Решение по делу № 2-2519/2015 от 10.03.2015

Дело № № ******

Мотивированное решение изготовлено

ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя истца ФИО1ФИО3,

представителя ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит:

- признать истца нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту постоянного жительства с ДД.ММ.ГГГГ года,

- признать незаконными действия ответчиков по невнесению истца в единый реестр учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту постоянного жительства после увольнения с военной службы с последующим предоставлением жилого помещения в собственность бесплатно по установленным нормам,

- обязать ответчиков включить истца в единый реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному месту постоянного жительства после увольнения с военной службы с последующим предоставлением жилого помещения в собственность бесплатно по установленным нормам.

В обоснование иска ФИО1 указал, что проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был досрочно уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями 23.09.2010, выслуга лет на момент увольнения составляла в календарном исчислении 14 лет 7 месяцев 26 дней. Истец был признан нуждающимся в получении жилья в избранном после увольнения постоянном месте жительства, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО3 исковые требования поддержала.

Представитель ответчиков Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что ФИО1 не представил доказательств постановки его на учет нуждающихся в получении жилого помещения до увольнения с военной службы согласно действовавшему на тот период времени порядку. В настоящее время истец утратил статус военнослужащего, в связи с чем не вправе претендовать на жилое помещение за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.

Истец ФИО1, представитель третьего лица ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. С учётом мнения участвующих в деле лиц и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца и представителя третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя истца и представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что истец ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава войсковой части № ******. Продолжительность военной службы истца в календарном исчислении на момент увольнения составила 13 лет 6 месяцев.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** истцу ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

На момент увольнения истца с военной службы порядок учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регламентировался Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 80, утратила силу с 08.11.2010).

В силу п.п. 1,2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являлось избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В силу положений того же пункта указанного нормативного акта основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части, подача рапорта по команде в год увольнения по состоянию здоровья регламентирована п. 13 Правил.

Право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит заявительный характер, поэтому для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с рапортом о постановке на учет нуждающихся.

В соответствии с п. 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подавался в порядке подчиненности рапорт, к которому прилагался пакет документов, установленный п. 29 данной Инструкции. Учет военнослужащих осуществлялся довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников с внесением всей информации в автоматизированную систему учета. Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем. Это гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащих, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могли исключить без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы до обеспечения жилыми помещениями в установленном законодательством порядке.

В связи с этим право на получение жилого помещения сохранялось и после изменения условий и порядка обеспечения жильем, связанного с отменой приказа Министра обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ и вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, утвердившим Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция).

Так, согласно п. 10 Инструкции, военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (или в форме получения государственного жилищного сертификата).

Согласно материалам дела, ФИО1 в период прохождения им военной службы, ДД.ММ.ГГГГ обратился к командиру войсковой части № ****** с рапортом, в котором просил ходатайствовать перед вышестоящим командованием о предоставлении ему жилой площади в городе Саратове общей площадью не менее 54 кв.м в связи с организационно-штатными мероприятиями.

ДД.ММ.ГГГГ, также до увольнения с военной службы, истец обратился к начальнику Чайковского гарнизона, в котором просил обеспечить его постоянной жилой площадью в <адрес>.

Таким образом, истец дважды уведомлял командование о своем желании получить жилое помещение по избранному месту жительства в постоянное пользование. Следовательно, заявительный порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилья истцом был соблюден.

Кроме того, как следует из материалов дела, истцу ФИО1 в период прохождения им военной службы было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора найма служебного жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФГУ «****** района». Истец зарегистрирован по месту жительства в указанном жилом помещении. Решением Чайковского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении иска ФИО1 к ФИО5 о вселении в квартиру по адресу: <адрес> отказано в удовлетворении иска ФИО5 к ФИО1 о признании утратившим право пользования указанной квартирой. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что квартира по адресу: <адрес> настоящее время находится в собственности муниципального образования «Марковское сельское поселение» на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования «Марковское сельское поселение».

В настоящее время истец проживает и зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено ФИО6 по договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между нею и муниципальным образованием <адрес> поселение». Ранее нанимателем указанного жилого помещения являлся истец, на основании договоров найма от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент увольнения с военной службы истец был обеспечен только служебным жильем, и, соответственно, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Изложенное свидетельствует о том, что истец в силу увольнения его в связи организационно-штатными мероприятиями, срока военной службы (более 10 лет), отсутствия у него в пользовании постоянного жилья, соблюдения истцом заявительного порядка постановки на учет нуждающихся истец приобрел право на получение жилого помещения по избранному месту жительства.

В нарушение положений Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** органами военного управления обязанность по решению вопроса о принятии решения о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет нуждающегося в предоставлении жилья в отношении истца по поданным им рапортам принято не было. Доказательств обратного в соответствии с требованиями ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.

Однако ненадлежащее выполнение командиром войсковой части и должностными лицами жилищной комиссии органов военного управления установленной нормативными актами прямой обязанности по принятию решения по признанию либо отказу в признании истца нуждающимся в предоставлении жилого помещения не может являться основанием для нарушения жилищных прав истца и не может свидетельствовать об отсутствии у истца права быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения во время прохождения им военной службы.

Суд также учитывает, что в выписке из приказа командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об увольнении ФИО1 из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации указано о том, что истец не обеспечен жильем и состоит в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. В выписке из приказа командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № ****** также указано о том, что истец исключается из списков личного состава воинской части с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.

В настоящее время истец не приобрел права постоянного пользования жилым помещением, о чем свидетельствуют представленные суду справка <адрес> филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» от ДД.ММ.ГГГГ уведомление Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у истца в собственности жилых помещений. Доказательств обратного суду представлено не было.

При этом истец оформил нотариально удостоверенное письменное обязательство о сдаче им в установленном законодательством порядке жилое помещение по адресу: <адрес> течение 30 дней со дня получения документов на вселение в жилое помещение для постоянного проживания по избранному месту жительства. Согласно ч. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, отказ ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в постановке истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения противоречит закону и нарушает жилищные права истца. Данные права истца подлежат восстановлению. В связи с этим суд полагает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

При этом суд отмечает, что в соответствии с п. 29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшей на момент увольнения истца с военной службы, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Действующей в настоящее время Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма определено, что дата принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется датой подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявлений о принятии на учет нуждающихся в жилье (п.8).

Поскольку при рассмотрении настоящего дела не представлены сведения о принятии жилищной комиссией войсковой части решения о постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд полагает, что истец должен быть поставлен на указанный учет (внесен в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма) с даты его первоначального обращения с рапортом об обеспечении жильем – с ДД.ММ.ГГГГ

Суд полагает возможным удовлетворить требования истца, предъявленные только к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку в полномочия именно этой организации, согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1455, входит принятие на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на территории Центрального военного округа. Непосредственно на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации такие функции не возложены. Следовательно, надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является только ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

иск ФИО1 к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, признании действий незаконными, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ года.

Признать незаконными действия ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по невнесению ФИО1 в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту постоянного жительства, с последующим предоставлением жилого помещения в собственность бесплатно по установленным нормам.

Обязать ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить ФИО1 в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, с последующим предоставлением жилого помещения в собственность бесплатно по установленным нормам.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

2-2519/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шачанин А.Н.
Ответчики
ТО ФКГУ "Центррегионжилье" МО РФ в Пермском крае
Департамент Жилищного обеспечения МО РФ
ФКГУ "Центррегионжилье" МО РФ
Другие
Управление финансового обеспечения МО РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
oktiabrsky.svd.sudrf.ru
10.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.03.2015Передача материалов судье
12.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2015Судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
16.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее