Кизеловского городского суда
Пермского края
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
26 декабря 2016 года Кизеловский городской суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Рыловой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Гергерт И.А.,
с участием представителя Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Зяблицевой Л.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью « Водоканал» Шевчук Д.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кизеле Пермского края гражданское дело по иску Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью
« Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л :
Восточный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю ( далее « Роспотребнадзор») обратился в суд с иском к ООО « Водоканал» об устранении нарушений санитарного законодательства, мотивируя свои требования тем, что допущенные ответчиком нарушения могут повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения пос. Строитель, пос. Северный Коспашский, пос. Общий Рудник, ул. Уральская, Кизеловского городского поселения, так как осуществление деятельности с нарушением требований санитарного законодательства РФ может повлечь за собой причинение вреда здоровью. Отсутствие организации и надлежащей эксплуатации 1-го пояса зоны санитарной охраны скважины может послужить причиной микробного или химического загрязнения источников водоснабжения, снижения степени естественной защищенности источников водоснабжения, вследствие этого велика вероятность возникновения вспышек острых кишечных инфекций водного характера среди населения в паводковый период, повышается риск возникновения массовых инфекционных заболеваний ( отравлений), связанных с водным фактором.
В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Зяблицева Л.А. на удовлетворении требований настаивает, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором была проведена проверка ООО « Водоканал» по соблюдению или несоблюдению юридическим лицом обязательных требований действующего санитарного законодательства. В результате проверки было установлено, что отсутствуют проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения, скважина № была не оборудована аппаратурой систематического контроля для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, территория 1 пояса зон санитарной охраны скважин № не обеспечена охраной и ограждением, отсутствовало проведение производственного контроля качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети. По результатам проверки было вынесено предписание со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. На ДД.ММ.ГГГГ при повторной проверке было установлено не исполнение пунктов 1,2,3,5 предписания, устранен был только пункт 4, который предусматривал ограждение и обеспечение охраны территории 1 пояса зоны санитарной охраны скважины №. Ответчиком в распоряжение Роспотребнадзора представлен договор с ООО «Пермгеомониторинга» на разработку проекта зон санитарной охраны водозаборов от ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения данного договора определен датой ДД.ММ.ГГГГ. Однако, считает, что данный договор не будет исполнен в установленный срок по вине ответчика. Исполнить пункт 2 предписания о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности по использованию подземных источников водоснабжения возможно будет только после разработки проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения. Производственный контроль с применением лабораторных исследований, испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети Кизеловского городского поселения осуществляется ответчиком не в установленных объемах и периодичностью. Считает, что выявленные проверкой нарушения санитарного законодательства должны быть устранены ответчиком в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный срок достаточен для их устранения.
Представитель истца (с учетом уточнения исковых требований) просит суд: возложить на ООО « Водоканал» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ
- разработать и согласовать проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения ( водозаборных скважин №) в соответствии с требованиями п. 1.4, п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-1 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»,
- Обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения ( скважин №) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения,
-Оборудовать скважину № аппаратурой для систематического контроля для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02,
-Обеспечить проведение производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и распределительной сети Кизеловского городского поселения в соответствии с требованиями п. 2.6, п. 4.1 СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполняемых санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Представитель ООО « Водоканал» Шевчук Д.В. исковые требования не признал, пояснил, что ООО « Водоканал» является юридическим лицом, основным видом деятельности Общества является водоснабжение населения Кизеловского городского поселения, с сентября 2015 года населения Северно-Коспашского сельского поселения, с ноября 2015 года по июнь 2016 года населения Центрально-Коспашского сельского поселения, водоотведение. Собственником имущества, водопроводных сетей является ООО « Торговый Альян « Кама», собственником водозабора « Ключи» и «Красный Камень» является Администрация Кизеловского городского поселения. Указанное имущество на основании договора аренды находится у ООО «Водоканал» в аренде. Производственный контроль качества питьевой воды перед поступлением ее в распределительную сеть и в распределительной сети ООО « Водоканал» осуществляется на основании заключенного договора с ФБУ здравоохранения « Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае». При этом, представитель ответчика не отрицает, что указанный производственный контроль осуществляется не в полном объеме и с нарушением установленной периодичностью исследований и испытаний. С целью разработки проекта зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения ООО « Водоканал» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор со специализированной организацией ООО « Территориальным Центром государственного мониторинга состояния недр» со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Данный договор полностью не проплачен. Не отрицает, что скважина № не оборудована аппаратурой для систематического контроля для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности. Считает, что разработать и согласовать проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения и одновременно разработать санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения в срок к ДД.ММ.ГГГГ невозможно, так как у Общества имеются финансовые трудности все счета заблокированы налоговым органом до уплаты задолженности по налогам, поэтому произвести оплату выполнения выявленных нарушений санитарного законодательства они произвести не могут. Просит предоставить срок для устранения нарушений санитарного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления
Согласно статьям 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьей 18 вышеуказанного Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 1, 3, 4 статьи).
