Судья Антоненко А.А.
Дело № 2а-342/2023
74RS0003-01-2022-007882-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-11244/2023
12 октября 2023 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Елгиной Е.Г., Клыгач И.-Е.В.,
при секретаре Алёшиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Корсак Анны Хакимовны к Тракторозаводскому Управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки,
по апелляционной жалобе Корсак Анны Хакимовны на решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Елгиной Е.Г. о доводах апелляционной жалобы, пояснения истца Корсак А.Х., поддержавшей заявленные требования, пояснения представителя третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Жгуновой Л.М., полагавшей разрешение данных требований по усмотрению суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корсак А.Х. обратилась в суд с административным иском к Тракторозаводскому Управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска (далее также Тракторозаводское УСЗН Администрации г. Челябинска) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, возложении обязанности предоставить указанную меру социальной поддержки.
В обоснование иска указала, что 15 июля 2022 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет. Из письма УСЗН Администрации г. Челябинска (Тракторозаводское Управление Социальной защиты населения) от 06 сентября 2022 года ей стало известно об отказе в назначении пособия. Причиной отказа послужило отсутствие дохода у заявителя и не предоставление уважительных причин их отсутствия за 10 месяцев из расчетных 12 месяцев.
Полагает, что ответчиком принято неверное решение, в связи с чем, было подано заявление о его пересмотре. На момент составления искового заявления 20 октября 2022 года ответа на обращение не последовало.
Считает, что решение об отказе в назначении пособия нарушает ее права и законные интересы, кроме того, принятое решение не соответствует нормам действующего законодательства (л.д. 5-7 том 1).
Административный истец Корсак А.Х в судебном заседании суда первой инстанции наставала на удовлетворении требований. Обратила внимание, что решение вынесено на основании постановления, которое подвергалось редакции, и неверно было истолковано понятие совокупности. Считает, что она попадает в совокупность, предусмотренную пп. «ж» п. 16 «Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежный выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384. Полагает, что Управлением не в полной мере проведена компетентная оценка ее нуждаемости.
Представитель административного ответчика Тракторозаводского УСЗН Администрации г. Челябинска Халикова Е.Р., действующая на основании доверенности от 04 апреля 2022 года (л.д. 46), в судебном заседании возражала против доводов изложенных в административном исковом заявлении, полагала, что требования основаны на неверном толковании норм законодательства, поддержала представленный отзыв (л.д. 17-18 том 1).
Решением суда в удовлетворении исковых требований Корсак А.Х. к Тракторозаводскому УСЗН Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки – отказано (л.д. 149-154 том 1).
Определением суда от 17 апреля 2023 года в постановленном решении исправлены описки, указано наименование статей: «Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд» (л.д. 163 том 1).
В апелляционной жалобе Корсак А.Х. просит решение суда первой инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Полагает, что судом принято незаконное решение. Указывает, что в судебном заседании 23 марта 2023 года было установлено, что пребывание на учете в Областном казенном учреждении «Центр занятости населения» г. Челябинска в качестве безработного в период с 28 августа 2022 года по 21 января 2023 года (дата снятия с регистрационного учета) является правомерным и не противоречит законодательству.
Приводит положения пп. «ж» п. 16 «Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежный выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384, которым предусмотрены основания для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты. И полагает, что исходя из буквального толкования абз. 2 пп. «ж» п. 16 указанных Основных требований отсутствие дохода обосновано объективными жизненными обстоятельствами и подпадает под иные случаи, предусмотренные нормативно- правовыми актами субъектов Российской Федерации и является подтверждением обоснования отсутствия дохода. Однако это не нашло свое отражение в решении суда (л.д. 165-166 том 1).
Определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 июля 2023 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по иску Корсак А.Х. к Тракторозаводскому УСЗН Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки по правилам гражданского судопроизводства (л.д. 190-197 том 1).
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
При разрешении вопроса о переходе к рассмотрению дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что судом первой инстанции в качестве третьего лица не привлечено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области. Поскольку из материалов дела следует, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении выплаты, порядок назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно действовали Основные требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384.
При этом спорная выплата была предусмотрена указанным выше законодательством лишь до 31 декабря 2022 года, при этом ее назначало и выплачивало Управление с учетом п. 9 Основных требований.
С 01 января 2023 года вместо данной выплаты предусмотрено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка до 17 лет (ст. 9 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в редакции Федерального закона от 21 ноября 2022 года №455-ФЗ, Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 года №2330 (далее - Правила №2330).
В силу п. 4 Правил №2330 назначение и выплата ежемесячного пособия осуществляются: а) Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальными органами), в случае если полномочия субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории «Сириус» по назначению и выплате ежемесячного пособия переданы Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исполняются им за счет предоставляемых бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации средств бюджета субъекта Российской Федерации, или бюджета г. Байконура, или бюджета федеральной территории "Сириус" и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, г. Байконура, федеральной территории «Сириус», возникающих при осуществлении ежемесячного пособия. То есть, на момент рассмотрения спора судом заявленную выплату производили территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В связи с чем, определением судебной коллегии от 11 сентября 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции (л.д. 102-109 том 2).
