УИД: 11RS0002-01-2023-000809-22
Дело № 2-1343/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 5 мая 2023 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Томова Андрея Валерьевича, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью,
установил:
Томов А.В. обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО3, родившейся <дата> с иском к государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее ОПФР по Республике Коми) о признании незаконным решения от 12 декабря 2022 г. № 26955, возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании распоряжений управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2022 г. № 910, от 2 декабря 2022 г. № 1038 он назначен опекуном над несовершеннолетней ФИО3, которая осталась без попечения родителей, поскольку её мать ФИО6 умерла <дата>, а отец Томов В.Н. 20 сентября 2022 г. дал нотариально удостоверенное согласие на её удочерение. 9 декабря 2022 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему единовременного пособия при передаче ребёнка в семью, однако решением ответчика от 12 декабря 2022 г. ему отказано в его удовлетворении по причине того, что согласно п. 31 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. № 668н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее Приказ Минтруда России № 668н) согласие отца на удочерение не является основанием для назначения пособия при передаче ребёнка в семью на воспитание. Считает решение ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы (л.д. 5-6).
Ответчик ОСФР по Республике Коми представил возражения на иск, в которых указал, что согласие родителя (отца) на удочерение не предусмотрено п. 31 Приказа Минтруда России № 668н в качестве права, по которому назначается и выплачивается единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью. При рассмотрении устного обращения Томова А.В. 9 декабря 2022 г. ему и органу опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» были даны соответствующие разъяснения. Для назначения единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, Томову А.В. необходимо обратиться в администрацию МО ГО «Воркута» с ходатайством о внесении изменений в распоряжение от 2 декабря 2022 г. № 1038, в котором необходимо указать одно из оснований, указанных в п. 31 Порядка. Иных оснований для назначения единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, у ответчика не имеется (л.д. 30-31).
Третьим лицом Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми представлен отзыв на иск, из которого следует, что вопросы назначения единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью, а также вопросы по реализации полномочий в сфере опеки и попечительства, не относятся к компетенции Минтрудсоца Республики Коми (л.д. 46).
Из отзыва третьего лица управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» следует, что оно согласно с требованиями истца, поскольку ФИО3 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, над ней установлена опека на возмездных условиях со стороны Томова А.В., следовательно, Томов А.В. имеет право на получение единовременного пособия в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее Федеральный закон № 81-ФЗ). Согласно ст. 33 Приказа Минтруда России № 668н единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью назначается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании заявления и документов (сведений) в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку, представленных заявителем и (или) полученных Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе электронного, в государственных органах, органах местного самоуправления, подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения, а также имеющихся в государственных информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Исходя из смысла указанного пункта, право на получение единовременной выплаты носит заявительный характер и согласно приложению № 3 Приказа заявитель обязан представить в ОСФР по Республике Коми распоряжение об установлении опеки. В распоряжении от 2 декабря 2022 г. № 1038 «О назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, над несовершеннолетней ФИО3» отражены причины отсутствия родительского попечения, которые подтверждены соответствующими документами. Перечень документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребёнком попечения его родителей (единственного родителя) не является закрытым в силу того, что ст. 121 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ) не предусмотрен закрытый перечень причин отсутствия родительского попечения. Учитывая, что уклонения родителей от воспитания ребёнка носит широкое понятие, причины отсутствия родительского попечения могут быть разными. Поскольку ст. 33 Приказа Минтруда России № 668н не даёт конкретных разъяснений причин уклонения родителей от воспитания детей, то данное обстоятельство не может явиться основанием для отказа Томову А.В. в назначении и выплате единовременного пособия (л.д. 46).
Истец, ответчик, третьи лица Минтрудсоц Республики Коми, управление общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута», Томов В.Н., каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, истец, представители ответчика и третьих лиц Минтрудсоца Республики Коми, управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 35-42, 6, 31, 44, 46 (оборот).
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела несовершеннолетней Томовой Д.В. № 7013447, суд приходит к следующему.
В силу ст. 7, ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации, как социальном государстве, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Исходя из ст. 123 СК РФ, органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 31 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Условия назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью регламентируются Федеральным законом № 81-ФЗ, согласно ст. 4.1 которого назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью осуществляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами.
В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона № 81-ФЗ, в редакции, действующей с 1 января 2022 г., право на единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью детей, оставшихся без попечения родителей) имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей.
Согласно п. 31 Приказа Минтруда России № 668н, право на единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребёнка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приёмных родителей.
Согласно свидетельству о рождении I-ЕА № 700613 родителями ФИО3, <дата> года рождения являются ФИО7 и Томова О.Л. (л.д. 8).
ФИО6 умерла <дата>, что подтверждается копией свидетельства о смерти I-ЕА № 828913 и записью акта о смерти № 170229110000200492003 от 29 августа 2022 г. (л.д. 9, 27).
22 сентября 2022 г. нотариусом Сыктывкарского нотариального округа Республики Коми удостоверено согласие Томова В.Н. на удочерение своей дочери ФИО3 (л.д. 10-11).
Распоряжением управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» от 23 сентября 2022 г. № 910 Томов А.В. назначен опекуном над несовершеннолетней ФИО3 сроком на 6 месяцев (л.д. 13).
Распоряжением управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» от 2 декабря 2022 г. № 1038 Томов А.В. назначен опекуном, осуществляющим обязанности возмездно над несовершеннолетней ФИО3, с ним заключён договор об осуществлении опеки на возмездных условиях (л.д. 12).
9 декабря 2022 г. Томов А.В. обратился в ОПФР по Республике Коми с заявлением о назначении ему единовременного пособия при передаче ребёнка в семью на воспитание.
Уведомлением ОПФР по Республике Коми от 12 декабря 2022 г. № 26955 Томову А.В. отказано в назначении единовременного пособия, поскольку в соответствии с п. 31 Приказа Минтруда России № 668н, согласие отца на удочерение ребёнка не является основанием для назначения пособия при передаче ребёнка в семью на воспитание (л.д. 7).
В соответствии с п. 33 Приказа Минтруда России № 668н единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью назначается и выплачивается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании заявления и документов (сведений) в соответствии с приложением № 3 к настоящему Порядку, представленных заявителем и (или) полученных Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке межведомственного взаимодействия, в том числе электронного, в государственных органах, органах местного самоуправления, подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся соответствующие сведения, а также имеющихся в государственных информационных системах, оператором которых является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, право на получение единовременной выплаты носит заявительный характер и согласно приложению № 3 к Приказу Минтруда России № 668н, заявитель обязан представить в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе, сведения об установлении опеки (попечительства) над ребёнком.
В распоряжении управления общественных отношений, опеки и попечительства администрации МО ГО «Воркута» от 2 декабря 2022 г. № 1038 «О назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, над несовершеннолетней ФИО3» отражены причины отсутствия родительского попечения ФИО3, смерть её матери ФИО6 и дача отцом Томовым В.Н. согласия на её удочерение.
В соответствии с п. 6 Приказа Минпросвещения России от 15 июня 2020 г. № 300 «Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (далее Приказ Минпросвещения России № 300) сведения о фактах отсутствия у ребёнка попечения его родителей или его родственников поступают в орган опеки и попечительства в порядке, установленном ст. 122 СК РФ. Орган опеки и попечительства в течение трёх рабочих дней со дня получения сведений о ребёнке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребёнка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребёнка, оставшегося без попечения родителей, до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и зарегистрировать сведения о нём в журнале первичного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, а также внести в электронном или бумажном виде имеющуюся информацию о ребёнке.
Регистрация данных о ребёнке в журнале первичного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, и внесение информации первичного учёта в электронном или бумажном виде осуществляются органом опеки и попечительства при наличии оснований, установленных п. 1 ст. 121 СК РФ, подтверждённых документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя), в том числе: письменным согласием матери (отца) ребёнка на усыновление (удочерение), свидетельством о смерти матери (отца) ребенка, документами, свидетельствующими об иных случаях отсутствия родительского попечения, предусмотренных п. 1 ст. 121 СК РФ.
Таким образом, перечень причин отсутствия родительского попечения не является исчерпывающим.
Исходя из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» только на орган опеки и попечительства возложены полномочия устанавливать факт отсутствия (утраты) родительского попечения над несовершеннолетним ребенком, следовательно, ОСФР по Республике Коми не вправе произвольно решать, кто из опекунов может получить единовременное пособие на ребёнка, который органом опеки и попечительства признан оставшимся без попечения родителей.
Таким образом, вывод ОСФР по Республике Коми о том, что согласие на удочерение ребёнка не свидетельствует об отсутствии родительского попечения, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, поскольку ФИО3 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, над ней установлена опека, опекуном назначен Томов А.В., следовательно, он имеет право на получение единовременного пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в соответствии со ст. 12.1 Федерального Закона № 81-ФЗ, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Томова Андрея Валерьевича (паспорт ...), действующего в интересах несовершеннолетней ФИО3 к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН 1101471400) о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью удовлетворить.
Признать незаконным решение отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 12 декабря 2022 г. № 26955 об отказе в назначении единовременного пособия при передаче ребёнка в семью на воспитание.
Обязать отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми назначить и выплатить Томову Андрею Валерьевичу единовременное пособие при передаче ФИО3, <дата> года рождения на воспитание в семью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (10 мая 2023 г.).
Председательствующий Е.С.Комиссарова