Решение по делу № 2-3496/2024 от 05.04.2024

К делу № 2-3496-2024

УИД 61RS0022-01-2024-002703-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2024 года                             г.Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Бушуевой И.А.,

При секретаре Прядко А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захария М.А. к Администрации г.Таганрога о признании бездействия незаконным и обязании организовать и обеспечить транспортировку от места жительства до места получения медицинской помощи и обратно

УСТАНОВИЛ:

Захария М.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику, в котором указала, что она находится на постоянном лечении процедурой <данные изъяты> с <дата> в ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге по причине <данные изъяты>. Кроме этого, имеет ряд сопутствующих заболеваний: <данные изъяты>

<дата> в хирургическом отделении БСМП г.Таганрога Захария М.А. была проведена операция <данные изъяты>, передвигается истица с трудом при помощи ходунков. Заместительную <данные изъяты> терапию истица проходит в первую смену по графику: вторник, четверг, суббота с 07 часов до 12-30 час.

Истица указывает, что с ноября 2023 года по 30.12.2023 г. её и двух других пациентов первой смены:Базину Н.Ю., Пшеничникова О.Г. транспортировали одним легковым такси от места жительства каждого из нас до <данные изъяты> центра и обратно. В январе 2024 года их известили о том, что финансирования нет и транспортировка будет осуществляться на микроавтобусе вместе с другими пациентами смены в количестве 7 человек, проживающих в других районах города. Протяженность маршрута составляет 39 км. и по времени 1 час 20 минут.

15.02.2024 г. Базина М.А.., Пшеничников О.Г. подали коллективное обращение на имя зам.главы администрации г.Тагагнрога Голубевой И,В. по вопросу возобновления транспортировки на <данные изъяты> прежним транспортом. Истица указала, что у нее ампутирована <данные изъяты> и поэтому посадка и высадка из микроавтобуса для нее очень затруднительна, т.к. имеется несколько узких ступеней, ногу она поставить прямо не может. Обращение Базиной М.А. было оставлено без ответа.

В связи с тем, что ответчик бездействует и не принимает никаких мер, истица обратилась в суд, просит обязать Администрацию г.Таганрога обеспечить Захария М.А. транспортировку от места фактического проживания по адресу: <адрес> медицинскому учреждению ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге по адресу: <адрес>, в дни определенные соответствующим медицинским учреждением, транспортным средством с учетом ограничения подвижности.

В ходе рассмотрения дела, представитель истца-Лаврова Т.О. действующая по доверенности, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просила суд обязать Администрацию г.Таганрога обеспечить Захария М.А. транспортировку от места фактического проживания по адресу: <адрес> медицинскому учреждению ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге по адресу: <адрес>, в дни определенные соответствующим медицинским учреждением, санитарным транспортным средством для подъема и спуска кресла-коляски. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебное заседание истица не явилась, направила представителя Лаврову Т.О., которая поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить. Пояснила, что с 22 мая по 31 мая 2024 г. истица находилась на лечении в БСМП г.Таганрога с диагнозом-<данные изъяты>, у нее парализована <данные изъяты>. В настоящее время она передвигается на инвалидном кресле. 07.06.2024 г. истица вновь обратилась в Администрацию г.Таганрога с заявлением о предоставлении ей санитарного транспортного средства, который оснащен подъемным средством, с целью подъема и спуска кресла-каляски. Однако Администрация г.Таганрога отказала в этом.

Представитель Администрации г.Таганрога-Клевченя М.В. дейстувующая по доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в иске отказать. Пояснив, что федеральным законодательством не предусмотрена транспортировка пациентов на специально оборудованном санитарном транспорте, оснащенным подъемным средством для осуществления посадки и высадки, а также не предусмотрено это Положением о порядке транспортировки пациентов, страдающих <данные изъяты> к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, утвержденным Постановлением Администрации г.Таганрога от 26.01.2023 №100 в редакции от 30.05.2024 г.

