ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
10 июля 2020 года город Киреевск
Судья Киреевского районного суда Тульской области Гришкин С.Н., с разъяснением положений ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Волковой Юлии Владимировны, <данные изъяты>,
установил:
Волкова Ю.В.. в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допустила нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при следующих обстоятельствах.
Киреевской межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в период с 28.05.2020 по 03.06.2020 проведена проверка соблюдения правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения индивидуальным предпринимателем Лепехиной Е.В., деятельность которого осуществляется по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Мира, д.12. Лепехина Е.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.02.2012.
В ходе проверки деятельности ИП Лепехина Е.В. выявлены нарушения санитарного законодательства в период осуществления на территории Тульской области ограничительных мероприятий, а именно: при входе работников в организацию отсутствует возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры; не ведется уборка помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, уделяя особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работник, оргтехники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат и т.п.), во всех помещениях – с кратностью обработки каждые 2 часа; не обеспечено проветривание рабочих помещений; не обеспечено использование посуды однократного применения с последующим её сбором, обеззараживанием и уничтожением в установленном порядке; продавец Волкова Ю.В. находилась на рабочем месте без маски и перчаток, емкости для дезинфекции поверхностей пустые, график уборки контактных поверхностей и мест общего пользования не представлен.
Согласно приказу от 01.08.2017 индивидуального предпринимателя Лепехиной Е.В. ответственным лицом, отвечающим контроль за соблюдением санитарных норм и правил, за исполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий назначена Волкова Ю.В.
Таким образом, Волкова Ю.В. нарушила п.1 ст.2, ст.11, п.1, п.3 ст.29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п.9.8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п.п.1.3, 2.1, 2.6 СП 3.1./3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», Постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 01.04.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области", Постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 N 3 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области", за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебное заседание Волкова Ю.В. не явилась о времени и месте судебного заседания извещена, в телефонограмме в адрес суда просила рассмотреть дело в её отсутствие, вину в совершенном административном правонарушении признает.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Волковой Ю.В.
Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В Российской Федерации обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регламентируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии с п.3 ст.29 вышеуказанного Федерального закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65, соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Положениями п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, в частности о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Таким образом, законом предусмотрена возможность установления Главными государственными санитарными врачами РФ и субъектов РФ ограничительных мер в организациях и на объектах.
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Тульской области от 05.04.2020 N3 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области", в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Тульской области, а также с целью снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тульской области руководителям предприятий и организаций реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-2019, в том числе:
-все работники предприятия должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (маски) из расчета не менее 2 штук в смену. Нахождение на рабочих местах без СИЗ не допускается (п.1.6).
-обработка полов, оборудования, поверхностей с кратностью один раз в два часа в течение смены моющими средствами с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств (гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору). Для дезинфекции поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70% концентрации. Особое внимание необходимо уделить дезинфекции поверхностей, с которыми контактирует большое количество людей (например, ручки дверей, поверхности столов, краны и т.п.) (п.1.10);
-для обработки рук могут использоваться кожные антисептики на основе этилового спирта (70% по массе), спирта изопропилового (60% по массе) или смеси спиртов (не менее 60% по массе), а также парфюмерно-косметическая продукция с заявленным дезинфицирующим эффектом. (п.1.12);
-дезинфекция мест общего пользования проводится не реже 1 раза в 2 часа с использованием хлорсодержащих дезинфицирующих средств. (п.1.13);
-для организации питания сотрудников преимущественно должна использоваться одноразовая столовая посуда, сбор использованной одноразовой посуды производится в одноразовые плотно закрываемые пластиковые пакеты, которые подвергаются дезинфекции в конце рабочего дня. Использование столовой посуды многократного применения допускается при использовании специализированных моечных машин, с применением режима обработки, обеспечивающего дезинфекцию посуды и столовых приборов при температуре не ниже 60 градусов в течение 90 минут (п.1.14).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций (подп. "б" п. 3 Правил).
Согласно ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет административную ответственность.
Положениями ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ определен перечень статей, дела об административных правонарушениях которых возбуждаются прокурором. Данной нормой также установлено, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 25 Федерального закона от 17.01.1992 № N 2202-1 установлено, что прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) подлежат, в том числе граждане, сотрудники предприятий, организаций, на которых возложена обязанность по проведению и соблюдению санитарно-эпидемиологических мероприятий, допустившие нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Вина Волковой Ю.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается собранными по данному делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: постановлением заместителя Киреевского межрайонного прокурора Ратниковой М.В. от 03.06.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении; письменными объяснениями Волковой Ю.В.; решением заместителя Киреевского межрайонного прокурора Ратниковой М.В. от 28.05.2020 о проведении проверки ИП Лепехина Е.В.; копией паспорта Волковой Ю.В.; приказом от 01.08.2017 ИП Лепехина Ю.В. о назначении ответственных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением санитарных норм и правил, за исполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий, согласно которому таким лицом назначена менеджер по продажам магазина Волкова Ю.В., с данным приказом Волкова Ю.В. ознакомлена; сведениями об индивидуальном предпринимателе Лепехиной Е.В. из ЕГРИП; трудовым договором от 03.07.2017, заключенным между работодателем ИП Лепехина Е.В. и работником Лепехиной Е.В., принятой на работу в качестве менеджера по продажам; фототаблицами, составленными в ходе проверки магазина ИП Лепехина Е.В.., расположенного по адресу: Тульская область, г.Киреевск, ул.Мира, д.12.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и другие перечисленные выше процессуальные документы составлены уполномоченным лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нарушений, влекущих их недопустимость, не имеется.
Анализ вышеприведенных и исследованных судом доказательств подтверждает, что менеджером по продажам магазина ИП Лепехина Е.В. Волковой Ю.В., в силу возложенных на неё обязанностей, нарушены требования Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 05.04.2020 N 3 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" и Постановление главного государственного санитарного врача по Тульской области от 01.04.2020 N 2 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области".
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, нахожу доказанной виновность Волковой Ю.В. в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019 и квалифицирую её действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении Волковой Ю.В. не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Доказательств того, что Волковой Ю.В. были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019, суду не представлено.
Санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ для граждан, установлено наложение административного штрафа - в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания Волковой Ю.В. в соответствии со ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ учитываю характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения в условиях пандемии и существования угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), конкретные обстоятельства дела, личность виновной, её имущественное положение, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность, в силу статьи 4.2 КоАП РФ, - признание вины, а также достижение цели административного наказания.
При таких обстоятельствах, в силу санкции, предусмотренной за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, считаю возможным назначить в отношении Волковой Ю.В. административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, поскольку именно эта мера наказания позволит достигнуть цели восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения ею новых противоправных деяний.
С учетом вышеизложенных норм действующего законодательства, прихожу к выводу о том, что оснований для освобождения Волковой Ю.В. от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать Волкову Юлию Владимировну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Административный штраф, назначенный настоящим постановлением, должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу путём внесения (перечисления) суммы штрафа по следующим реквизитам: получатель: УФК по Тульской области (Прокуратура Тульской области Л/С 04661338760), ИНН: 7107030843, КПП: 710701001, Банк: ОТДЕЛЕНИЕ Тула г. Тула, БИК: 047003001, р/счет: 4010 1810700000010107, УИН: 0, КБК: 1 16 01061 01 9000 140.
Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 20.25 и ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ неуплата административного штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Копию настоящего постановления направить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для сведения.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Киреевский районный суд Тульской области.
Судья