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ « О водоснабжении и водоотведении» производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения закреплены в санитарных правилах и нормативах "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 года (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункта 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу пункта 1.4СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который, согласно пункта 1.6СанПиН 2.1.4.1110-02, включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о зоне санитарной охраны, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Согласно пункта 1.11СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
В пункте 1.13СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных на границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых Правилами (пункт 1.17СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункта 2.4 Санитарных Правил 2.1.5.1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» система мер, обеспечивающих санитарную охрану подземных вод, предусматривает:
-гигиеническое нормирование состава и свойств подземных вод, используемых для питьевых и лечебных целей;
-организацию и эксплуатацию зон санитарной охраны источников централизованного питьевого водоснабжения и округов санитарной ( горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
-регламентирование порядка представления в пользование недр для добычи полезных ископаемых ( включая добычу питьевых вод), а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- регламентирование различных видов хозяйственной или иной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод ( включая источники нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения), в том числе и на перспективу;
-санитарно-эпидемиологическую экспертизу технологий, проектов строительства, реконструкции объектов, прямо или косвенно влияющих на состояние подземных вод;
- привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации за нарушение санитарных норм и правил.
Пунктом 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ зоны санитарной охраны.
Согласно п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должны бать спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
В силу пункта 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиченические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с правилами, указанными в приложении №1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.7 СанПин 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований ( испытаний) качества питьевой воды.
Согласно пункта 3.6 Санитарных правил 3.1/3.2.3146-13 « Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» в целях предупреждения биологического и химического загрязнения источников водопользования устанавливаются зоны санитарной охраны.
Пунктом 3.7 Санитарных правил 3.1/3.2.3146-13 « Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней» предусмотрено, что разрешение на использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно Устава Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал», утвержденного решением единственного учредителя № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности Общества является сбор, очистка и распределение воды; удаление и обработка сточных вод; распределение воды ( л.д. №). Собственником объектов водоснабжения и водоотведения является ООО « Торговый Альяс «Кама», который договором от ДД.ММ.ГГГГ передал имущество в аренду ООО « Водоканал» для использования Арендатором в целях осуществления уставной деятельности ( л.д. №). Собственником водозабора « Ключи» и « Красный Камень» является администрация Кизеловского городского поселения, которая договором № от ДД.ММ.ГГГГ передала имущество ООО « Водоканал» в безвозмездное временное пользование в соответствии с Приложением № в целях обеспечения водоснабжения потребителей Кизеловского городского поселения ( л.д. №).
На основании распоряжения органа государственного контроля ( надзора) № от ДД.ММ.ГГГГ специалистами-экспертами Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена проверка в отношении ООО « Водоканал» на соблюдение обязательных требований санитарного законодательства ( л.д. 25-26). Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 27-31) выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства: проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения
( водозаборных скважин № не разработаны и не согласованы в установленном порядке; использование подземных источников водоснабжения ( скважин №) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения допущено при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; скважина № не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; территория 1 пояса сонны санитарной охраны скважины № не организована, ограждение, охрана отсутствует; рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды подземных источников водоснабжения разработаны, но не утверждены руководителем организации и не согласованы в установленном порядке, не организован и не проводится производственный контроль с применением лабораторных исследований и испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети Кизеловского городского поселения. Несоответствие объектов водоснабжения санитарным нормам и правилам ответчиком не оспаривалось. ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО « Водоканал» было вынесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 32).
Согласно распоряжению заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО « Водоканал» с целью выполнения предписания должностного лица органа государственного контроля
( надзора) была проведена внеплановая выездная проверка ( л.д. №). Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ответчиком предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, кроме пункта 4 ( территория 1 пояса ЗСО скважины № ограждена и обеспечена охраной в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02), не исполнено, нарушения санитарного законодательства, не устранены. ( л.д. №). Данный акт проверки ответчиком не оспорен.
Кроме того, ответчиком в обоснование своей позиции по иску представлен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО « Водоканал» и ООО « Пермский территориальный центр государственного мониторинга состояния недр» на выполнение работ по разработке проекта зоны санитарной охраны водозабора « Общий Рудник», водозабора « Почайка», поселка Северный Коспашский» для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Срок исполнения работ в соответствии с техническим состоянием определен до ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ между ООО « Водоканал» и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения « Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» заключен договор № на производство отбора и доставки проб ( образцов) в соответствии с требованиями нормативно-методической документации, утвержденной действующим законодательством, в случае, если отбор проб Заказчиком предусмотрен условиями договора ( л.д. №). В распоряжение суда ответчиком представлены протоколы лабораторных испытаний за период ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. №), которые свидетельствуют о том, что производственный контроль с применением лабораторных исследований и испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети ответчиком проводится не в полном объеме и с нарушением периодичности исследований.
Анализ исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что ответчиком нарушения требований санитарного законодательства не устранены, ООО « Водоканал» не разработаны и не согласованы проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения ( водозаборных скважин №) в соответствии с требованиями п. 1.4, 1.: СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения), п.2.4 СП 2.1.5.-1059-01 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения ( скважин №) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения; скважина № не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02; не
обеспечено проведение производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и распределительной сети Кизеловского городского поселения в соответствии с требованиями п. 2.6, п. 4.1 СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполняемых санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Судом установлено, что согласно Уставу ООО « Водоканал» основными видами деятельности являются- сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод. Представителем ответчика не отрицается факт, что ООО « Водоканал» наделен статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Кизеловского городского поселения.
На основании статей 11 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны исполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении. Население должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, которая соответствует санитарным требованиям.
Для создания условий по обеспечению потребителей доброкачественной питьевой водой как одного из факторов санитарно-эпидемиологического благополучия, повышения эффективности, надежности и качества работы систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации приказом Госстроя России от 30.12.1999 года № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации. Правилами регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для организаций, обслуживающих населенные пункты, независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовых форм.
За качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за качеством питьевой воды осуществляют органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы в соответствии с нормативными и методическими документами Госсанэпидслужбы России в плановом порядке и по санитарно-эпидемиологическим показаниям.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, в связи с чем, проект представляет собой комплекс мероприятий подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом. Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения юридических лиц, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
ООО « Водоканал», как юридическое лицо, пользующееся водозаборными скважинами, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения, принять меры к получению санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения ( скважин №) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения, а также оборудовать скважину № аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности.
Доводы представителя ответчика на недостаточность денежных средств несостоятельны, поскольку мотивы, приводимые ответчиком со ссылкой на тяжелое финансовое и имущественное положение не могут служить основанием, исключающим исполнение возложенной законом обязанности, неисполнение которой может поставить под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, повлечь нарушение прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При этом, суд также принимает во внимание, что ответчиком на момент рассмотрения дела предприняты определенные меры для устранения выявленных проверкой нарушений санитарного законодательства, а именно заключены : договор по разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, работы по которому частично ответчиком оплачены, договор по проведению производственного контроля качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и в распределительной сети.
Срок исполнения работ по устранению нарушений санитарного законодательства до 15 августа 2017 года суд считает разумным, обоснованным и достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Обществу с ограниченной ответственностью « Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью « Водоканал» в срок до 15 августа 2017 года
- разработать и согласовать проекты зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения ( водозаборных скважин №) в соответствии с требованиями п. 1.4, п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», п. 2.4 СП 2.1.5.1059-1 « Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения»,
- Обеспечить получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам деятельности по использованию подземных источников водоснабжения ( скважин №) в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Кизеловского городского поселения,
-Оборудовать скважину № аппаратурой для систематического контроля для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02,
-Обеспечить проведение производственного контроля с применением лабораторных исследований, испытаний качества питьевой воды перед ее поступлением в распределительную сеть и распределительной сети Кизеловского городского поселения в соответствии с требованиями п. 2.6, п. 4.1 СП 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполняемых санитарно-противоэпидемических ( профилактических) мероприятий», СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья: Н.Н. Рылова
Мотивированное решение изготовлено судом 30 декабря 2016 года в 15.00 час.