Судья Лебедев А.С. Дело № 21-84/2021
УИД 37RS0021-01-2021-000019-24
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 26 апреля 2021 года
Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,
с участием Свечникова А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Свечникова Андрея Вячеславовича на решение судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 04 марта 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Определением старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Фурмановскому району ФИО6 от 18 декабря 2020 года отказано в возбуждении дела по ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Свечникова А.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 04 марта 2021 года указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении отменено, материалы дела направлены в ОМВД России по Фурмановскому району на новое рассмотрение.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, Свечников А.В., не соглашаясь с решением судьи городского суда от 04 марта 2021 года, просит его отменить. Указывает, что решением Фурмановского городского суда от 20 октября 2020 года, вступившим в законную силу 30 ноября 2020 года после вынесения Ивановским областным судом апелляционного определения, решение Совета Дуляпинского сельского поселения об его отставке было признано незаконным и, соответственно, не породило никаких юридических последствий. Доводы о не поступлении апелляционного определения Ивановского областного суда в адрес Совета к моменту рассмотрения жалобы сотрудником полиции правового значения не имеют. Указание суда на необходимость оценки должностным лицом, проводящим проверку, решений Совета от 25 декабря 2020 года № 21 и № 22 является нецелесообразным. Фурмановская межрайонная прокуратура по результатам проверки заявления ФИО4 каких-либо нарушений с его стороны в связи с выходом на работу 01 декабря 2020 года не выявила. Помимо законодательства о местном самоуправлении, на него распространяется также действие трудового законодательства, которое предусматривает немедленное восстановление нарушенного права работника при незаконном увольнении. Таким образом, приступив к работе в должности главы поселения с 01 декабря 2020 года, он нарушения закона не допустил, и в его действиях отсутствует состав административно наказуемого самоуправства, в связи с чем, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении являлось законным и обоснованным.
Извещенные о месте и времени рассмотрения жалобы заявитель ФИО4, ее представитель ФИО5 и УУП ОМВД России по Фурмановскому району ФИО6 в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие указанных лиц.
Явившимуся на рассмотрение жалобы Свечникову А.В. разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции Российской Федерации. Отводов не заявлено. По ходатайству Свечникова А.В. к материалам дела приобщены и исследованы решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 02 марта 2021 года, а также решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 30 марта 2021 года № 14 и № 15.
В судебном заседании Свечников А.В. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Выслушав Свечникова А.В., изучив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 19.1 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных ст.14.9.1 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее - решение Совета поселения) от 28 августа 2020 года № 38 были досрочно прекращены полномочия главы Дуляпинского сельского поселения Свечникова А.В. 03 сентября 2020 года в связи с удалением его в отставку в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 22-23).
Решением Фурмановского городского суда от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 30 ноября 2020 года, вышеназванное решение Совета поселения признано незаконным и Совет обязан устранить допущенные нарушения закона (л.д. 50-55, 56-59).
08 декабря 2020 года в ОМВД России по Фурмановскому району поступило заявление представителя администрации Дуляпинского сельского поселения ФИО4 о привлечении Свечникова А.В. к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ, который, не имея законных оснований, самовольно приступил к исполнению полномочий главы муниципалитета (л.д. 93).
Отказывая определением от 18 декабря 2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, в отношении Свечникова А.В. за отсутствием состава административного правонарушения, старший УУП ОМВД России по Фурмановскому району ФИО6 исходил из наличия вступившего в законную силу решения Фурмановского городского суда Ивановской области от 20 октября 2020 года, которым признано незаконным решение Совета поселения от 28 августа 2020 года № 38 "Об удалении в отставку главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Свечникова А.В. и досрочном прекращении его полномочий" (л.д. 91).
Отменяя указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, судья городского суда в обжалуемом решении пришел к выводу о том, что обязанность по устранению допущенных нарушений закона решением суда от 20 октября 2020 года возложена на Совет поселения, резолютивная часть данного судебного решения указания на восстановление Свечникова А.В. в должности не содержит, требования о восстановлении на работе последним в рамках административного дела не заявлялись, а ссылки Свечникова А.В. на нормы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда о восстановлении на работе не могут признаны обоснованными. Кроме того, должностным лицом при проведении проверки не была дана оценка решениям Совета поселения от 25 декабря 2020 года № 21 "Об отмене решения Совета Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 28 августа 2020 года № 38.. ." и № 22 "О восстановлении в должности главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области".
Однако согласиться с указанными выводами судьи городского суда не представляется возможным.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение Совета поселения от 28 августа 2020 года № 38 "Об удалении в отставку главы Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Свечникова А.В. и досрочном прекращении его полномочий" признано судом незаконным и, соответственно, не влечет за собой каких-либо юридически значимых последствий.
При этом отсутствие в резолютивной части решения Фурмановского городского суда Ивановской области от 20 октября 2020 года указания на восстановление Свечникова А.В. в должности не свидетельствует о том, что действия Свечникова А.В. по выходу с 01 декабря 2020 года на работу носили противоправный характер.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 16 Закона о муниципальной службе поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 6); гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 7).
Таким образом, названный Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривает лишь порядок замещения должности главы местной администрации по контракту, порядок заключения, расторжения контракта с лицом, назначаемым на эту должность, и не регулирует вопросы восстановления на работе данного лица в случае незаконного досрочного прекращения его полномочий.
На основании ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.
Следовательно, при признании судом незаконным решения Совета поселения от 28 августа 2020 года № 38 о досрочном прекращении полномочий главы поселения Свечникова А.В. подлежало применению ранее принятое Советом поселения решение от 10 октября 2018 года № 36 о назначении Свечникова А.В. главой Дуляпинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица административного органа о наличии оснований для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, в отношении Свечникова А.В. ввиду отсутствия с его стороны противоправного, виновного поведения являлись законными и обоснованными.
Дата получения Советом поселения вступивших в законную силу судебных актов от 20 октября 2020 года и 30 ноября 2020 года правового значения для оценки действий Свечникова А.В. не имеет.
Ссылки судьи в обжалуемом решении на необходимость учета решений Совета поселения от 25 декабря 2020 года № 21 и № 22 являются ошибочными.
Решение Совета поселения от 25 декабря 2020 года № 21 содержит лишь указание на отмену решения Совета поселения от 28 августа 2020 года № 38 (л.д. 24), которое уже было признано незаконным вступившим 30 ноября 2020 года решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 20 октября 2020 года.
Пункт 1 решения Совета поселения от 25 декабря 2020 года № 22 (л.д. 25), предусматривающий восстановление Свечникова А.В. в должности главы поселения с 26 декабря 2020 года признан незаконным решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 02 марта 2021 года, поскольку Свечников А.В. подлежит восстановлению в прежней должности с даты его незаконного увольнения.
Вследствие этого, решением Совета поселения от 30 марта 2021 года № 15 Свечников А.В. восстановлен в должности главы поселения с 04 сентября 2020 года.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи городского суда от 04 марта 2021 года не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене.
Вместе с тем, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (три месяца) истек, в связи с чем, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение в Фурмановский городской суд Ивановской области не имеется, поскольку это повлечет возобновление обсуждения по доводам жалобы ФИО4 вопроса об административной ответственности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что за пределами срока давности привлечения к административной ответственности является недопустимым.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение судьи Фурмановского городского суда Ивановской области от 04 марта 2021 года, которым отменено определение старшего участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Фурмановскому району ФИО6 от 18 декабря 2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.1 КоАП РФ, в отношении Свечникова Андрея Вячеславовича, отменить.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Ивановского
областного суда Н.С. Круглова