Решение по делу № 2а-334/2019 от 05.12.2018

Дело № 2а-334/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2019 года г. Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Найденовой И.Н.,

с участием административного истца Шабурова А.Н.,

представителя административного истца Денисовой Е.Р. по устному ходатайству,

представителя административного ответчика Дубровиной Л.И., действующего на основании доверенности от Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шабурова Алексея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав незаконным, возложении обязанности осуществить постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет,

установил:

Шабуров А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения № о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости», возложении на административного ответчика обязанности осуществить постановку объекта недвижимости – здание (дом), расположенный по адресу: Адрес на государственный кадастровый учет на основании заявления от Дата и представленных документов.

В обоснование заявленного требования административный истец указывает, что Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Дата вынесено уведомление № о приостановлении «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости». Основанием для принятия данного решения является, согласно уведомлению, то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером расположен в зоне садовых и дачных участков (Р3) и в данной зоне определен минимальный отступ зданий от границ земельного участка не менее трех метров. В соответствии с отображением контура здания на кадастровой карте отступ объекта до границы земельного участка составляет около одного метра. То есть вышеуказанные требования не соблюдены. Документы, подтверждающие возможность отклонения от данного параметра разрешенного использования, выданного уполномоченным органом, отсутствуют. Истцу предложено доработать содержание межевого плана с учетом выявленных замечаний, и представить исправленный документ вновь на рассмотрение. Не согласившись с данным решением, истец обратился в апелляционную комиссию с жалобой. Дата апелляционной комиссией было вынесено решение , согласно которому принято решение об отклонении заявления от Дата об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от Дата. Между тем, представить исправленный межевой план административному истцу не представляется возможным в связи с тем, что строение (дом) уже возведено и перенести его без нанесения несоразмерного ущерба невозможно. Считает, что нарушение требования о трехметровом отступе не нарушает прав и интересов собственника смежного участка – Малковой Елены Евгеньевны. Во-первых, застройка земельного участка с отступом от границы менее трех метров производилась с согласия собственника смежного участка, во-вторых со стороны смежного участка не находится никаких строений, а только кустарные насаждения. Требований или возражений со стороны собственника смежного земельного участка никогда не поступало. Считает, что требование о соблюдении трехметровой границы обязательно к применению в случаях, если существует угроза жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде. Возведенное строение – дом на принадлежащем административному истцу участке не представляет угрозы жизни, здоровью и имуществу собственника смежного участка. Невозможность поставить объект недвижимости на кадастровый учет не позволяет получить административному истцу кадастровый паспорт объекта, выявить индивидуальные особенности объекта недвижимости и, соответственно, осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости.

Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал, по доводам, изложенным в административном иске, дополнительно пояснил, что объект возведен с нарушением трехметрового отступа, самостоятельно, без получения разрешения на строительство.

Представитель административного истца в судебном заседании на требованиях настаивал, дополнительно пояснил, что соблюдение трехметрового отступа, предусмотренного законом, установлено в целях пожарной безопасности, но жилое строение от заинтересованных лиц находиться далеко, соответственно, их прав не нарушает. Заинтересованное лицо никаких возражений не предъявляло. Возможности строить в другом месте у истца не было, т.к. стоят постройки со всех сторон. В целях пожарной безопасности необходимо было строить на расстоянии от других жилых домов. Перенос здания на три метра не возможен, поскольку объект достроен и истец уже там проживает.

Представитель административного ответчика иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно пояснила, что истцом при возведении здания не соблюдены разрешенные параметры строительства, здание возведено с нарушением отступа от соседнего участка. Исходя из положений закона, возведенное истцом здание является самовольной постройкой. Согласие соседей в данном случае значения не имеет. Собственник в любой момент может возвести на свободном месте любую постройку. Существует комиссия, в полномочия которой входит принятие решения на согласование отклонения от параметров разрешенного строительства, истец вправе обратиться для получения решения этой комиссии.

Заинтересованное лицо Малкова Е.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена.

Выслушав административного истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Согласно п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ закреплено право собственника возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что Шабуров А.Н. с Дата является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под сады, общая площадь 624 кв.м, адрес объекта: Адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 40).

Дата Шабуров А.Н. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на жилое здание пл. 55,3 кв.м. по адресу: Адрес. Также был представлен технический план здания от Дата (л.д. 19-42).

Согласно уведомлению № от Дата действия по государственному кадастровому учету и регистрации права собственности были приостановлены в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ в связи с несоблюдением минимального отступа здания от границ земельного участка (л.д. 7-8).

Не согласившись с данным решением, Шабуров А.Н. подал жалобу в апелляционную комиссию.

Дата апелляционной комиссией было вынесено решение , согласно которому заявление от Дата об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от Дата отклонено.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ)

На основании ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

Согласно ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:

1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;

2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;

В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Согласно техническому плану здания от Дата жилое строение расположено на земельном участке с кадастровым номером – зона садовых и дачных участков (Р-3), которая установлена Решением Пермской городской Думы от Дата «Об утверждении Правил землепользования и застройки Адрес».

Пунктом 6.7. «СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*»
(утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 № 849) утверждены минимальные расстояния до границ соседнего участка по санитарно-бытовым условиям: от жилого строения (или дома) - 3 м; постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4 м; других построек - 1 м; стволов высокорослых деревьев - 4 м, среднерослых - 2 м; кустарника - 1 м. Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.). При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок

В соответствии с изображением контура здания на кадастровой карте отступ объекта до границы земельного участка составляет 1 метр.

Таким образом, административным истцом при постройке объекта не были соблюдены границы образуемого объекта, в нарушение утвержденного минимального расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям, а именно 3 метра от жилого строения (или дома).

При несоблюдении параметров разрешенного использования объекта капитального строительства при возведении жилого сооружения, данное сооружение является самовольной постройкой.

Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Довод административного истца о том, что собственник соседнего земельного участка не возражает против близкого расположения объекта возведенного истцом с границей его земельного участка, суд считает не обоснованным, поскольку такого разрешения не требуется. Отступ в три метра от границы земельного участка при строительстве жилого строения установлен законодателем в целях соблюдения норм пожароопасности.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Шабурова А.Н. является необоснованным и не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю № от Дата о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости соответствует требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Шабурова Алексея Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании решения № КУВД о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости незаконным, возложении обязанности осуществить постановку объекта недвижимости – здание (дом), расположенный по адресу: Адрес на государственный кадастровый учет на основании заявления от Дата и представленных документов, – отказать.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья - подпись.

Копия верна

Судья О.В. Хусаинова

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2019.

2а-334/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее