№а-5887/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
25 сентября 2020 года г.о. Красногорск
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Климовой Ю.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5887/2020 по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации городского округа Красногорск признании незаконным бездействия, возложении обяанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2, обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с административным иском к Администрации городского округа Красногорск, заинтересованное лицо Управления образования администрации городского округа Красногорск, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, и просил суд, признать незаконным бездействие Администрации городского округа Красногорск в организации представления места несовершеннолетней ФИО3 общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории городского округа Красногорск непосредственно по месту жительства, обязать Администрацию городского округа Красногорск направить ФИО3 в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства - на территории микрорайона Павшинская пойма на полный день.
В обоснование заявленных требований указал, что он является отцом, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серия VI-ИК №, выданным Отделом № Красногорского управления ЗАГС главного управления ЗАГС <адрес>.
Управлением образования Администрации городского округа Красногорск, несмотря на обращение административного истца о предоставлении места в любом доступном детском саду к ДД.ММ.ГГГГ не совершены необходимые действия, предусмотренные местным административным регламентом, что повлекло за собой оставление ФИО3 2018 года рождения в очереди на зачисление в детский сад после ДД.ММ.ГГГГ, в результате она была лишена возможности его получения бесплатное дошкольное образование не только по месту жительства, но и вообще на территории городского округа Красногорск.
Неисполнение данной обязанности вызвано по мнению заявителя неудовлетворительным исполнением своих полномочий Администрацией городского округа Красногорск в сфере образования, касающихся надлежащие организацией предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории микрорайона «Павшинская пойма», созданием условий для присмотра и ухода за детьми в муниципальных ДОУ на этой территории, что выразилось в нехватке мест в муниципальных детских садах, закрепленных и находящихся на этой территории и, как следствие необеспечение этими местами части граждан, имеющих право на общедоступное бесплатное дошкольное образование и проживающих на этой территории и непредоставление им возможности получать общедоступное бесплатное дошкольное образование. Данные обстоятельства подтверждаются показателями очередности ФИО3
Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации городского округа Красногорск ФИО7 в судебное заседание явилась, в удовлетворении административного иска просила отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель заинтересованного лица - Управления образования администрации городского округа Красногорск по доверенности ФИО8 в судебное заседание явилась, в удовлетворении административного иска просила отказать, по основаниям изложенным в письменных возражениях на иск.
При таких обстоятельствах, суд на основании ст. 150 КАС РФ счел возможным, рассмотреть дело при данной явке, в отсутствии административного истца.
Суд, выслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе относится учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа.
В постановлении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года № « О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в <адрес>» главам муниципальных районов и городских округов <адрес> рекомендовано организовать учет детей граждан Российской Федерации, нуждающихся в услугах дошкольного образования, для зачисления в дошкольные образовательные учреждения в <адрес>, обеспечить в приоритетном порядке рассмотрение заявлений о предоставлении мест детям, родители (законные представители, один из родителей или законных представителей), которые постоянно проживают на территории соответствующего муниципального образования <адрес>, принять меры по созданию временных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в <адрес> для приема детей, родители (законные представители) которых временно зарегистрированы по месту пребывания в <адрес>, на срок пребывания в <адрес>.
Во исполнении Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № « О мерах по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений в <адрес>», постановлением администрации городского округа Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги « Прием заявлений, постановка на учет и направление детей в образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, расположенные на территории городского округа <адрес>» (далее Административный регламент»), который разработан на основании Типового административного регламента Министерства образования <адрес>.
Постановка детей на учет для зачисления в ДОО, а также распределение детей для получения направления (путевки) в ДОО осуществляется с помощью Единой информационной системы «Зачисление в ДОУ» ( то есть электронной очереди) (далее – ЕИС «Зачисление в ДОУ») согласно очередности с у четом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в ДОО и льготного статуса семьи.
В соответствии с ч.4 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования. Учебный год в ДОО начинается 01 сентября. Группы ДОО формируются до начала учебного года.
В соответствии с подпунктами 8.2.1, 8.2.2, 8.2.4 Административного регламента примем в ДОО осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест. Направление в ДОО на новый учебный год (для предоставления ребенку места с 1 сентября календарного года) осуществляется Управлением образования ежегодно на дату, установленную учредителем с 01 апреля по 30 июня текущего года. Список детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОО с 1 сентября текущего календарного года, формируется на дату начала комплектования. Если в процессе комплектования места в ДОО предоставлены не всем детям, состоящим на учете для предоставления места в ДОО с 1 сентября текущего года, эти дети переходят в статус «очередников» и обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места в течение учебного года либо учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего учебного года.
Набор детей в ДОО на текущий 2020-2021 учебный год проводился со второй половины апреля 2020 года до июля 2020 года. В августе – сентябре 2020 года, а также в течение учебного года набираются дети на освободившиеся невостребованные места и в детские сады-новостройки.
Как следует из материалов дела, административный является отцом, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серия VI-ИК №, выданным Отделом № Красногорского управления ЗАГС главного управления ЗАГС <адрес>.
По мнению административного истца Управлением образования Администрации городского округа Красногорск, несмотря на обращение административного истца о предоставлении места в любом доступном детском саду к ДД.ММ.ГГГГ не совершены необходимые действия, предусмотренные местным административным регламентом, что повлекло за собой оставление ФИО3 2018 года рождения в очереди на зачисление в детский сад после ДД.ММ.ГГГГ, в результате она была лишена возможности его получения бесплатное дошкольное образование не только по месту жительства, но и вообще на территории городского округа Красногорск.
