Дело № 12-390/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
город Челябинск 24 декабря 2020 года
Судья Советского районного суда г. Челябинска Губанова М.В. при секретаре Сапельниковой А.В.,
с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «СЗ «Эталон» - Кочневой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда г. Челябинска жалобу защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «СЗ «Эталон» - Кочневой Ю.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Радченко Сергея Александровича о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении ООО «СЗ «Эталон»,
установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главным специалистом- экспертом отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Радченко Сергеем Александровичем ООО «СЗ «Эталон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «СЗ «Эталон» обратилось в суд с жалобой в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
В жалобе, представитель ООО «СЗ «Эталон» по доверенности Кочнева Ю.Н. просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что проверка в отношении Общества проведена с нарушением закона.
Материалы дела не содержат доказательств сокрытия (искажения) Обществом экологической информации о состоянии земель, то есть о совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. Вывод постановления о том, что ООО «СЗ «Эталон» проводились земляные работы на земельном участке с кадастровым номером №, связанные с нарушением почвенного покрова на земельных участках, используемых под строительство многоквартирных домов, не соответствует действительности: рекультивация не выполнялась, земли не были нарушены, общество выполняло комплекс мероприятий по благоустройству территорий, улучшив состояние земельного покрова. При этом просит учесть, что в непредставление обществом в контролирующий орган отечности по форме 2-ТП, которая носит статистический характер, не содержит признаки административного правонарушения, вмененного обществу, поскольку не является экологической информацией.
На основании изложенного, просит отменить постановление, прекратив производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии решения, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Судья, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующим выводам.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, может выражаться, в частности, в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.
Субъектом указанного правонарушения являются лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, юридические лица.
Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации.
Как усматривается из материалов дела, ООО «СЗ «Эталон» в ДД.ММ.ГГГГ осуществляло деятельность по строительству многоквартирных домов, при строительстве жилого дома с нежилыми помещениями по <адрес>. При строительстве земли были нарушены и впоследствии отработаны и рекультивированы, т.е. проведены мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. При этом Общество не представило в срок до ДД.ММ.ГГГГ в территориальные органы Росприроднадзора сведения о состоянии земель, используемых предприятием по форме №-ТП за ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «СЗ «Эталон» к административной ответственности, установленной статьей 8.5 КоАП РФ.
Судья районного суда, отказывая в удовлетворении жалобы ООО «СЗ «Эталон», исходил из положений, предусмотренных статьей 42 Конституции РФ, статьей 3, частью 1 статьи 11, 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об окружающей среде), Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства 10 июля 2018 года № 800, а также положений Приказа Росстата № 676 от 29 декабря 2012 года "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за рекультивацией земель, снятием и использованием плодородного слоя почвы", пункта 2 части 4 статьи 8 Федеральной закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", исходя из которых каждому гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, данное право не может быть ограничено; государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора, и данных об их воздействии; юридические лица, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), заполняют форму 2-ТП и представляют ее в территориальный орган Росприроднадзора по месту своего нахождения до 1 февраля, следующего за отчетным периодом, в которой указываются данные о наличии нарушенных и отработанных земель, а также приводятся площади рекультивированных земель.
В силу статьи 1 Закона об окружающей среде воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды, отнесено к негативному воздействию на окружающую среду.
Таким образом, к землям, нарушенным при строительстве, следует относить: карьеры и резервы при железных и шоссейных дорогах, отвалы грунта при строительстве каналов, коллекторов, оросительных систем, продукты очистки каналов (раши), трассы нефтегазопроводов и других продуктопроводов, отвалы коммунального и строительного мусора, а также площади под производственными и иными строениями, железными и автомобильными дорогами, надземными коммуникациями и другими объектами, надобность в которых у респондентов миновала.
Факт совершения административного правонарушения ООО «СЗ «Эталон» подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ;
Всем доказательствам должностным лицом в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При проверке доводов жалобы установлено, что ООО «СЗ «Эталон», не представив в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора информацию по форме № 2-ТП "рекультивация", тем самым сокрыло (исказило) экологическую информацию о состоянии земель, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Таким образом, материалы дела позволили должностному лицу обоснованно прийти к выводу, что ООО «СЗ «Эталон», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ.
Представитель ООО «СЗ «Эталон» полагает, что годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП является статистической формой отчетности, не может быть отнесена к экологической информации. Данная позиция ошибочна, поскольку ссылка на п. 25 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 г. в соответствии с приказом Минприроды России № 729 от 25.12.2018 г. признаны не подлежащими применению.
Действия ООО «СЗ «Эталон» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Постановление должностного лица соответствуют требованиям статей 29.10, 30.7 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.5 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены постановления, вынесенного в отношении ООО «СЗ «Эталон», не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Радченко Сергея Александровича о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении ООО «СЗ «Эталон» по ст. 8.5 КоАП РФ, оставить без изменения.
Жалобу ООО «СЗ «Эталон» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Челябинской области – главного специалиста эксперта отдела государственного земельного надзора, надзора за ООПТ и в сфере охоты по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Радченко Сергея Александровича о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении ООО «СЗ «Эталон», оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Советский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.В. Губанова