Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2020 года 66OS0000-01-2020-000323-91 3а-359/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
20 октября 2020 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием представителя административного истца Степановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сварка 66» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Сварка 66» (далее – ООО «Сварка 66», административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок).
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Консалтинг Групп» (далее - ООО «Консалтинг Групп») от 20 февраля 2020 года № 076-20/З в размере 1 179 000 руб.
02 сентября 2020 года для определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по ходатайству представителя административного истца была назначена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту –общества с ограниченной ответственностью «Бюро независимой экспертизы и оценки» ( / / )1
В судебном заседании представитель административного истца Степанова Е.А. требования заявления поддержала с учетом результатов судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка, просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 1 445000 руб. Кроме того, просила восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованного лица ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, заинтересованного лица ФГБУ«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по УФО просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Как следует из материалов дела, административный истец ООО «Сварка 66» является собственником земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 13 апреля 2015 года № 66 АЗ 062685 (л.д. 32).
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 4 849 572 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 3552,8 руб./кв.м.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <№> внесены в государственный кадастр недвижимости 09 апреля 2013 года.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка и оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет ООО «Консалтинг Групп» от 20 февраля 2020 года № 076-20/З, из которого следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 1179 000 руб.
Из содержания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 22 апреля 2020 года № 224 следует, что оформление и содержание вышеуказанного отчета не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, в связи с чем по ходатайству представителя административного истца по делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
По заключению эксперта ООО «Бюро независимой экспертизы и оценки» ( / / )3 от 24 сентября 2020 года по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> составляет 1445 000 руб. (т. 2 л.д. 17-96).
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют. Доказательств, опровергающих выводы эксперта, материалы дела не содержат.
Поэтому суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <№> по состоянию на 15 ноября 2012 года подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном экспертом ООО «Бюро независимой экспертизы и оценки» ( / / )2
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 09 апреля 2013 года.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости) – 27 марта 2020года.
Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка (4849 572 руб.) существенно (в 3,36 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости (1445 000 руб.), установленную судом в качестве кадастровой, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 2000 руб. (т. 1 л.д. 11).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сварка 66» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу: <адрес> размере его рыночной стоимости 1445 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 27 марта 2020года.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Сварка 66» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
С.И. Жейнова |