Дело №2-112/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
16 мая 2018 года г. Кашин Тверской области
Кашинский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой Т.А.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Коваль Р®.Р.,
с участием представителя истца Зыкова П.Ю.,
представителя ответчика Карюгина В.Ю.,
третьего лица Семенова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Кашинского городского суда Тверской области гражданское дело по исковому заявлению Зыкова Егора Павловича к Призывной комиссии муниципального образования «Кашинский район» Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями призывной комиссии Кашинского района и военного комиссариата,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Зыков Е.П. обратился в Кашинский городской суд Тверской области с иском к Призывной комиссии МО «Кашинский район» Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат города Кашина, Кашинского, Калязинского и Кесовогорского районов Тверской области» о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями призывной комиссии Кашинского района и военного комиссариата.
В обоснование иска указал, что он является студентом 1 курса очной формы обучения ГОУ ВПО города Москвы «Московский Государственный университет им. Ломоносова». Он состоит на воинском учёте в военном комиссариате по г. Кашину, Кашинскому, Калязинскому и Кесовогорскому районам. В феврале 2017 года им было пройдено по направлению военкомата медицинское освидетельствование, была определена категория годности к военной службе, о чём были внесены сведения в приписное свидетельство. Он, как студент высшего учебного заведения дневной формы обучения, имеет право на отсрочку от призыва на военную службу. Решение о предоставлении призывнику отсрочки от призыва на военную службу призывная комиссия выносит после определения категории годности к военной службе и на основании документов, предоставленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Согласно ст. 8 Положения о военно-врачебной комиссии заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к военной службе действительно в течение года с даты освидетельствования. Несмотря на соблюдение всех условий и предоставление необходимых документов ему было отказано в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу. Сотрудники военкомата всячески препятствовали ему в получении отсрочки от призыва на военную службу: обращались в полицию с заявлением о поддельности справки, подтверждающей его обучение в ВУЗе; препятствовали ему и его отцу Зыкову П.Ю. присутствовать на призывной комиссии, применив рукоприкладство в отношении отца, представляющего его интересы на основании доверенности; производили неоднократные запросы в ВУЗ, отрывая его от обучения. Поведение сотрудников военкомата и призывной комиссии обусловлено давним неприязненным отношением, когда он, участвуя в 2015 году во всероссийских и областных олимпиадах школьников, не смог участвовать в допризывных мероприятиях, которые в тот момент были для него незаконными в силу соответствующего возраста. Сотрудники военкомата Семенов А.В., Батурин Е.Е., председатель призывной комиссии Карюгин В.Ю. неоднократно угрожали ему и его родителям, что признают его уклоняющимся от военной службы. Неправомерные действия сотрудников военкомата и призывной комиссии отрывают студентов от учебного процесса и грубо нарушают установленную законом процедуру предоставления отсрочки от военной службы. Просит компенсировать нанесённый ему неправомерными действиями призывной комиссии и сотрудников военкомата моральный вред в размере 1 рубль.
Определением суда от 02 апреля 2018 года ненадлежащий ответчик ФКУ «Военный комиссариат город Кашина, Кашинского, Калязинского и Кесовогорского районов Тверской области заменён на надлежащего ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», а также к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Министерство обороны Российской Федерации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Семенов А.В. и Батурин Е.Е.
Рстец Зыков Р•.Рџ., надлежащим образом извещённый Рѕ дате, времени Рё месте рассмотрения дела, РІ судебное заседание РЅРµ явился, РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие СЃ участием представителя Зыкова Рџ.Р®.
Представитель истца Зыков П.Ю. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. В судебном заседании пояснил, что в феврале 2017 года его сын Зыков Е.П. прошёл медицинское освидетельствование, ему была определена категория годности к военной службе. В июне 2017 года сыну исполнилось 18 лет, и он подлежал призыву на военную службу осенью 2017 года. Поскольку комиссия для определения категории годности была пройдена сыном в феврале 2017 года, для получения отсрочки по призыву на военную службу сыну приезжать в осенний призыв было не нужно. Осенью 2017 года он приносил в военкомат копию справки, подтверждающей факт обучения сына в ВУЗе на дневном отделении. Полагает, что этого достаточно в совокупности с имеющимися документами об определении категории годности дл предоставления сыну отсрочки от призыва на военную службу. На имя сына неоднократно приходили повестки о явке в военкомат. Поскольку сын обучается г. Москве и не может прервать учебный процесс, он приходил в военкомат, но его не пускали из-за ненадлежащего подтверждения полномочий представлять интересы сына. До настоящего времени отсрочка от призыва на военную службу сыну не предоставлена.
Представитель призывной комиссии МО «Кашинский район» Тверской области Карюгин В.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объёме, просил в их удовлетворении отказать. В судебном заседании пояснил, что в период призыва граждан призывного возраста в октябре-декабре 2017 года являлся председателем призывной комиссии МО «Кашинский район» Тверской области. В указанный период времени призыву подлежал Зыков Е.П., который 27 ноября 2017 года обратился с заявлением о предоставлении ему отсрочки. Зыков Е.П. в военкомат лично не приходит, приходит его отец Зыков П.Ю., истцу был дан ответ, что для решения вопроса о предоставлении отсрочки, ему необходимо пройти медицинское освидетельствование и лично явиться на заседание призывной комиссии. До настоящего времени Зыков Е.П. на заседание призывной комиссии не явился.
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», надлежащим образом извещённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направил, представил возражения на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований Зыкова Е.П. отказать, указав, что неправомерность действий призывной комиссии ничем не подтверждена, Зыков Е.П. ранее обращался в Кашинский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением о признании незаконным действий призывной комиссии МО «Кашинский район» Тверской области о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, определением суда от 26 февраля 2018 года производство по административному делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, месте и времени судебного заседания был извещён заранее и надлежащим образом, ходатайства об отложении дела слушанием и возражений относительно заявленных исковых требований не представил
Третье лицо Семенов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объёме, просил в их удовлетворении отказать. По существу заявленных требований представил возражения, из которых следует, Зыков Е.П., [данные изъяты], состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Кашин, Кашинского, Калязинского и Кесовогорского районов Тверской области. В период проведения осенней призывной компании 2017 года, как и в период весенней компании, Зыкова Е.П. не представилось возможным оповестить на призывные мероприятия, так как в указанный период и до настоящего времени он обучается в МГУ им. Ломоносова. 27 ноября 2017 года по вопросу принятия призывной комиссии МО Тверской области «Кашинский район» решения о предоставлении отсрочки в связи с обучением Зыков Е.П. обратился в военный комиссариат с заявлением, которое лично предоставил его отец Зыков П.Ю. На заявление Зыкова Е.П. председателем призывной комиссии МО Тверской области «Кашинский район» Карюгиным В.Ю. дан ответ с указанием законодательных актов РФ о необходимости прибытия на медицинское освидетельствование с целью определения его категории годности к военной службе и заседание призывной комиссии, на котором будет принято одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». С января 2016 года по 30 марта 2017 года сотрудники военного комиссариата общались с Зыковым Е.П. только 1 раз в январе 2017 года при проведении мероприятий по постановке на первоначальный воинский учёт.
Третье лицо Батурин Е.Е. в судебном заседании исковые требования Зыкова Е.П. не признал, указав, что в ноябре 2017 года Зыкову Е.П. была направлена повестку в учебное заведение. Отец Зыкова Е.П. оставил справку об обучении в военном комиссариате, при всех последующих обращениях в военкомат он направлял Зыкова П.Ю. к военному комиссару, поскольку необходимо, чтобы явился его сын для прохождения медицинского освидетельствования. В 08 час. 00 мин. 25 декабря 2017 года в военкомат пришёл Зыков П.Ю., которому он сказал, что для прохождения медицинского освидетельствования вызывали его сына. Зыков П.Ю. пояснил, что у него доверенность от сына, при этом начал фотографировать, он попросил Зыкова П.Ю. покинуть служебное помещение. Спустя непродолжительное время Зыков П.Ю. стал на смартфон вести видеосъёмку дежурной части, он указал Зыкову П.Ю. о прекращении видеосъёмки, дежурный вызвал полицию.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив их в совокупности с положениями ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о несостоятельности искового заявления Зыкова Е.П.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон №53-ФЗ) осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Согласно ст. 3 Федерального закона №53-ФЗ правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 1 Федерального закона №53-ФЗ воинская обязанность граждан РФ предусматривает воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. От воинской обязанности граждане могут быть освобождены только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Судом установлено, что 10 января 2017 года истец Зыков Е.П., [данные изъяты], в возрасте 17 лет решением комиссии по постановке граждан на воинский учёт был поставлен на учёт, как годный к военной службе категории «А» (л.д. 12, 50-51).
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 22 Федерального закона №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с данным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
В подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ указано, что право на отсрочку имеют лица, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
РР· материалов дела следует, что истец РІ 2017 РіРѕРґСѓ поступил РІ РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРёР№ Государственный университет имени Рњ.Р’. Ломоносова Рё РїРѕ состоянию РЅР° 04 октября 2017 РіРѕРґР° обучается РЅР° 1 РєСѓСЂСЃРµ РїРѕ очной форме обучения РїРѕ направлению подготовки «Журналистика 42.03.02В», имеющему государственную аккредитацию (Р».Рґ. 11).
27 ноября 2017 года Зыков Е.П. обратился с заявлением об отсрочке от призыва на военную службу в Призывную Комиссию Кашинского района о предоставлении ему отсрочки на основании подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с обучением на 1 курсе очного отделения Московского государственного университета имени Ломоносова, приложив к заявлению копию справки образовательного учреждения (л.д. 122, 123).
05 декабря 2017 года Председателем призывной комиссии МО «Кашинский район» Зыкову Е.П. разъяснено, что для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ему необходимо явиться на медицинское освидетельствование с целью определения категории годности к военной службе и заседание призывной комиссии МО «Кашинский район», на котором будет принято одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 названного закона (л.д. 13, 97-98, 124).
Как указано в п.п. 1 и 5 ст. 28 Федерального закона №53-ФЗ, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 5 Федерального закона №53-ФЗ, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учёт и призыве, проведение иных мероприятий, связанных с призывом, осуществляются военными комиссариатами.
Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 5.1 Федерального закона №53-ФЗ граждане при постановке на воинский учёт, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: «А» - годен к военной службе; «Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» - ограниченно годен к военной службе; «Г» - временно не годен к военной службе; «Д» - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона №53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Федерального закона №53-ФЗ).
Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 26 Федерального закона №53-ФЗ).
Согласно п.п. 2, 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года №663 (далее – Положение о призыве), призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат посредством структурных подразделений, в том числе военных комиссариатов муниципальных образований, при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Для осуществления методического руководства нижестоящими призывными комиссиями, контроля за деятельностью призывных комиссий и выполнения иных задач, определенных Законом №53-ФЗ, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации.
Как следует из п. 13 Положения о призыве, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учётом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Приложением в„–31 Рє Рнструкции РїРѕ подготовке Рё проведению мероприятий, связанных СЃ призывом РЅР° военную службу граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ пребывающих РІ запасе, утверждённой Приказом Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 02 октября 2007 РіРѕРґР° в„–400 «О мерах РїРѕ реализации Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2006 РіРѕРґР° в„–663В», предусмотрено:
Граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе следующие документы:
паспорт, свидетельство о рождении;
справку о семейном положении;
справку с места работы или учебы;
документ об образовании и его копию;
медицинские документы о состоянии здоровья;
квалификационные удостоверения и их копии - имеющие первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладным видам спорта;
свидетельство или удостоверение и их копии - получившие военно-учетную специальность в образовательных учреждениях общественных объединений, начального профессионального или среднего профессионального образования;
справки (удостоверения) и их копии - прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.
Граждане, являющиеся инвалидами I группы или имеющие иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, не обязаны лично прибывать в военный комиссариат (на призывной пункт), присутствовать на заседании призывной комиссии, медицинское освидетельствование им проводится заочно на основании соответствующих документов.
РљСЂРѕРјРµ того, граждане, имеющие право РЅР° освобождение РѕС‚ РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ обязанности или призыва РЅР° военную службу, Р° также отсрочку РѕС‚ призыва РЅР° военную службу, представляют документы, указанные РІ приложении в„–32 Рє настоящей Рнструкции.
Граждане вызываются на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, по достижении призывного возраста - 18 лет. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим призывного возраста не в день исполнения ему 18 лет, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток (п. 1 Приложения №31).
Граждан, прибывающих в военный комиссариат на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, встречает дежурный по призывному пункту (на период призыва назначается из числа офицеров или прапорщиков военного комиссариата), который знакомит их с порядком работы призывного пункта, разъясняет им обязанности призывников и ведёт учёт явившихся на основании списков по дням явки (п. 3 Приложения №31).
РЈ каждого прибывшего гражданина начальник 2 отделения военного комиссариата проверяет наличие необходимых документов Рё РёС… соответствие установленным требованиям, сверяет РёС… данные СЃ содержанием личного дела призывника. Р’ С…РѕРґРµ беседы Рё РёР· содержания представленных документов выявляются изменения РІ семейном положении гражданина, Р° также связанные СЃ состоянием его Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, образованием, профессиональной подготовкой Рё РґСЂ. Р’ случае отсутствия Сѓ гражданина документов, позволяющих призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё вынести РІ отношении него соответствующее решение, РѕРЅ направляется начальником 2 отделения Р·Р° недостающими документами. РџСЂРё этом ему устанавливается СЃСЂРѕРє повторной СЏРІРєРё РЅР° заседание призывной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё СЃ вручением РїРѕРґ личную РїРѕРґРїРёСЃСЊ повестки (приложение в„–30 Рє настоящей Рнструкции). Результаты бесед заносятся РІ лист изучения (Рї. 4 Приложения в„–31).
После проверки представленных документов и уточнения записей в личном деле гражданин направляется к специалисту по профессиональному психологическому отбору для оценки его нервно-психической устойчивости, а затем на медицинское освидетельствование.
В ходе медицинского освидетельствования гражданина личное дело призывника передается от врача-специалиста к врачу-специалисту по мере прохождения им освидетельствования (п. 5 Приложения №31).
Граждане, прошедшие медицинское освидетельствование, направляются на заседание призывной комиссии, работа которой организуется и проводится в следующем порядке:
председатель призывной комиссии доводит до призывника персональный состав призывной комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, докладывает результаты медицинского освидетельствования гражданина, заключение о категории его годности к военной службе, показателе предназначения к прохождению военной службы;
заместитель председателя призывной комиссии - военный комиссар докладывает членам призывной комиссии обоснованные предложения по решениям в отношении граждан, проходящих призывную комиссию, в отношении граждан, призываемых на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предназначении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам для подготовки и прохождения военной службы по соответствующим военно-учетным специальностям;
члены призывной комиссии уточняют у гражданина состав семьи, материальное положение, жилищные условия, его заработок и заработок членов его семьи, образование, наличие военно-учетной специальности, наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений и другие сведения, необходимые для принятия соответствующего решения, определенного Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
Решение призывной комиссии принимается большинством голосов, о чем производится запись в протоколе заседания призывной комиссии.
Гражданин обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Принятое в отношении его решение объявляется ему председателем призывной комиссии.
Гражданин, являющийся инвалидом I группы или имеющий иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, не обязан лично присутствовать на заседании призывной комиссии. Решение в отношении его выносится заочно на основании представленных документов.
По требованию гражданина (его законного представителя) ему выдается выписка из протокола заседания призывной комиссии, в которой вынесено указанное решение (п. 6 Приложения №31).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, по результатам медицинского освидетельствования, как при первоначальной постановке на воинский учет, так и призыве на военную службу, в отношении граждан, лично явившегося на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, даётся заключение о годности к военной службе. При этом призывная комиссия должна принять соответствующее решение, в частности о призыве на военную службу, о предоставлении отсрочки от призыва, об освобождении от призыва или иное предусмотренное законом.
В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона №53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
РР· положений Рї. 1 СЃС‚. 29 Федерального закона в„–53-ФЗ следует, что решением высшего должностного лица субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации) создается призывная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, которая организует медицинский осмотр Рё контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, РЅРµ пребывающих РІ запасе, призванных РЅР° военную службу, перед направлением РёС… Рє месту прохождения военной службы, Р° также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение РѕС‚ призыва РЅР° военную службу РїРѕ состоянию Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, Рё граждан, заявивших Рѕ несогласии СЃ заключениями РѕР± РёС… годности Рє военной службе РїРѕ результатам медицинского освидетельствования Рё (или) заключениями РѕР± РёС… профессиональной пригодности; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек Рё освобождений РѕС‚ призыва РЅР° военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы РІ видах Рё родах РІРѕР№СЃРє Вооруженных РЎРёР» Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РґСЂСѓРіРёС… войсках, РІРѕРёРЅСЃРєРёС… формированиях Рё органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых РЅР° военную службу, РЅР° решения (заключения) призывных РєРѕРјРёСЃСЃРёР№.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 29 Федерального закона №53-ФЗ призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что 07 июня 2017 года истцу Зыкову П.Е. исполнилось 18 лет, в период осеннего призыва на военную службу 2017 году, Зыков Е.П., являясь призывником, сам лично для прохождения медицинского освидетельствования с целью определения категории годности к военной службе не являлся, документы, дающие ему право на отсрочку от призыва на военную службу, не представил, в связи с чем, вопреки доводам истца и его представителя, призывной комиссией на основании вышеизложенных правовых норм не мог быть решён вопрос о предоставлении истцу отсрочки от призыва на военную службу.