Согласно сведениям, отображаемым в ЕИС «Зачисление в ДОУ», в заявке ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ в качестве приоритетных были указаны два ДОО: МБДОУ д/с №, МБДОУ д/с №.
Учитывая то обстоятельство, что старшему ребенку Административного истца, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при комплектовании ДОО на 2020-2021 учебный год ДД.ММ.ГГГГ выдано направление №/ВАУ20052211204 для зачисления ребенка в МБДОУ д/с № (которое в заявке ребенка в ЕИС «Зачисление в ДОУ» помимо других ДОО было выбрано в качестве приоритетного), в заявку ФИО3 родители (законные представители) ребенка внесли коррективы в части добавления в качестве одного из приоритетных МБДОУ д/с № только ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 3.1 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и (или) сестры.
Предоставление льгот носит заявительный характер. Для использования преимущественного права приема в ДОО, предусмотренного частью 3.1 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», родителям (законным представителям) ребенка необходимо подать в Управление образования письменное заявление с приложением документов, подтверждающих наличие преимущественного права приема в ДОО:
- копию свидетельства о рождении брата или сестры ребенка;
- справку из ДОО о посещении братом или сестрой ребенка данного ДОО;
- копию свидетельства о регистрации брата или сестры ребенка по месту жительства или по месту пребывания или документ, содержащий сведения о регистрации брата или сестры ребенка по месту жительства или по месту пребывания».
До настоящего времени вышеуказанное заявление от родителей (законных представителей) ФИО3 с приложением необходимого пакета документов в адрес Управления образования не поступало.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ позиция в очереди ФИО3 в МБДОУ д/с №, МБДОУ д/с №, МБДОУ д/с №. Льготный статус семьи не заявлен.
В настоящее время в данных учреждениях нет свободных мест.
Управление образования с целью скорейшего решения вопроса устройства ФИО3 в ДОО в дополнение к ранее направленному письму исх. № от ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес Административного ответчика письмо исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором разъяснило порядок предоставления преимущественного права приема в ДОО, предусмотренного частью 3.1 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также для скорейшего решения вопроса устройства ребенка в ДОО Управление образования предложило родителям (законным представителям) ФИО3 рассмотреть другие ДОО, расположенные в центральной части <адрес>, находящиеся в территориальной доступности, в которых в настоящее время наименьшая очередность, с сохранением права перевода в ДОО, выбранные в качестве приоритетных:
- МБДОУ д/с № (<адрес> А);
- МБДОУ д/с № (<адрес>);
- МБДОУ д/с № (<адрес>А);
- МБДОУ д/с № (<адрес>).
Также в письме Управления образования исх. № от 24.09.2020
Административному истцу разъяснено, что заявление о предоставлении преимущественного права приема в ДОО, предусмотренного частью 3.1 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приложением документов, подтверждающих наличие преимущественного права приема в ДОО, а также заявление об изменении приоритетных ДОО можно направить на адрес электронной почты отдела дошкольного образования и воспитания Управления образования: 5635529@mail.ru.
Таким образом, Управлением образования предпринимаются все возможные меры для скорейшего устройства ребенка в ДОО, в том числе в порядке, установленном частью 4 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предпринимаются меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другие ДОО, помимо ДОО, указанных в качестве приоритетных.
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить местом именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест.
Согласно статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация конституционного права несовершеннолетнего ребенка заявителя на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации: Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» и т.д.
На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-13 «Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 1.9. СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на 1 ребёнка.
Реализация ФИО9 конституционных прав на получение его ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Между тем, предоставление места в детском саду повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца.
Представителем административного ответчика Администрации городского округа Красногорск так же представлены сведения о том, что в городском округе Красногорск в целях сокращения очередности на предоставление мест в ДОО были предприняты следующие меры.
За 2018 год открыты 16.03.2018г. МБДОУ д/с № <адрес>, на 240 мест, 26.04.2018г МБДОУ д/с № <адрес>, мкр. Опалиха, <адрес> фабрики, <адрес>, на 130 мест, 07.05.2018г. второй корпус МБДОУ д/с № <адрес>, на 320 мест, 16 групп. Строительство проходило на территории бывшего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № (было 4 группы), 01.06.2018г. второй корпус МБДОУ д/с № <адрес>А. на 340 мест, 17 групп, 03.09.2018г. МБДОУ д/с № <адрес>, на 280 мест, открыты группы кратковременного пребывания детей в МБДОУ д/ с 17.
За 2019 год открыт 06.05.2019г. открытие МБДОУ д/с №(четвертое здание) д. Путилково, <адрес>, на 80 мест, за 2020 год в мкр. Павшинская пойма здание АНО «ДОО «Сад-Град» передано в оперативное управление МБДОУ д/с №, в августе 2020 в мкр.Опалиха открыто здание МБДОУ д/с на 125 мест.
До конца года на территории городского округа <адрес> планируется вести в эксплуатацию еще три детских сада.
Таким образом, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, установив фактические обстоятельства дела, на основании норм права, подлежащих применению в данном случае, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 -177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.09.2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░