дело № 2-511/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Чегдомын 31 июля 2017 года
Верхнебуреинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Костиной Е.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2
представителя ответчика администрации Верхнебуреинского муниципального района ФИО3
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к администрации Верхнебуреинского муниципального района <адрес> об обязании разработать карту (план) объекта землеустройства территории сельского поселения «<адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Верхнебуреинский районный суд <адрес> в защите неопределенного круга лиц с иском, с учетом уточнений к администрации Верхнебуреинского муниципального района, ссылаясь на следующие обстоятельства: прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, градостроительного законодательства в администрации сельского поселения «<адрес>», администрации Верхнебуреинского муниципального района. Поскольку организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории относится к вопросам местного значения муниципального района, данный вид работ и утверждение карты -плана обязана выполнить администрация Верхнебуреинского муниципального района, а также предоставить утвержденную карту-план в <адрес> для последующего направления документов в Управление <адрес> для постановки на кадастровый учет границ данного сельского поселения. В нарушение указанных выше норм закона, до настоящего времени карта (план) объектов землеустройства - территории муниципального образования данного сельского поселения не разработана и не представлена в орган кадастрового учета - в Управление Росреестра по <адрес>. Таким образом, границы муниципального образования на государственный кадастровый учет не поставлены. Отсутствие карты (плана) территории делает невозможным направление документов в орган регистрации прав, что нарушает права неопределенного круга на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, на беспрепятственный доступ к документу, отображающему в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и другие его характеристики. Отсутствие учтенных границ территории муниципального образования приводят к невозможности исполнения ч. 11 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при образовании земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам и организациям, и в случае оспаривания прав последних могут привести к нарушению их законных интересов. Просит суд возложить на администрацию Верхнебуреинского муниципального района обязанность разработать карту (план) объекта землеустройства - территории сельского поселения «<адрес>». Возложить на администрацию Верхнебуреинского муниципального района обязанность предоставить в <адрес> карту (план) объекта землеустройства территории сельского поселения «<адрес>».
В судебном заседании истец - помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал в полном объеме с учетом уточнений, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика администрации с требованиями прокурора не согласился, представлен отзыв о несогласии с исковыми требованиями и просьбой об отказе в удовлетворении требований истца, поскольку, границы сельских поселений, расположенных в <адрес>, установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» в соответствии с картографическими описаниями согласно приложению 2 к указанному закону, т.е. самостоятельно устанавливать или изменять их администрация не может. В соответствии с п. 20 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям администрации относится «утверждение генеральных планов поселения», что она выполнила. Генеральные планы сельских поселений утверждены и опубликованы, что истец не отрицает. Разработка карт (планов) объекта землеустройства - территории сельского поселения - является текущей работой в соответствии с планированием. Так, Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ N 2444-р Правительство РФ утвердило «Комплексный план мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания». Координатором исполнения комплексного плана является Минэкономразвития России (п. 2 Распоряжения). Высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано: «при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период предусмотреть финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий комплексного плана» (п. 5 Распоряжения). В соответствии с п. 6 раздела I. комплексного плана; «Обеспечение проведения землеустроительных работ по описанию местоположения границ населенных пунктов» - исполнителем является «органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации», срок исполнения - 2017 - 2020 годы, ожидаемый результат - «подготовка карт (планов) объектов землеустройства (в части границ населенных пунктов)...». Таким образом, отсутствие в настоящее время готовых планов объектов землеустройства (в части границ населенных пунктов) нарушением Закона не является.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не прибывших лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно сообщению администрации Верхнебуреинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в городских и сельских поселениях утверждены генеральные планы. В Управление Росреестра по <адрес> карты (планы) землеустройства территории городских и сельских поселения района не предоставлялись. Границы муниципальных образований городских и сельских поселений на государственный кадастровый учет не поставлены. Границы муниципальных образований поселений установлены <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ».
Согласно ответу на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ администрация Верхнебуреинского муниципального района сообщает, что в соответствии с п.2. ст. 3.3. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 334-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ), органом местного самоуправления муниципального района осуществляется предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в сослав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, а органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения. Действующим законодательством передача других полномочий, в том числе по установлению и регистрации границ населенных пунктов, не предусмотрено. Границы населенного пункта не являются земельным участком, подлежащим регистрации. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ "О землеустройстве" населенный пункт является объектом землеустройства, и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах населенного пункта включаются в Реестр границ, как часть Единого государственного реестра недвижимости. В срок до ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о границах населенных пунктов подлежат включению в государственный кадастр недвижимости, решение об установлении или изменении границ населенного пункта должно направляться для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости органом, принявшим такое решение, с приложением карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Устава Верхнебуреинского муниципального района, в состав территории муниципального района входят территориигородского поселения «Рабочий <адрес>», «Новоургальское городскоепоселение», сельских поселений: Аланапского, Согдийского, Среднеургальского,Сулукского, Чекундинского, Тырминского, «<адрес>», «<адрес>»,«<адрес>», «<адрес>», «<адрес>» и <адрес>, находящийся на межселенной территории, а также межселенныетерритории, расположенные вне границ поселений.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 5 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, утверждение генеральных планов сельских поселений, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов сельских поселений документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах сельских поселений для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах сельских поселений, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В силу части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), относится к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство); объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон; землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства.
Статья 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве» к видам землеустроительной документации относятся, в том числе карты (планы) объектов землеустройства.
В соответствии со ст. 20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №78-ФЗ «О землеустройстве» карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовых формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства.
Статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусматривает, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
Частью 18 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в случае принятия органами местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости".
Пунктом 6 названных Правил установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Согласно п. 31 Правил обязательным приложением к направляемым в орган регистрации прав документам, предусмотренным пунктами 3, 6 (в части установления, изменения границ территориальной зоны), 7, 15 данных Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Направляемая в орган регистрации прав карта (план) объекта землеустройства должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела, сформированного в отношении соответствующего объекта землеустройства, в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, с указанием регистрационного номера и даты передачи в орган, осуществляющий хранение землеустроительной документации.
Поскольку организация выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории относится к вопросам местного значения муниципального района, данный вид работ обязана выполнить администрация Верхнебуреинского муниципального района, а также предоставить утвержденную карту-план в <адрес> для последующего направления документов в Управление <адрес> для постановки на кадастровый учет границ сельского поселения «<адрес>».
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001г., Федерального закона № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией Верхнебуреинского муниципального района <адрес> не разработана и не представлена в орган кадастрового учета в Управление Росреестра по <адрес> карта (план) объекта землеустройства территории сельского поселения «<адрес>».
Отсутствие карты (плана) территории делает невозможным направление документов в орган регистрации прав, что нарушает права неопределенного круга лиц на осуществление строительства в соответствии с документами территориального планирования муниципального образования, на беспрепятственный доступ к документу, отображающему в графической и текстовых формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и другие его характеристики.
Доказательств устранения нарушений, выявленных проверкой, ответчиком не представлено, ссылка главы администрации на то, что разработка карт (планов) объекта землеустройства является текущей работой в соответствии с планированием, не является состоятельной.
Таким образом, с учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ (░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ <░░░░░>░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░