Таким образом, обжалуемое решение суда подлежит безусловной отмене, независимо от доводов апелляционной жалобы.
О времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции ответчик Тракторозаводского Управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска, третье лицо Министерство социальных отношений социальных отношений Челябинской области извещены надлежаще, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о причинах неявки судебную коллегию не уведомили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились. С учетом положений ст.ст. 167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
При постановлении нового решения судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Как следует из материалов дела, 15 июля 2022 года Корсак А.Х. обратилась в Управление с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 22-24 том 1).
Корсак А.Х. в период с 28 августа 2020 года по 21 января 2023 года состояла на регистрационном учете в качестве безработного гражданина, в ОКУ ЦЗН г. Челябинска в отделе по Тракторозаводскому и Центральным районам, с выплатой пособия по безработице. За указанный период было выплачено пособие по безработице на общую сумму 49 175, 66 рублей. За период безработицы, с 28 августа 2020 года по 06 апреля 2021 года, проводились дистанционные перерегистрации, без участия гражданина и без выдачи направлений на работу. В период с 06 апреля 2021 года по 20 декабря 2022 года было выдано 39 направлений на работу, из которых по 21 вакансий Корсак А.Х отказалась от трудоустройства самостоятельно, по различным причинам, результаты собеседований по двум вакансиям не известны, 21 января 2023 года Корсак А.Х. снята с регистрационного учета в связи с длительной неявкой в ЦЗН (л.д. 96-104 том 1).
Решением от 22 августа 2022 года №2921 Корсак А.Х. в назначении ежемесячной выплаты отказано, в связи с отсутствием у последней подтвержденных сведений о доходах за запрашиваемый период, а также непредставлением сведений об уважительности причин отсутствия доходов в 10 месяцах из расчетных 12 месяцев (л.д. 19 том 1).
Согласно справки ОКУ «Центр занятости населения г. Челябинска» от 05 августа 2022 года № 709645, полученной в рамках СМЭВ, следует, что Корсак А.Х. состоит на учете в качестве безработного с 28 августа 2020 года по 05 августа 2022 года, и имела доходы за период с 28 августа 2020 года по 27 февраля 2021 года в размере 18 494,39 рублей (л.д. 35 том 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (положения Указа приведены в редакции, действующей на день обращения истца с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, в настоящее документ утратил силу с 01 января 2023 года ) с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п.1 Указа).
Во исполнение п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384 утверждены «Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее по тексту - Основные требования, действовавшие также до 01 января 2023 года).
В соответствии с пп. «ж» п. 16 Основных требований (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2022 года №68) основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в» (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), «ж», «л», «н»-«п» и «с» пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);
семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи заявления срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);
иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 настоящих основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты не принимается;
При принятии решения о назначении (об отказе в назначении) ежемесячной выплаты с учетом обстоятельств, предусмотренных предложением третьим подпункта «а» пункта 21 настоящих основных требований, решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты по основанию, предусмотренному настоящим подпунктом, не принимается;
Как следует из п. 22 Основных требований, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В п. 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно содержится перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, в частности в пп. «г» поименованы алименты.
В соответствии со ст. 1 Закона Челябинской области от 06 апреля 2020 года № 2341 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» настоящий Закон устанавливает порядок и условия предоставления нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата).
Согласно ст. 9 указанного Закона ежемесячная выплата не назначается и не пересчитывается по основаниям, установленным пунктом 16 основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.
То есть исходя из буквального толкования абз. «2» пп. «ж» п. 16 указанных Основных требований в расчетный период входит статус безработного, но не более 6 месяцев, к уважительным причинам отсутствия доходов относится период не более 6 месяце, когда заявитель или члены его семьи имели статус безработного, ищущего работу, либо отсутствие дохода обосновано объективными жизненными обстоятельствами, указанными в данном пункте.
Факт нахождения Корсак А.Х. в статусе безработного более 6 месяцев в юридически значимый период нашел свое подтверждение в суде.
Указанное обстоятельство не подпадает под исчерпывающий перечень исключений, установленных пп. «ж» п. 18 Основных требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения Тракторозаводского УСЗН Администрации г.Челябинска от 22 августа 2022 года №2921 незаконным.
Ссылка заявителя на иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, судом апелляционной инстанции также отклоняется, поскольку Корсак А.Х. не назвала нормативные правовые акты Челябинской области, которые предусматривают данные случаи.
Положения Закона Челябинской области от 06 апреля 2020 года № 2341 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» согласуются с нормами Основных требований.
С учетом установленных обстоятельств, также не имеют правового значения доводы истца о том, что она получала алименты.
В связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от 23 марта 2023 года, в редакции определения об исправлении описки от 17 апреля 2023 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Корсак Анны Хакимовны к Тракторозаводскому Управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, возложении обязанности предоставить меру социальной поддержки отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.