дело № 2-40/2024
УИД22RS0001-01-2023-000827-37
решение в окончательной форме
изготовлено 05 февраля 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Луханиной О.В., при секретаре Феденко О.Б., с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Крутьевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зиновьевой Алены Владимировны, ФИО1, ФИО4 к Администрации Алейского района Алтайского края о возложении обязанности принять в отношении квартиры и земельного участка решение об их изъятии и выплате выкупной цены за жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Алейский межрайонный прокурор обратился в Алейский городской суд с исковым заявлением в интересах Зиновьевой А.В., ФИО1, ФИО1 указывая на то, что Алейской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению прав граждан при переселении из аварийного жилья, в ходе которой установлено, что квартира № по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Зиновьевой А.В., ФИО1, ФИО1 в размере 1/3 доли каждому.
Постановлением Администрации Алейского района от 29 марта 2023 года № многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу со сроком расселения до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта визуального осмотра жилого помещения № от 29 мая 2023 года установлено, что техническое состояние дома аварийное, дальнейшая эксплуатация здания представляет угрозу для находящихся в нем людей.
По результатам проверки в адрес Главы Алейского района 08 июня 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений, в удовлетворении которого было отказано 11 июля 2023 года.
Проживание в жилом доме создает угрозу безопасности для жизни и здоровья собственников. Установление длительных сроков расселения, фактическое непринятие мер по расселению граждан свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц муниципалитета. Установленный срок не отвечает требованиями разумности и не позволяет обеспечить и гарантировать права истцов на безопасные условия проживания.
Просит возложить на Администрацию Алейского района обязанность принять в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, а также в отношении квартиры № многоквартирного дома <адрес> решение об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа. Возложить на Администрацию Алейского района обязанность выплатить Зиновьевой А.В., ФИО1, ФИО1 выкупную стоимость за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> соответствии с принадлежащим им правом общей долевой собственности в размере 1/3 доли на каждого, с учетом стоимости земельного участка под спорным многоквартирным домом, принадлежащим им на праве общей собственности.
В ходе судебного разбирательства поступило уточненное исковое заявление, в котором Алейский межрайонный прокурор, действуя в интересах Зиновьевой А.В., ФИО1, ФИО1 просит возложить на Администрацию Алейского района Алтайского края обязанность о принятии в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> решение об его изъятии, а также квартиры № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд.
Возложить на Администрацию Алейского района обязанность по выплате Зиновьевой А.В., ФИО1, ФИО1 выкупной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом 1/3 доли каждого в праве собственности на общедомовое имущество и земельный участок, убытков, причиненных собственникам жилого помещения в связи с его изъятием, на общую сумму 1 492 090 рублей.
Представитель процессуального истца помощник Алейского межрайонного прокурора Крутьева А.С. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Истцы Зиновьева А.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО1, ФИО1, ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Представитель ответчика Администрации Алейского района Алтайского края Дубских А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил о том, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> был признан аварийным, подлежащим сносу в соответствии с Постановлением Администрации Алейского района Алтайского края, был установлен срок для сноса этого многоквартирного дома до 01 марта 2026 года. Изъятие многоквартирного дома, признанного аварийным, подлежащим сносу и земельного участка, для муниципальных нужд осуществляется, если собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома. Поскольку установленный срок для сноса в настоящее время не истек, Администрацией Алейского района не принималось решение об изъятии этого многоквартирного дома и земельного участка, на котором расположен этот дом. В настоящее время указанный дом не включен в адресную программу на 2019-2025 годы. Считает, что до истечения этого срока недопустимо требовать от Администрации Алейского района принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, находящегося под указанным многоквартирным домом, а также о выплате в пользу истца выкупной стоимости указанного жилого помещения. После признания аварийным и подлежащим сносу указанного многоквартирного дома, Администрацией Алейского района были приняты меры, направленные на обеспечение граждан проживающих в этом доме жилыми помещениями. Однако, собственники указанных квартир от получения жилых помещений отказались. По стоимости выкупной цены квартиры не согласен с тем, что в эту стоимость включена доля земельного участка, поскольку на текущий момент земельный участок не принадлежит собственнику квартиры, это собственность муниципального образования Алейский район. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Комитета по образованию Администрации Алейского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая мнение помощника Алейского межрайонного прокурора Крутьевой А.А., представителя ответчика Дубских А.Н., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.
Выслушав помощника Алейского межрайонного прокурора Крутьеву А.А., представителя ответчика Дубских А.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 данного Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года номер 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к указанным отношениям положения ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Пленума, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года номер 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, не включение в Программу не может ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости, при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного.