Представитель третьего лица- Правительство Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

В отсутствии истца и третьего лица суд рассмотрел дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Захария М.А., являясь инвалидом <данные изъяты> бессрочно. Зарегистрирована и проживает в <адрес> Находится на постоянном лечении процедурой <данные изъяты> с <дата> в ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге по причине хронической почечной недостаточности, расположенный по адресу <адрес>

16.03.2022 г. в хирургическом отделении БСМП г.Таганрога Захария М.А. была проведена операция <данные изъяты>

На основании заключенного муниципального контракта по оказанию транспортных услуг от <дата> услуга по транспортировке больных осуществлялась до декабря 2023 года (включительно) еженедельно по установленному графику, транспортировка осуществляется легковым автомобильным транспортом.

Согласно ответа Администрации г.Таганрога от 28.06.2024 г. на обращение истца указано, что транспортировка пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью и получающих лечение методом заместительной почечной терапии в ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге, осуществляется еженедельно по графику: вторник, четверг, суббота (1 смена) двумя транспортными средствами: микроавтобус «вольксваген» и микроавтобус «Газ».

Истица 22 мая по 31 мая 2024 г. находилась на лечении в БСМП г.Таганрога с диагнозом-<данные изъяты>, у нее парализована <данные изъяты>. В настоящее время она передвигается на инвалидном кресле.

Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральным Учреждением медико-социальной экспертизы ( к протоколу проведения медико-социальной экспертизы от <дата> истица имеет выраженные ограничения в передвижении на объектах социальной инженерной и транспортной инфраструктур, при входе в такие объекты и выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него и нуждается в использовании кресла коляски.

Из материалов дела следует, что <дата> истица вновь обратилась в Администрацию г.Таганрога с заявлением о предоставлении ей санитарного транспортного средства, который оснащен подъемным средством, с целью подъема и спуска кресла-каляски. Однако Администрация г.Таганрога в своем ответе указала, что федеральным законодательством не предусмотрена транспортировка пациентов на специально оборудованном санитарном транспорте, оснащенным подъемным средством для осуществления посадки и высадки, а также не предусмотрено это Положением о порядке транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, утвержденным Постановлением Администрации г.Таганрога от 26.01.2023 №100 в редакции от 30.05.2024 г.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантий социальной защиты.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человеку, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, т.е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

К основным принципам охраны здоровья относятся, в числе прочих, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (статья 4 Закона N 323-ФЗ).

В силу частей 1, 2 статьи 19 Закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В силу части 1 статьи 34 Закона N 323-ФЗ специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях из условиях дневного стационара (часть 2 этой же статьи).

В соответствии с пунктами 1, 5, 7 статьи 10 Федерального закона N 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни, то есть является жизненно важной процедурой.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (статья 34 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Положением об организаций деятельности отделения диализа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо- и перитонеального диализа.

Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относится непосредственно к специализированной медицинской помощи, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по обеспечению транспортировки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа относятся к расходным обязательства субъекта Российской Федерации в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Целевые значения критериев доступности медицинской помощи устанавливаются в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Положениями пункта 6 статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.

Доступность и качество медицинской помощи в числе прочего обеспечиваются: организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

При том, что нормативы приближенности и транспортной доступности Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не определены, они должны конкретизироваться иными законодательными либо подзаконными актами.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 года N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.

Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "нефрология", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 года N 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.

На основании пункта 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2023 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального, городского округа в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 8.3.10 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ростовской области на 2024 и плановой период 2025 и 2026 г., утвержденной Постановлением правительства Ростовской области от 25.12.2023 г. №954, бесплатно предоставляется заместительная почечная терапия методами гемодиализа пациентам с хронической почечной недостаточностью.

Пунктом 2 постановления Правительства Ростовской области от 25.12.2003 г. №954, главам администраций муниципальных образований в Ростовской области для обеспечения реализации установленных законодательством бюджетных полномочий в сфере здравоохранения рекомендовано использовать средства местного бюджета, материальные ресурсы, находящееся в муниципальной собственности, в случаях и порядке предусмотренных законодательством Ростовской области и уставом муниципального образования в Ростовской области.

На основании пункта 5.1.3 Территориальной программы за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления в муниципальных образованиях Ростовской области осуществляется финансовое обеспечение расходов на создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с действующей Территориальной программой государственных гарантий в пределах полномочий, установленных Федеральным законом №131-ФЗ, включая расходы по транспортировке пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, а также на приобретение оборудования и (или) транспорта, по перечню, предварительно согласованному с министерством здравоохранения Ростовской области, для последующей передачи государственным учреждениям здравоохранения Ростовской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Областного закона от 28.12.2005 г. №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов ( за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджетов). В случаях и порядке, установленных областными законами, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств областного бюджета.

Положением о порядке транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно, утвержденным Постановлением администрации г.Таганрога от 26.01.2023 г. №100 (в редакции от 30.05.2024 ), транспортировка пациентов на специально оборудованном санитарном транспорте, оснащенным подъемным средством для осуществления посадки и высадки, а также транспортировка лиц, сопровождающих пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, к месту получения лечения методом заместительной почечной терапии, не предусмотрена.

Судом установлено и это не оспаривалось ответчиком, что у Захария М.А. очевидно и однозначно отсутствует возможность передвигаться самостоятельно без помощи кресла-коляски, поскольку у нее <данные изъяты> и в результате <данные изъяты> парализована <данные изъяты>. То есть, у истца отсутствует в настоящее время реализации права на получение медицинской помощи в виде доставки пациента к месту лечения и обратно, что свидетельствует о незаконном бездействии ответчика, выразившегося в отказе от транспортировки истца от места ее фактического проживания до медицинского учреждения на специальном транспортном средстве, которое оснащено подъемным механизмом для подъема и спуска инвалидной коляски.

Стороной ответчика не представлено суду доказательств физической возможности истца самостоятельно добираться до места получения лечения и обратно на инвалидной коляске, либо без специального санитарного транспортного средства.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у них обязанности обеспечить истца именно санитарным транспортным средством оснащенным средством для подъеме и спуска кресла-коляски, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку по существу противоречит нормам статьи 10, 11 Федерального закона N 323-ФЗ, согласно которым оказываемая медицинская помощь должна быть доступна, отказ в медицинской помощи недопустим, а фактически из-за отсутствия указанного выше вида транспортировки, будучи <данные изъяты> и не имея <данные изъяты> истец лишена возможности получить необходимую медицинскую помощь и будучи инвалидом группы, истица не может оставаться без гарантированной ей Конституцией Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязанность по организации которой законом возложена на органы местного самоуправления. Вследствие чего не соблюдается принцип охраны здоровья - доступность медицинской помощи.

По общему правилу, установленному статьей 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

При этом законодателем определен исчерпывающий перечень подлежащих немедленному исполнению судебных актов, к которым относятся судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума (статья 211 ГПК РФ).

В то же время, суду предоставлено право обратить решение суда к немедленному исполнению при соблюдении определенных условий, а именно просьбы истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда (часть 1 статьи 212 ГПК РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Обращая решение к немедленному исполнению, суд, учитывая наличие по делу особых обстоятельств, связанных с состоянием здоровья истца, характер и тяжесть заболевания Захария М.А., требования клинических рекомендаций по лечению заболевания <данные изъяты>, промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния здоровья истца <данные изъяты>, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленного истцом требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.194-199,212 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

Исковые требования Захария М.А.-удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Таганрога выразившееся в ненадлежащей транспортировке Захария М.А., с учетом ограничения подвижности для получения медицинской помощи, оказываемой бесплатно в рамках Территориальной программы, нуждающейся в <данные изъяты> и обратно.

Обязать Администрацию г.Таганрога Ростовской области обеспечить Захария М.А. транспортировку от места фактического проживания по адресу: <адрес> медицинскому учреждению ООО «Гемодиализный центр Ростов» филиал в г.Таганроге по адресу: ул.Инструментальная,13, в дни определенные соответствующим медицинским учреждением, санитарным транспортным средством для подъема и спуска кресла-коляски.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме..

Обжалование решения суда не приостанавливает исполнение решения.

Председательствующий: И.А.Бушуева

Решение в окончательной форме изготовлено 01.08.2024 г.

2-3496/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Захария Марина Анатольевна
Ответчики
Администрация г.Таганрога
Другие
Лаврова Татьяна Олеговна
Правительство Ростовской области
Суд
Таганрогский городской суд Ростовской области
Судья
Бушуева Инга Алексеевна
Дело на сайте суда
taganrogsky.ros.sudrf.ru
05.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2024Судебное заседание
17.06.2024Судебное заседание
25.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее