Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2024 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Баташевой М.В.,
при секретаре Терновом В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Ростова-на-Дону к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании обеспечить освещение
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Ростова-на-Дону обратился в суд с исковым заявлением об обязании обеспечить стационарное уличное освещение автомобильной дороги по адресу: <адрес> ссылаясь на то, что Прокуратурой города по результатам проведенной по обращению Павленко Т.П. поверки в деятельности Администрации города выявлены нарушения требований федерального законодательства, в целях устранения которых ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. заместителя главы Администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству по факту отсутствия стационарного уличного освещения на автомобильной дороге <адрес> внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Далее, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству направлен запрос о принимаемых мерах к устранению выявленных нарушений, а также о результатах рассмотрения на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы вопроса о выделении финансирования на устройство стационарного уличного освещения на вышеуказанной территории.
Как показала проверка, до настоящего времени стационарное уличное освещение на указанной автомобильной дороге отсутствует, на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы ДД.ММ.ГГГГ бюджетные ассигнования на обустройство общественных мест и немагистральных улиц и дорог общегородского и районного значения сетями наружного освещения не выделены.
Автомобильная дорога, расположенная по вышеуказанным адресным ориентирам включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности города Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ №
Актом осмотра муниципальных территорий, числящихся в составе имущества муниципальной казны г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, в составе представителей прокуратуры г. Ростова-на-Дону, МКП «Ростгорсвет», Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на- Дону, администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону установлено отсутствие света по <адрес> в связи с чем определено о необходимости обеспечения муниципальными сетями наружного освещения указанный участок дороги.
На основании вышеизложенного, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просит суд обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону в течение 8 месяцев произвести работы по обеспечению стационарного уличного освещения автомобильной дороги по <адрес> согласно проекту (рабочей документации) № по объекту «Сети наружного освещения <адрес> утвержденному приказом и.о. директора МКП «Ростгорсвет» ДД.ММ.ГГГГ №
В судебное заседание явилась помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Гуськова В.А., исковые требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Галкина А.Е., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала, полагала ненадлежащим ответчиком, поддержала доводы возражений на иск.
Представитель третьего лица Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону Макарова А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, поддержала доводы письменных возражений.
Представитель третьего лица МКП «РОСТГОРСВЕТ» Рецлов С.О., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений, просил отказать в удовлетворении иска.
Третьи лица Департамент координации, строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства г.Ростова-на-Дону», муниципальное казначейство г.Ростова-на-Дону своих представителей в судебное заседание не направили, извещены. дело рассмотрено в отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Ростова-на-Дону по обращению Павленко Т.П. проведена поверка, по результатам которой в деятельности Администрации города выявлены нарушения требований федерального законодательства, в целях устранения которых ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. заместителя главы Администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству по факту отсутствия стационарного уличного освещения на автомобильной дороге по <адрес> внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
Далее, прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по жилищно-коммунальному хозяйству направлен запрос о принимаемых мерах к устранению выявленных нарушений, а также о результатах рассмотрения на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы вопроса о выделении финансирования на устройство стационарного уличного освещения на вышеуказанной территории.
Как показала проверка, до настоящего времени стационарное уличное освещение на указанной автомобильной дороге отсутствует, на заседании Ростовской-на-Дону городской Думы ДД.ММ.ГГГГ бюджетные ассигнования на обустройство общественных мест и немагистральных улиц и дорог общегородского и районного значения сетями наружного освещения не выделены.
Автомобильная дорога, расположенная по вышеуказанным адресным ориентирам, включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, относящихся к собственности города Ростова-на-Дону, утвержденный постановлением администрации г.Ростова-на-Дону от 20.04.2010 №290.
По информации Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ участок автодороги <адрес> протяженность 360,0 п.м., ширина 4,0 п.м., площадь 1440,0 кв.м., тин покрытия - грунт находится в собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону». Сети наружного освещения с адресным ориентиром: <адрес> в реестре муниципального имущества г. Ростова-на-Дону отсутствует.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог, полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Приказом Госстандарта от 23.07.2015 № 959-ст введен в действие ГОСТ 33151-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения (далее - ГОСТ 33151-2014).
Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), устанавливает технические требования к ним и правила применения.
В соответствии с п.4.6.21 ГОСТ 33151-2014 стационарное электрическое освещение устраивают, в том числе на участках дорог в населенных пунктах.
Согласно п. 4.6.1 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам.
Пункт 6.9.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования кэксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Срок устранения дефектов составляет не более 5 суток.
Как следует из названного приложения, наличие неработающих светильников является дефектом, т.е. несоответствием транспортно-эксплуатационных показателей конструктивных элементов дорог и улиц, дорожных сооружений и элементов обустройства /требованиям настоящего стандарта.
Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден и введен в действие «ГОСТ Р 55706-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное/Классификация и нормы» (далее - ГОСТ Р-55706-2023).
Разделом 1 ГОСТ Р-55706-2023 определено, что настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов. Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.
В силу п. 3.31 ГОСТ Р-55706-2023 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на магистралях, улицах, велосипедных дорожках, в пешеходных зонах в темное время суток в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Согласно п. 3.30 ГОСТ Р-55706-2023 улично-дорожная сеть: совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах населенного пункта.
В соответствии с разделом 5 ГОСТ Р-55706-2023 утилитарное наружное освещение должно быть предусмотрено на всех объектах улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов, а также за пределами улиц и дорог всех категорий, проходящих в городских и сельских населенных пунктах, на расстоянии от них не менее 100 м.
Пунктами 5.1-5.5 ГОСТ Р-55706-2023 определены нормы освещения утилитарного наружного освещения на объектах улично-дорожной сети.
Наружным освещением, в силу п. 2 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила), утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398, признается совокупность элементов, предназначенных для освещения в темное время суток автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц, площадей, парков, скверов, бульваров, дворов и пешеходных дорожек поселения.
В силу пп. 1 п. 14 Правил все устройства уличного освещения должны содержаться в исправном состоянии. Содержание, эксплуатация и ремонт элементов уличного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации) осуществляются МКП «Ростгорсвет» содержание устройств придомового и дворового освещения, а также элементов декоративной подсветки зданий, сооружений и иных объектов осуществляют собственники (владельцы) указанных объектов.
С учетом положений ст.ст. 34,37 Закона № 131-ФЗ местная администрация является постоянно действующим исполнительно- распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 2 ст. 41 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что в структуру местной администрации, утверждаемую представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации, не являющиеся органами местного самоуправления и образовываемые в качестве юридических лиц в форме муниципальных казенных учреждений.
Статьей 44 Устава города Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, определено, что исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления является администрация города.
В структуру администрации города входят, в том числе департаменты органы администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.
В соответствии со ст. 46 Устава города Ростова-на-Дону администрация г. Ростова-на-Дону в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления под руководством и контролем главы Администрации города в следующих сферах и отраслях: обеспечение составления и исполнения бюджета города, осуществление контроля за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечение составления отчета об исполнении бюджета города; разработка, корректировка и реализация документов муниципального стратегического планирования, осуществление мониторинга и контроля за реализацией документов муниципального стратегического планирования; осуществляет руководство и контроль за деятельностью органов и структурных подразделений Администрации города по выполнению их функций: в области строительства, транспорта и связи, жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения; обеспечения законности и правопорядка в муниципальном образовании; организация содержания муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности.
В силу п. 1.1 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону», Департамент является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий органа местного самоуправления города Ростова-на-Дону по обеспечению необходимых условий для решения вопросов местного значения в области развития жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в том числе организации благоустройства территории городского округа.
В ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт отсутствия уличного освещения автомобильной дороги в <адрес> не оспаривался ответчиками.
В материалы дела представлен проект № по объекту «Сети наружного освещения по <адрес>» утвержденный приказом и.о. директора МКП «Ростгорсвет» ДД.ММ.ГГГГ №
Из анализа указанного рабочего проект следует об отсутствии уличного освещения по указанному выше адресу, а также перечень необходимых мероприятий для обеспечения стационарного уличного освещения автомобильной дороги.
Указанный проект разработан в соответствии ГОСТ Р-55706-2023 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное/Классификация и нормы».
Учитывая, что факт отсутствия уличного освещения автомобильной дороги в <адрес> установлен, проект № по объекту «Сети наружного освещения по <адрес> разработан и утвержден, суд полагает возможным требования удовлетворить, возложить на ответчик обязанность произвести работы по обеспечению стационарного уличного освещения автомобильной дороги по <адрес> согласно Проекту (рабочей документации) № по объекту «Сети наружного освещения по <адрес> утвержденному приказом и.о. директора МКП «Ростгорсвет» ДД.ММ.ГГГГ №
Доводы ответчика относительно того, что Администрация г.Ростова-на-Дону не является надлежащим ответчиком, поскольку данный вопрос находится введении самостоятельного юридического лица МКП «Ростгорсвет», которым и был разработан соответствующий проект, выполнение включено в дорожную карту, по мнению суда, не являются основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку возложение обязанности по обустройству уличного освещения автомобильной дороги не противоречит положениям ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г.Ростова-на-Дону - удовлетворить.
Обязать администрацию г.Ростова-на-дону в течение 8-ми месяцев произвести работы по обеспечению стационарного уличного освещения автомобильной дороги по <адрес> <адрес> согласно Проекту (рабочей документации) № по объекту «Сети наружного освещения по <адрес> утвержденному приказом и.о. директора МКП «Ростгорсвет» ДД.ММ.ГГГГ №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Баташева М.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 января 2024 года