28 ноября 2018 года Зыков Е.П. обратился с жалобой в Призывную комиссию Тверской области на бездействие Призывной комиссии Кашинского района Тверской области, в которой просит обязать призывную комиссию Кашинского района оформить отсрочку на основании подп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 99).
18 декабря 2018 года Заместителем председателя призывной комиссии Тверской области дан ответ Зыкову Е.П. по жалобе на бездействие Призывной комиссии МО «Кашинский район», из которого следует, что нарушений в работе Призывной комиссии МО «Кашинский район» не установлено, что также нашло своё подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела.
Ссылку истца и его представителя на п. 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04 июля 2013 года №565, суд находит не состоятельной, поскольку на военно-врачебную комиссию в соответствии пп. «в» п. 3 Положения о военно-врачебной экспертизе возлагается контроль за проведением медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, которое организуется призывной комиссией в соответствии с в разделом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе компенсации морального вреда.
В соответствии п.п. 1, 2 ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная [данные изъяты], право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинён гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинён распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Как указано в ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На основании ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из п.п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суду следует устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинённые действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная [данные изъяты] и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной [данные изъяты], распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий и др.
Заявляя требования о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями призывной комиссии Кашинского района и военного комиссариата, истец указал, что указанными органами ему не предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, в связи с чем он испытал нравственные переживания.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать обстоятельства, приводимые в обоснование заявленных требований или возражений. Предусмотренная законом обязанность по доказыванию сторонам разъяснялась судом в ходе судебного разбирательства, поэтому при принятии решения суд учитывает только те доказательства, которые были представлены в судебное заседание.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определёнными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, в их совокупности.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 151 ГК РФ, необходима совокупность следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом; размер причинённого вреда и вина причинителя вреда.
Между тем, вопреки этим требованиям закона истцом Зыковым Е.П. не представлено доказательств тому, что действия (бездействие) ответчиков в период осеннего призыва 2017 года в отношении истца являлись неправомерными, продолжают в настоящее время нарушать какие-либо его личные неимущественные права, посягают на другие нематериальные блага, причинили ему моральный вред, состоят в причинной связи с наступившими неблагоприятными непосредственно для истца последствиями.
Как установлено в судебном заседании, вопрос о предоставлении истцу отсрочки от призыва на военную службу до настоящего времени не рассмотрен в виду неявки истца на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, а не по вине призывной комиссии Кашинского района и военного комиссариата.
Рстцом Зыковым Р•.Рџ. РІ заявленном РёСЃРєРµ РЅРµ обосновано, РІ чём именно выразились его нравственные Рё физические страдания, которые РѕРЅ оценивает РІ 1 рубль. Сами РїРѕ себе неоднократные обращения Рє ответчику Рё РІ РґСЂСѓРіРёРµ органы РїРѕ факту РЅРµ предоставления ему отсрочки РѕС‚ призыва РЅР° военную службу, что привело РїРѕ утверждению истца Рє созданию препятствий РІ учёбном процессе, РЅРµ являются основанием для компенсации морального вреда.
Указанные истцом переживания, РІ том числе Рё его родителей, РїРѕ своему содержанию РЅРµ являются физическими или нравственными страданиями, которые РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 151 Рё 1099 ГК Р Р¤ являются основанием для денежной компенсации морального вреда. Ссылки истца РЅР° негативные для него действия СЃРѕ стороны ответчиков ничем РЅРµ подтверждены Рё сами РїРѕ себе Рѕ причинении морального вреда РЅРµ свидетельствуют. Рных доказательств, имеющих значение для разрешения СЃРїРѕСЂР°, истцом РЅРµ представлено. Оснований, предусмотренных СЃС‚. 1100 ГК Р Р¤, Рѕ компенсации морального вреда независимо РѕС‚ РІРёРЅС‹ причинителя вреда РЅРµ установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что личные неимущественные права истца действиями ответчиков нарушены не были, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения исковых требований Зыкова Е.П. о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
в удовлетворении исковых требований Зыкова Егора Павловича к Призывной комиссии муниципального образования «Кашинский район» Тверской области, ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», Министерству обороны Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого неправомерными действиями призывной комиссии Кашинского района и военного комиссариата - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Кашинский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 мая 2018 года.
Председательствующий