Дело № 2а-4781(2021)
32RS0027-01-2021-005207-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 22 декабря 2021 года
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Дворцовой Н.А.,
с участием представителей ответчиков Щербаковой Е.В., Плюгиной О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шмычкова Дмитрия Васильевича к Филиалу ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России- ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Брянской области, ФКУЗ «МСЧ-32» ФСИН России, Управление ФСИН по Брянской области, ФСИН России о признании незаконными бездействий,
УСТАНОВИЛ:
Шмычков Д.В. обратился в суд к Филиалу ФКУЗ «МСЧ-32»- ФКУ ИК- 4 ФСИН России по Брянской области, просил признать незаконным бездействие ответчика Филиала ФКУЗ «МСЧ-32»- ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Брянской области при оказании ему медицинской помощи, в обоснование заявленных требований пояснил, что он содержится в ФКУ ИК- 4 УФСИН России по Брянской области с <дата>. <дата> во время занятия спортом он получил перелом <данные изъяты>, с <дата> он обратился за медицинской помощью в медчасть ИК- 4. При первичном обращении за медицинской помощью ему сделали снимок и поставлен диагноз – <данные изъяты>, которого у него никогда не было. Ему выдали марлевый бинт и мазь «диклофенак». По его мнению, ему должны были наложить лангет или гипс.
04 марта 2020 года он вновь обратился в медчасть с просьбой направить его в больницу ИК-2 гор. Брянска для уточнения диагноза. Однако его не госпитализировали в больницу для оказания медицинской помощи, чем нарушили его права и законные интересы, он испытывал физическую боль, был лишен возможности заниматься спортом.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, извещенного о рассмотрении дела, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представители административных ответчиков Щербакова Е.В., Плюгина О.Ю., действующие на основании доверенности, административный иск не признали, просили отказать в иске, поскольку отсутствует незаконные бездействия при оказании медицинской помощи, прав и законных интересов административного истца не нарушали.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.
Эти положения распространяются и на лиц, осужденных к мерам наказания, как связанным, так и не связанным с лишением свободы.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации должностного лица, государственного или муниципального служащего наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он считает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме.
На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В силу статьи 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдании в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно статье 101 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.?
Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно- профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России, ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (пункт 3 указанного Порядка).
Лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем (пункт 8 Порядка).
Лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника. На лиц, заключенных под стражу, или осужденных, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, оформляется лист назначений лекарственных препаратов (приложение №1), который после завершения лечения приобщается к медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе «Дата получения» (пункт 11 Порядка).
Судом установлено, что ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России, согласно Уставу, является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим, в том числе медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы, их лекарственное обеспечение. Имеет статус медицинской организации.
Осужденный Шмычков Дмитрий Васильевич, <дата> рождения, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области с <дата> по настоящее время.
Установлено, что первичный медицинский осмотр Шмычков Д.В. прошел <дата> при поступлении в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Брянской области. В ходе медицинского осмотра выполнен общий анализ крови, мочи, флюорография органов грудной клетки, анализ крови на антитела к ВИЧ, RW и т.д. По результатам медицинского осмотра заболеваний не выявлено.
Осужденный Шмычков Д.В. находится под диспансерным наблюдением в филиале «Медицинская часть № 2» (ФКУ ИК-4) с диагнозом: <данные изъяты>
Неоднократно в отношении Шмычова Д.В. проводилась амбулаторная судебно- психиатрическая экспертиза.
В январе 2020 года Шмычков Д.В. был освидетельствован комиссией врачей филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России на предмет стойкой утраты признаков трудоспособности, сделано заключение о том, что в связи с отсутствием показаний, осужденному отказано в направлении на медико-социальную экспертизу, с данным заключением осужденный ознакомлен под роспись.?
В медицинской карте осужденного Шмычкова Д.В. имеется запись терапевта от <дата> о том, что у данного осужденного имелись жалобы по поводу ограничения движений 2 пальца правой кисти. В анамнезе: со слов самого осужденного в период 23- <дата> он травмировал правую кисть, с тех пор вышеуказанные жалобы.
В период с <дата> по <дата> Шмычков Д.В. находился на обследовании и лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты> Выписан по месту отбывания наказания в удовлетворительном состоянии.
Как следует из выписного эпикриза филиала «Больница» осужденному было сделано ЭКГ, рентгенография 2 пальца правой кисти. ВЫВОД: в стационарном наблюдении и лечении не нуждается. РЕКОМЕНДОВАНО: разработка движений в суставах правой кисти. Листок нетрудоспособности не выдавался.
Осужденному Шмычкову Д.В. медицинскими работниками филиала «Медицинская часть № 2» ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России даны рекомендации для профилактики данного заболевания.
Медицинская помощь осужденному Шмычкову Д.В. оказывается в соответствии с требованиями приказа Минюста Российской Федерации от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.
В настоящее время не нуждается в дополнительном обследовании и стационарном лечении.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при оказании медицинской помощи Шмычкову Д.В., отсутствует нарушение закона. Суд не усматривает наличие незаконного бездействия со стороны административного ответчика.
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
При вынесении решения суд исходит из того, что каких-либо бездействий, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, со стороны ответчика не совершено, в установленном порядке административному истцу была оказана медицинская помощь.
Каких-либо доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что в результате неправомерных бездействий административного ответчика нарушены права и законные интересы административного истца, административным истцом не представлено.
В связи с изложенным, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов иска следует, что административным истцом оспариваются бездействия имевшие место с февраля по май 2020 года, с настоящим иском административный истец обратился 22.07.2021 года, то есть по истечении срока обращения за судебной защитой, ходатайств о восстановлении срока не заявлял, требования также не подлежат удовлетворению по причине пропуска срока обращения за судебной защитой.
Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░-32» ░░░░ ░░░░░░- ░░░ ░░- 4 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░-32» ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28.12.2021 ░░░░.