Иное предполагало бы, что сам факт не включения аварийного дома в программу является отсрочкой по всем обязательствам перед собственниками.
Кроме того, из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.
Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.
Судом установлено, что Зиновьевой А.В. и ее несовершеннолетним детям: ФИО1, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира (по 1/3 доли каждому), расположенная по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20 января 2023 года, выданной на основании договора купли-продажи (влекущей возникновение ипотеки в силу закона) от 21 июня 2012 года.
Согласно справки №, выданной КПК «Резерв» ДД.ММ.ГГГГ между КПК «Резерв» и Зиновьевой А.В. был заключен договор займа № о представлении ипотечного займа на приобретение недвижимого имущества (квартиры) по адресу: <адрес>, на сумму 374 000 рублей. ДД.ММ.ГГГГ заем был погашен в полном объеме. На ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обязательств перед кооперативом не имеет.
Заключением межведомственной комиссии номер 1 от 03 марта 2023 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Алтайский край, Алейский район, п. Алейский, ул. Мира 9 признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации Алейского района Алтайского края № от 29 марта 2023 года на основании экспертного заключения ООО «СПЕЦ Эксперт» от 20 февраля 2023 года №-В, заключения межведомственной комиссии № от 03 марта 2023 года многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен собственникам помещений срок выполнения работ по сносу указанного дома до 01 марта 2026 года.
Из акта визуального осмотра жилого дома (квартиры) № от 29 мая 2023 года следует, что главным специалистом Отдела надзора за содержанием и эксплуатацией жилищного фонда по г. Барнаулу Госинспекции Алтайского края ФИО10, с участием помощника Алейского межрайонного прокурора Крутьевой А.С., произведен визуальный осмотр многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В результате осмотра установлено: неравномерная осадка, разрушение фундамента; деформация, гниение деревянных, несущих конструкций, дверных проемов; отсутствие инженерных систем горячего водоснабжения, канализации; разрушение штукатурного, окрасочного слоев фасада; разрушение и гниение деревянных элементов крыши; разрушение волнового асбестоцементного кровельного покрытия. На основании заключения межведомственной комиссии № от 03 марта 2023 года по результатам освидетельствования № от 20 февраля 2023 года, выполненного ООО «Алтайское Бюро Оценки» данный дом находится в аварийном (непригодном для дальнейшей эксплуатации) состоянии, существует риск обрушения несущих конструкций дома, приводящий к угрозе жизни и здоровья граждан.
01 июня 2023 года Алейской межрайонной прокуратурой внесено представление в адрес Главы Алейского района об устранении нарушений требований действующего законодательства, ссылаясь на то, что проведенной проверкой установлено, что на территории Алейского района имеется многоквартирный дом по <адрес>, который в установленном порядке был признан аварийным на основании Постановления Администрации Алейского района от 29 марта 2023 года № «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Собственникам помещений срок выполнения работ по сносу многоквартирного жилого дома определен до 01 марта 2026 года. Установление необоснованно длительных сроков расселения, фактическое непринятие мер по расселению граждан, свидетельствует о незаконном бездействии муниципалитета. При этом установленный Администрацией Алейского района срок окончания расселения аварийного дома не отвечает требованиям разумности и не позволяет обеспечить и гарантировать права граждан на безопасные условия проживания. Вышеуказанное является нарушением требований действующего законодательства и стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами Администрации Алейского района своих должностных обязанностей и отсутствие должного контроля со стороны их руководителей.
11 июля 2023 года представление прокуратуры Главой Алейского района рассмотрено и признано необоснованным, поскольку Постановлением Администрации Алейского района от 29 марта 2023 года № многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным, 30 марта 2023 года включен в реестр аварийного жилищного фонда на территории Алтайского края. Администрацией Алейского района принято решение о проведении собственниками жилых помещений многоквартирного дома мероприятий по сносу этого дома в срок до 01 марта 2026 года. Решение органа местного самоуправления о сроке сноса многоквартирного дома, собственниками в судебном порядке не обжаловано. 14 апреля 2023 года Администрацией Алейского района проводилась встреча с собственниками жилых помещений указанного многоквартирного дома, вручены требования о сносе многоквартирного дома в вышеуказанный срок. 20 апреля 2023 года собственникам Администрацией района вручены письма с предложением о предоставлении для временного проживания жилых помещений маневренного фонда муниципального образования Алейский район Алтайского края. От предоставления указанных жилых помещений собственники многоквартирного дома отказались. Считают, что должностными лицами Администрации Алейского района в рамках своих полномочий исполнены все требования по соблюдению действующего законодательства Российской Федерации.
Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края следует, что не представляется возможным включить многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признанный в установленном порядке аварийным в 2023 году в программу по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым в период с 01 января 2017 года по 01 января 2022 года, расположенного на территории Алтайского края.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, не включен.
Истец Зиновьева А.В. до настоящего времени не осуществила снос принадлежащего ей и ее несовершеннолетним детям жилого помещения, согласия на предоставление ей и ее несовершеннолетним детям жилого помещения не давала. До настоящего времени решение об изъятии и выкупе у истца земельного участка, а также квартиры № в многоквартирном доме по <адрес>, принято не было, что свидетельствует о нарушении прав собственников.
В ходе рассмотрения дела судом было назначено проведение судебной строительно-технической экспертизы с целью установления величины выкупной цены спорного жилого помещения.
Экспертным заключением № от 22 декабря 2023 года, составленным ООО «Лаборатория судебной строительно-технической экспертизы» установлено, что величина выкупной цены квартиры номер № расположенной по адресу: <адрес> в ценах на дату производства экспертизы с учетом округления, а также с учетом доли в праве собственности на общедомовое имущество и земельный участок, составляет 1 294 000 рубля. Рыночная стоимость 1/3 доли квартиры №, расположенной по адресу: <адрес> принадлежащей Зиновьевой А.В., с учетом текущего состояния строительных конструкций здания, в ценах на дату производства экспертизы с учетом округления, а также с учетом доли в праве собственности на общедомовое имущество и земельный участок, составляет 43 333 рубля 33 копейки. Рыночная стоимость 1/3 доли квартиры № расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО1, с учетом текущего состояния строительных конструкций здания, в ценах на дату производства экспертизы с учетом округления, а также с учетом доли в праве собственности на общедомовое имущество и земельный участок, составляет 43 333 рубля 33 копейки. Рыночная стоимость 1/3 доли №, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО1, с учетом текущего состояния строительных конструкций здания, в ценах на дату производства экспертизы с учетом округления, а также с учетом доли в праве собственности на общедомовое имущество и земельный участок, составляет 43 333 рубля 33 копейки. Анализом данных, полученных в ходе проведения осмотра квартиры № многоквартирного дома адресу: <адрес> установлено что имеется опасность для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием, пользованием жилым помещением.
Заключение эксперта отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности, основания сомневаться в правильности выводов эксперта отсутствуют. Оценивая указанное заключение эксперта, суд находит его объективным, полным и обоснованным. Оснований сомневаться в выводах эксперта, данных о наличии какой- либо заинтересованного с его стороны у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу ложного заключения.
Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. («Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).
Экспертом выкупная цена определена верно, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Несогласие ответчика с включением в выкупную цену стоимости доли земельного участка не может быть отнесено к таким недостаткам данного вида доказательства, которые влекут его недостоверность, ходатайств о назначении по делу повторной судебной строительно-технической экспертизы не заявлено, доказательств иной стоимости не представлено.
При указанных обстоятельствах, при разрешении спора по настоящему делу заключение судебной экспертизы подлежат принятию в качестве надлежащего доказательства.
Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьей 32 ЖК РФ, суд учитывает, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 03 марта 2023 года, не включен в программу переселения, собственникам жилого дома установлен срок для выполнения работ по сносу многоквартирного жилого дома до 2026 года - 3 года после признания дома аварийным, что по мнению суда не отвечает требованиям разумности и справедливости и свидетельствует о длительном бездействии ответчика по защите жилищных прав истца. В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, учитывая, что ремонтные работы по улучшению технического состояния дома не проводились, существующие дефекты и повреждения жилого дома приводят к снижению надежности жилого дома в целом, что не обеспечивает безопасное пребывание граждан и создает реальную опасность для их жизни и здоровья. В силу чего орган местного самоуправления, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, вместе с тем, не имеет оснований для уклонения от принятия решения об изъятии земельного участка и многоквартирного дома, расположенного на таком участке. Иной подход, основанный на произвольном избрании органом местного самоуправления несоразмерно длительного срока для расселения, приводит к тому, что права лиц, проживающих в аварийном жилом доме, длительное время оставались бы нарушенными, а безопасность их проживания не была бы обеспечена.
