Решение по делу № 3а-225/2021 от 30.08.2021

Дело № 3а-225/2021

42OS0000-01-2021-000301-94

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего Копыловой Е.В.,

при секретаре Сафоновой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«28» сентября 2021 года

административное дело по административному исковому заявлению Лазаренко Руслана Александровича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Лазаренко Р.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что Лазаренко Р.А. является собственником объекта недвижимости – здания с кадастровым номером , площадью 1 522,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – отдельно стоящее нежилое здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного объекта определена по состоянию на 15 октября 2019 года и составляет 59 190 342,61 руб.

Между тем рыночная стоимость указанного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика ФИО3 № ОН/572-21-06-2021 от 21 июня 2021 года, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 15 октября 2019 года составляет 24 211 000 руб.

В связи с указанным, ссылаясь на Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости.

В судебное заседание Лазаренко Р.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Лапина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области - Кузбасса и заинтересованное лицо администрация г. Новокузнецка своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу) указали на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Иные лица, участвующие в деле, возражений не представили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Лапину С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (ч. 2).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4).

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ), кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей (ч. 4).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 5).

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что Лазаренко Р.А. является собственником объекта недвижимости – здания с кадастровым номером , площадью 1 522,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – отдельно стоящее нежилое здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности административного истца на здание, поставленное на государственный кадастровый учет 17 июля 2019 года, зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 19 августа 2021 года (л.д. 8-11).

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11 августа 2021 года, кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 15 октября 2019 года, определенная по состоянию на 15 октября 2019 года, составляет 59 190 342,61 руб. (л.д. 7).

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника нежилого здания, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 1 ст. 401, п. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

В суд с настоящим административным исковым заявлением административный истец обратился 27 августа 2021 года, о чем свидетельствует почтовый конверт (л.д. 82).

Из представленного административным истцом отчета № ОН/572-21-06-2021 от 21 июня 2021 года, составленного оценщиком ФИО3, следует, что рыночная стоимость здания с кадастровым номером , площадью 1 522,3 кв.м, по состоянию на 15 октября 2019 года составляет 24 211 000 руб. (л.д. 12-75).

Оценивая относимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на 15 октября 2019 года к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, определенные по состоянию на 02 июня 2011 года.

Из письменных пояснений ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области – Кузбассу следует, что 15 октября 2019 года на основании заявления Лазаренко Р.А. органом регистрации прав были внесены изменения в сведения ЕГРН о данном объекте недвижимости в связи с уточнением его местоположения на земельном участке с кадастровым номером .

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена актом определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 15 октября 2019 года в связи с изменением характеристик объекта недвижимости. Из акта определения кадастровой стоимости от 15 октября 2019 года видно, что при определении кадастровой стоимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 (л.д. 102).

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 15 октября 2019 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Отчет оценщика о рыночной стоимости нежилого здания содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта недвижимости определена сравнительным подходом методом сравнения продаж, затратным подходом с использованием метода сравнительной единицы, отказ от применения доходного подхода обоснован. Для оценки спорного объекта капитального строительства сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Рыночная стоимость здания, рассчитанная сравнительным подходом, составила 24 937 542,23 руб. В рамках затратного подхода оценщиком рассчитана восстановительная стоимость здания в размере 26 094 407,73 руб., определен физический износ в размере 10%, функциональный – 0%, экономический – 0%. Рассчитанная затратным подходом рыночная стоимость объекта оценки составила 23 484 966,96 руб. Согласование полученных значений рыночной стоимости произведено методом анализа иерархий, рыночная стоимость нежилого здания с учетом округления, без учета НДС составила 24 211 000 руб. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области - Кузбасса (ранее – Коллегия Администрации Кемеровской области) – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость нежилого здания, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости указанного объекта.

Следовательно, принимая во внимание установленные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости здания магазина является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта капитального строительства на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость здания ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

При таких обстоятельствах исковые требования Лазаренко Руслана Александровича подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Требования Лазаренко Руслана Александровича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером , площадью 1 522,3 кв.м, назначение – нежилое, наименование – отдельно стоящее нежилое здание магазина, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 24 211 000 руб., определенной по состоянию на 15 октября 2019 года.

Дата обращения Лазаренко Руслана Александровича в Кемеровский областной суд с настоящим административным исковым заявлением – 27 августа 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Судья Копылова Е.В.

Решение в окончательной форме принято 29 сентября 2021 года.

3а-225/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лазаренко Руслан Александрович
Ответчики
Правительство Кемеровской области- Кузбасса
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Копылова Елена Вадимовна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
30.08.2021Регистрация административного искового заявления
30.08.2021Передача материалов судье
01.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2021Подготовка дела (собеседование)
14.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2021Дело оформлено
28.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее