№
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Краснодар «14» февраля 2022 года
Октябрьский районный суд в составе:
председательствующего Гончаров О.А.,
при секретаре Сахаровой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску представителя Администрации муниципального образования г. Краснодара к Сергиенко Андрею Викторовичу, третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, о признании отсутствующим зарегистрированного права,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель Администрации муниципального образования г. Краснодара обратился в суд с иском и просит признать отсутствующим право собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>, указав в решении, что оно является основанием для внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>, а также основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи № от 13.04.2016 о праве собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>.
В обосновании заявленных требований указано, в ходе проведения визуальной фиксации использования земельного участка управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что земельный участок с кадастровым номером <адрес>, с видом разрешенного использования: «для размещения объекта общественного питания (столовой)» по <адрес> свободен от зданий, строений и сооружений.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № № правообладатели земельного участка с кадастровым номером № видом разрешенного использования «для размещения объекта общественного питания (столовой)» по <адрес> отсутствуют. Согласно указанной выписке из ЕГРН, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> принадлежит на праве собственности Сергиенко Андрею Викторовичу, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № двухэтажное нежилое здание кафе <данные изъяты> с кадастровым номером № по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
Администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что право собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> подлежит признанию отсутствующим, а произведенная государственная регистрация на вышеуказанные объекты является недействительной.
В судебное заседание представитель истца не явился, просила о рассмотрении иска в ее отсутствие.
Представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Сергиенко А.В. в зал судебного заседания неоднократно не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом судебными повестками. При таких обстоятельствах с учетом положений ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения визуальной фиксации использования земельного участка управлением муниципального контроля администрации муниципального образования город Краснодар установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: «для размещения объекта общественного питания (столовой)» по <адрес> свободен от зданий, строений и сооружений.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № правообладатели земельного участка с кадастровым номером № видом разрешенного использования «для размещения объекта общественного питания (столовой)» по <адрес> отсутствуют. Согласно указанной выписке из ЕГРН, в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> принадлежит на праве собственности Сергиенко Андрею Викторовичу, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № двухэтажное нежилое здание <данные изъяты> с кадастровым номером № по <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной выписке из ЕГРН, объект недвижимости с кадастровым номером № расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №
Администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что право собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> подлежит признанию отсутствующим, а произведенная государственная регистрация на вышеуказанные объекты является недействительной на основании следующего.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22) указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - Реестр) и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Из содержания пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации) и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что при разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (разъяснено, что по смыслу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовому подходу, изложенному в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2012 № 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества в едином государственном реестре прав, в отрыве от его физических характеристик, не является препятствием для предъявления иска о признании права отсутствующим на объект недвижимого имущества.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью, независимо от осуществления государственной регистрации права собственности на нее, следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств и на основании закона к недвижимым вещам. При этом, в пункте 38 постановления № 25 указано, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации следует: для признания имущества недвижимым необходимо подтвердить, что такой объект гражданских прав в установленном законом и иными правовыми актами порядке создан именно как недвижимость.
Для признания имущества недвижимым необходимо представить доказательства возведения его в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации (градостроительный план, разрешение на строительство и т.д.) с соблюдением градостроительных норм и правил.
В соответствии с положениями Постановления № 10/22 именно невозможность отнести конкретный объект к категории недвижимого имущества следует рассматривать в качестве одного из обстоятельств, при которых иск о признании права отсутствующим подлежит удовлетворению.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, регистрация права собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>, как на объект недвижимости, нарушает права и законные интересы собственника земельного участка, поскольку накладывает на него определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, в том числе по предоставлению под таким объектом земельного участка в пользование или в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, поскольку спорные объекты, права на которые в Реестре зарегистрированы как на недвижимость, отсутствуют, сам факт государственной регистрации права собственности ответчиков на такое имущество нарушает права собственника земельного участка, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.
В связи с вышеизложенным администрация муниципального образования город Краснодар полагает, что ее нарушенное право может быть восстановлено путем признания государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> недействительной и исключения из Реестра записи о праве собственности ответчиков на указанные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Следовательно, действия, связанные с постановкой и ведением кадастрового учета объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого объект приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
Часть 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» указывает, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
На основании вышеизложенного, суд полагает, что объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233, 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отсутствующим право собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>, указав в решении, что оно является основанием для внесения регистрационной записи в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>, а также основанием для аннулирования в Едином государственном реестре недвижимости регистрационной записи № от ДД.ММ.ГГГГ о праве собственности Сергиенко Андрея Викторовича на объект незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес>
Настоящее решение оно является основанием для снятия с государственного кадастрового учета объекта незавершенного строительства степенью готовности 9% с кадастровым номером <адрес> строение 3 в Западном внутригородском округе города Краснодара.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Гончаров О.А.
Решение принято в окончательной форме 14.02.2022.