При этом, доводы ответчика об отсутствии законных основания для изъятия земельного участка, поскольку установленные Администрацией Алейского района Алтайского края сроки сноса аварийного жилого дома и расселения собственников жилых помещений в настоящее время не истекли, земельный участок не принадлежит собственнику жилого помещения, судом признаются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. В рассматриваемом случае, правоотношения между сторонами возникли в связи с изданием Администрацией Алейского района Постановления № от 29 марта 2023 года о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что техническое состояние данного многоквартирного дома признано аварийным, создающим угрозу для жизни и здоровья граждан, что порождает у истца право требовать от органа местного самоуправления изъятия земельного участка и выплаты выкупной стоимости принадлежащей ему квартиры. Доказательств того, что техническое состояние многоквартирного жилого дома не создает угрозы для жизни и здоровья, проживающих в нем лиц и позволяет им дальнейшее безопасное проживание в указанном доме до истечения установленных органом местного самоуправления сроков расселения, а также доказательств разумности, установленного администрацией района срока расселения, стороной ответчика не представлено.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 22 Постановления Пленума номер 14 отметил, что интерес муниципального образования в изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в этом случае заключается в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Приведенная норма закона в ее нормативном единстве с актом легального толкования предполагает, что изъятие земельного участка, а также помещений, расположенного на нем многоквартирного дома, выступает механизмом предотвращения ситуаций, когда на территории муниципального образования находились бы жилые помещения, создающие опасность жизни и здоровью граждан, вне зависимости от того, на земельных участках какой формы собственности (государственной, муниципальной или частной) они расположены. Именно орган местного самоуправления, как фактический представитель интересов местной общины, должен проявить разумную заботливость о безопасности проживающих на его территории лиц, для чего наделен правом принимать решения об изъятии принадлежащих им жилых помещений и земельного участка. При этом порядок установления срока для реконструкции или сноса представляет собой лишь необходимую гарантию неприкосновенности собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации), где собственник вправе решать судьбу принадлежащего ему имущества по своему усмотрению. Направление собственнику жилого помещения требования о его сносе в связи с признанием аварийным в равной степени связывает орган местного самоуправления, предъявивший такое требование, обязанностью предоставить возмещение взамен принадлежащего собственнику имущества.
Именно поэтому законодатель установил, что непринятие собственниками мер по реконструкции или сносу в определенный срок фактически свидетельствует об отказе от активного изменения судьбы своего имущества (как видится, от реализации секундарного права) и вверения его будущего процедурам, определенным законом. Следовательно, отказ собственников от сноса или реконструкции многоквартирного дома в условиях очевидной опасности проживания в нем должен влечь те же правовые последствия, как и непринятие мер в установленный срок.
В силу п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд действует в течение трех лет со дня его принятия.
Данный срок установлен как предельный для совершения действий Администрации, но не исключает выполнение ею требований закона до его истечения.
Приведенная норма закона направлена на установление временных границ совершения органами публичной власти действий по изъятию земельного участка, т.е. установлена в интересах тех лиц, у кого изымается имущество. Как следствие, до наступления предельного срока не приостанавливается и не прекращается право на получение возмещения. В силу чего граждане, проживающие в аварийном жилье, вправе требовать выплаты им выкупной стоимости жилого помещения и изъятия земельного участка и до его истечения.
На основании ч. 1 ст. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, при решении вопроса о возможности внеочередного выкупа (предоставления) жилого помещения, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, значение имеет, представляет ли такое помещение опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям. Если жилое помещение представляет опасность для жизни и здоровья, то выплата выкупной цены (предоставление иного жилого помещения взамен занимаемого) должна производиться во внеочередном порядке.
Кроме того, согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
С целью восстановления нарушенных жилищных прав истцов, суд полагает необходимым возложить на Администрацию Алейского района Алтайского края обязанность принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, а также квартиры № многоквартирного дома <адрес>, принадлежащей Зиновьевой А.В. и ее несовершеннолетним детям ФИО1, ФИО1 для муниципальных нужд, определив размер выкупной цены в размере 1 492 090 рублей в соответствии с принадлежащим им правом долевой собственности.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алейского межрайонного прокурора, действующего в интересах Зиновьевой Алены Владимировны, ФИО1, ФИО4 удовлетворить.
Обязать Администрацию Алейского района Алтайского края принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, а также № многоквартирного <адрес>, принадлежащей Зиновьевой Алене Владимировне, ФИО2, ФИО4 (по 1/3 доли каждому) для муниципальных нужд, определив размер выкупной цены 1 492 090 рублей.
Обязать Администрацию Алейского района Алтайского края (ОГРН №) выплатить Зиновьевой Алене Владимировне (паспорт гражданина Российской Федерации №), ФИО1 (СНИЛС №), ФИО4 (СНИЛС №) выкупную цену принадлежащей им квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в размере 1 492 090 рублей в соответствии с принадлежащим им правом долевой собственности.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Алейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Луханина О.В.