КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Чугунников Е.В. Дело №33-12065/2020
24RS0026-01-2020-000331-05
2.175
25 ноября 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.
судей Тихоновой Т.В., Тарараевой Т.С.
при ведении протокола помощником судьи Юровой Л.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Т.В. гражданское дело по исковому заявлению Тарасенко Нины Алексеевны к администрации Каратузского района о признании права собственности на нежилые здания в порядке наследования
по апелляционной жалобе Тарасенко Н.А.
на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 26 августа 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Тарасенко Н.А. о признании права собственности на нежилые здания в порядке наследования отказать.
Взыскать с Тарасенко Нины Алексеевны в бюджет МО «Каратузский район» государственную пошлину в сумме 10 000 руб.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Тарасенко Н.А. обратилась в суд с иском к администрации Каратузского района о признании права собственности на нежилые здания в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что по договору купли-продажи от 29.11.2004, заключенному с арбитражным управляющим Хижненко С.Н., супруг истца ФИО8 приобрел три нежилых здания по адресу: <адрес>. 16.12.2017 ФИО8 умер. Истец является единственным наследником, принявшим наследство умершего супруга. Так как ФИО8 мер к надлежащему оформлению прав собственности не принял, то Тарасенко Н.А. в настоящее время лишена возможности получить наследство во внесудебном порядке.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Тарасенко Н.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, повторяя доводы, изложенные в обоснование заявленных требований.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, проверив материалы дела, заслушав третье лицо Тарасенко А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
Как установлено из материалов дела, ФИО8 и Тарасенко Н.А. с 16.01.1981 состояли в браке.
29.11.2004 между ФИО8 и арбитражным управляющим СПК им Димитрова Хижненко С.Н. заключен договор купли продажи, по условиям которого покупатель приобрел хрящник, свинарник и картофелехранилище, расположенные <адрес>. По акту приема-передачи от 29.11.2004 указанные строения переданы покупателю (л.д. 110, 111).
Постановлениями администрации с. Каратузское № 230-П от 08.12.2011, № 323-П от 08.12.2011 и № 423 от 19.08.2016 земельным участкам по адресу: <адрес> соответственно, присвоены адреса (л.д. 52-54).
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу: <адрес>.
16.12.2017 ФИО8 умер. С заявлением о принятии наследства обратилась супруга Тарасенко Н.А., которой были получены свидетельства о праве собственности на наследство по закону. Сыновья Тарасенко А.А. и Тарасенко Ю.А. отказались от принятия наследства в пользу матери Тарасенко Н.А. (л.д. 59-106).
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из отсутствия доказательств принадлежности наследодателю Тарасенко А.Н. на праве собственности спорных объектов недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу положений ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами (п. 1 ст. 131 ГК РФ).
Отказывая в удовлетворении иска, суд также исходил из того, что поскольку наследодатель ФИО8 не обращался за оформлением своих прав на спорные объекты недвижимости, следовательно, у него не возникло право собственности на объекты недвижимости, и в этой связи истец как наследник не может требовать признания права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, по смыслу приведенных положений закона и разъяснений, ФИО1 как наследник, у которой отсутствуют надлежащие документы, подтверждающие право собственности наследодателя на имущество, вправе требовать в исковом порядке признания права собственности на наследственное имущество в порядке наследования.
Сам по себе факт отсутствия зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество за наследодателем, не мог повлечь отказ в удовлетворении иска без исследования фактических обстоятельств дела.
При этом судом не принято во внимание, что имущество, принадлежащее наследодателю, переходит к наследникам в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если оно принадлежало наследодателю независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
То обстоятельство, что ФИО8 умер до регистрации за собой перехода права собственности на спорные объекты, не может являться препятствием для признания за наследником права собственности на данные объекты в порядке наследования, приобретенные наследодателем на основании договора купли-продажи. Данный договор заключен в письменной форме, исполнен сторонами сделки в полном объеме, воля сторон по договору определена, договор никем не оспорен. С момента приобретения спорной недвижимости данные объекты использовались ФИО8, которому выделялись земельные участки для эксплуатации объектов недвижимости, что нашло подтверждение в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах решение суда законным признать нельзя, в связи с чем решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований Тарасенко Н.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Каратузского районного суда Красноярского края от 26 августа 2020 года отменить.
Разрешить спор по существу.
Иск Тарасенко Нины Алексеевны к администрации Каратузского района Красноярского края удовлетворить.
Признать за Тарасенко Ниной Алексеевной право собственности на объекты недвижимости:
- нежилое здание площадью 405,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым №;
- нежилое здание (овощехранилище), площадью 840 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым №
- нежилое здание, площадью 1014,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым №.
Председательствующий:
Судьи: