Дело № 2-1455/2022 23RS0037-01-2022-001039-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2022 г. г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
председательствующего Кириленко И.В.,
ст. помощника прокурора г. Новороссийска Грибовой М.Г.,
при секретаре Станьковой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2 к администрации МО <адрес> о взыскании компенсации на питание
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО2 к администрации МО <адрес> о взыскании компенсации на питание.
В обоснование иска указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенок-инвалид согласно справке МСЭ-2013 № от 01.09.2015г. и находится на домашнем обучении в МАОУ СОШ № МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ранее находилась на домашнем обучении в МАОУ СОШ № МО <адрес> с 2019г. Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 по обращению ее законного представителя ФИО1 на получение компенсации за питание, как находящегося на домашнем обучении, по результатам которой установлено, что социальные права несовершеннолетнего в этой части в полной мере не соблюдаются. Право на получение компенсации за питание ребенка-инвалида у ФИО2 возникает с начала домашнего обучения. При этом в силу положений ст. 91 ГПК РФ, период времени, за который возможно требование выплаты суммы должен составлять не более 3 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Неурегулированность порядка выплаты такой компенсации на местном уровне не является основанием для отказа в реализации права заявителя.
В связи с чем, просит взыскать с администрации муниципального образования <адрес> (ОГРН 1032309077635 ИНН/КПП 2315061988/231501001, <адрес>) в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, компенсацию за питание в размере 21090 рублей за период с 19.12.2019г. по 31.12.2020г.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2- ФИО1 в судебное заседание не явилась.
В судебном заседании ст. помощник прокурора <адрес> ФИО5 просила иск удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Суд признал причину неявки не уважительной и рассмотрел дело в его отсутствие.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд находит, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2 по обращению ее законного представителя ФИО1 на получение компенсации за питание, как находящейся на домашнем обучении, по результатам которой установлено, что социальные права несовершеннолетней в этой части в полной мере не соблюдаются.
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус ребенок-инвалид согласно справке МСЭ-2013 № от 01.09.2015г. и находится на домашнем обучении в МАОУ СОШ № МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, ранее находилась на домашнем обучении в МАОУ СОШ № МО <адрес> с 2019 года.
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (протокол от 19.12.2019г) ФИО2 установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рекомендовано обучение в образовательной организации по адаптированной основной образовательной программе обучающихся с РАС.
Согласно п.4 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Исходя из п. 7 ст. 79 Закона №-Ф3 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Письмом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» дано разъяснение, согласно которому дети- инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Частью 5 ст. 20 Закона №ЭЗ-ФЗ определено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Администрацией МО <адрес> вопрос обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием или выплаты компенсации длительное время не решался, нормативно- правовой акт по данному вопросу не принимался.
Проверкой проведенной в октябре 2020 года прокуратурой города выявлено, что администрацией МО <адрес> не приняты меры по разработке муниципального нормативного правового акта, регулирующего вопросы обеспечения сухим пайком или компенсацией за питание в денежном эквиваленте детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому.
Данные обстоятельства явились основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес главы администрации МО <адрес> соответствующего представления.
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования органом местного самоуправления принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования <адрес> и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №», содержащее, в том числе положения о получении обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование на дому, денежной компенсации за питание.
В настоящее время действует постановление администрации муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования <адрес> и признании утратившими силу некоторых постановлений администрации муниципального образования <адрес>» (далее Порядок), регулирующее правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
Предыдущее постановление, которое в настоящее время утратило силу (№ от ДД.ММ.ГГГГ), также действовало на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 5.8.2 Порядка, для обеспечения на льготной основе двухразовым питанием учащихся с ОВЗ, а также детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ОВЗ, осваивающих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на дому в соответствии с индивидуальным учебным планом, предоставляется денежная компенсация.
Вышеуказанная стоимость компенсации за питание детям с ОВЗ, обучающимся на дому, равна стоимости питания детей в образовательных организациях, в связи с чем, ФИО1 за 1,2,3 кварталы 2021 года выплачена денежная компенсация а размере 12132 рублей.
При этом из информации администрации города от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города следует, что перерасчет денежных средств для компенсации за питание детям с ОВЗ, обучающимся на дому, в период до ДД.ММ.ГГГГ невозможен, поскольку данная мера социальной поддержки ранее не была предусмотрена.
ФИО2 является несовершеннолетним, признан ребенком- инвалидом, в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно обратиться в суд. Законные представители ФИО2 в силу правовой неграмотности и отсутствия финансовой возможности заключить соглашение с адвокатом также не могут обратиться в суд за защитой прав несовершеннолетнего ребенка. Однако права ФИО2 требуют защиты. Данный иск по существу направлен на защиту здоровья ребенка, а также защиту детства.
Указанные обстоятельства повлекли за собой обращение ФИО1 с заявлением прокуратуру о принятии мер, в том числе и судебного порядка, по защите социальных прав ребенка-инвалида ФИО2 на получение компенсации за его питание в образовательной организации с момента начала его обучения.
Исходя из вышеуказанных норм закона право на получение компенсации за питание ребенка-инвалида у ФИО2 возникает с начала домашнего обучения. При этом в силу положений ст. 91 ГПК РФ, период времени, за который возможно требование выплаты суммы должен составлять не более 3 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Неурегулированность порядка выплаты такой компенсации на местном уровне не является основанием для отказа в реализации права заявителя.
Согласно предоставленному расчету управления образования МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на домашнем обучении, на основании приказа №-од от 30.08.2019г. МБОУ СОШ №. Стоимость питания в день по контракту составляла 57 руб., количество посещенных дней - 5, возможная сумма компенсации за 2-х разовое питание составляет- 570 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на домашнем обучении, согласно приказу №-од от 30.08.2019г.МБОУ СОШ №, стоимость одной тарелки-57 рублей, посещение- 180 дней, компенсация за 2-х разовое питание составляет-20520 рублей.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию сумма компенсации за 2-х разовое питание в размере 570 руб. и компенсация за 2-х разовое питание составляет в размере 20520 рублей, а всего взыскать – 21090 рублей.
Решение обратить к немедленному исполнению в соответствии со ст.212 ГПК РФ в связи с тем, что замедление его исполнения может привести к значительному ущемлению права несовершеннолетнего ФИО2
Руководствуясь ст. 194-198, 212 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> (ОГРН 1032309077635 ИНН/КПП 2315061988/231501001, <адрес>) в пользу законного представителя несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, компенсацию за питание ребенка в размере 21 090 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.12.2020г.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