республики Дагестанисковое заявление подано в Казбековский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, установленный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по заявленному требованию истек.
Таким образом, нарушение исполняющим обязанности прокурора <адрес> Республики Дагестан установленного законом срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, обращение прокурора района с настоящим исковым заявлением в суд содержит в себе как требования, вытекающие из публичных правоотношений, так и содержащие спор о праве.
Так, оспаривание постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ и за №№, 27, 28, 29, 30 и 31 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении гражданам в собственность земельных участков, вытекает из публичных правоотношений.
Обращаясь с иском в суд в интересах муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, прокурор района указал в качестве ответчика администрацию сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, то есть публично-правовое образование (в лице уполномоченного органа) по настоящему гражданскому делу является и истцом, и ответчиком одновременно.
Принимая во внимание, что оспариваемые постановления администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан являются основными исковыми требованиями, и вытекают из публичных правоотношений, срок исковой давности по этим требованиям составляет три месяца, и данный срок применяется судом независимо от заявления заинтересованной стороны о восстановлении, поскольку к публично-правовым отношениям нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
Также суд полагает, что прокурором района, при обращении в суд с настоящим исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, не учтено следующее.
Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации №-КГ17-38от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом невозможность индивидуализации лиц характеризуется отсутствием общих для данных лиц критериев, позволяющих ограничить (определить) закрытость круга лиц, и вероятностью изменения состава данных лиц во времени и пространстве.
Между тем, согласно представленным Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сведениям из официального сайтаРоссийской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - «www.torgi.gov.ru», следует, что на данном сайте администрацией СП «<адрес>» было опубликовано извещение о проведении аукциона по реализации земельных участков с кадастровыми номерами 05:12:000004:3577, 05:12:000004:3576, 05:12:000004:3572, 05:12:000004:3575, 05:12:000004:3571,05:12:000004:3569,05:12:000004:3570, 05:12:000004:3573,05:12:000004:3574.
Аналогичные извещения были также опубликованы на официальном сайтеадминистрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и в <адрес>ной газете «Чапар» (№ от ДД.ММ.ГГГГ).
Принимая во внимание указанное выше, суд приходит к выводу, что интересы неопределенного круга лиц нарушены не были, поскольку гражданин, желавший принимать участие на аукционе, мог ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайтеРоссийской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - «www.torgi.gov.ru», на официальном сайте администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и в <адрес>ной газете «Чапар», и подать соответствующеезаявление.
Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, при предъявлении исковых заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления прокурора <адрес> Республики Дагестан в интересах муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан и неопределенного круга лиц к ФИО11, ФИО2, ФИО3, Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 и администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан о признании недействительным постановления:
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО14;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО11;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО13;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка Дадаеву ФИО25-Рашиту Апандиевичу;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО3;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО19;
- № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка ФИО2;
- о признании недействительными договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 05:12:00004:3569, 05:12:00004:3570, 05:12:00004:3571, 05:12:00004:3573, 05:12:00004:3576 и 05:12:00004:3577;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО15 на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4462, 05:12:00004:4463, 05:12:00004:4464, 05:12:00004:4465, 05:12:00004:4466, 05:12:00004:4467, 05:12:00004:4468, 05:12:00004:4551, 05:12:00004:4552, 05:12:00004:4553, 05:12:00004:4554 и 05:12:00004:4555;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности Дадаева ФИО25-Рашита Апандиевича на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4494 и 05:12:00004:4495;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО16 на земельные участки с кадастровыми номерами 05:12:00004:4112 и 05:12:00004:4113;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО17 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4114;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4115;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО19 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4116;
- об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве собственности ФИО14 на земельный участок с кадастровым номером 05:12:00004:4117;
- о признании права собственности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на вышеуказанные земельные участки с возложением обязанности зарегистрировать право собственности администрации сельского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан на недвижимое имущество, отказать.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Казбековский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья З.Р.Арсланханов