Дело № 2а-104/2019
Решение
Именем Российской Федерации
г. Могоча 24 апреля 2019 г.
Могочинский районный суд в составе
председательствующего судьи Жгенти Л.А.,
при секретаре Домашонкиной Е.С.,
с участием административного истца – ст. помощника Могочинского межрайонного прокурора Жамсоевой И.П.,
представителей административных ответчиков:
главы администрации городского поселения «Ключевское» Казанова С.В.,
главы сельского поселения «Сбегинское» Куприянова С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Могочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Сбегинское», администрации городского поселения «Ключевское», администрации городского поселения «Давендинское», администрации муниципального района «Могочинский район» о признании незаконным бездействия по созданию специализированной службы в области погребения, возложении определенных обязанностей,
установил:
Могочинский межрайонный прокурор Забайкальского края обратился с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, положениями п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч. 2 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года № <данные изъяты>-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, обязанность по созданию которых возложена на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов. Однако, в нарушение требований закона, на территории ГП «Ключевское», ГП «Давендинское», СП «Сбегинское» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась, что подтверждается информацией администраций, предоставленной в Могочинскую межрайонную прокуратуру. Бездействие ответчиков по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители социальной гарантии на достойное отношение к его телу после смерти. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела, по мнению прокурора, затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории поселений, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению, в связи с чем, ранее в адрес глав поселений прокурором выносились представления об устранении нарушений законодательства, в котором указывалось на необходимость принятия мер по соблюдению норм законодательства о погребении и похоронном деле, однако до сегодняшнего дня нарушения закона не устранены. Руководствуясь статьей 39 КАС РФ прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администраций городского поселения «Ключевское», городского поселения «Давендинское», сельского поселения «Сбегинское», муниципального района «Могочинский район», выразившееся в несоздании специализированной службы по вопросам похоронного дела, и обязать ответчиков создать на территории ГП «Ключевское», ГП «Давендинское», СП «Сбегинское» специализированную службу в области погребения.
В судебном заседании помощник Могочинского межрайонного прокурора Жамсоева И.П. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель административного ответчика глава городского поселения «Ключевское» Казанов С.В. в судебном заседании против исковых требований возражал, пояснил, что администрацией меры по решению вопросов погребения на территории поселения приняты, а именно: приняты меры по постановке на кадастровый учет земельного участка для размещения кладбища, подготовлен проект соответствующего нормативного акта, в том числе регламентирующего порядок создания специализированной службы в области погребения. Проект направлен на правовую экспертизу прокурору района, до настоящего времени экспертиза не проведена, в связи с чем бездействие администрации по решению вопросов в области погребения отсутствует.
Представитель административного ответчика глава сельского поселения «Сбегинское» Куприянов С.М. в судебном заседании против исковых требований возражал. В письменном заявлении, ссылаясь на Федеральный закон № <данные изъяты>-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устав сельского поселения «Сбегинское», указал, что вопросы организации погребения в перечне полномочий, относящихся к сельским поселениям не предусмотрены, на ДД.ММ.ГГГГ год в установленном порядке от администрации муниципального района «Могочинский район» не переданы, сельским поселением не приняты.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Давендинское» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений относительно предъявленного иска не предоставили.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» в судебное заседание не явился, извещены, возражений относительно предъявленного иска не предоставили.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ и мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению в виду нижеследующего.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ г. № <данные изъяты> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N <данные изъяты>-ФЗ), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (пункт 17 части 1 статьи 15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ №, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с ДД.ММ.ГГГГ г. и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ №), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Статья 17 Федерального закона № №-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (подпункт 9 пункта 1, пункт 1.1).
В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 14. Федерального закона N <данные изъяты>-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения в том числе относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с п. 17 ч.1 ст. 15 названного закона к вопросам местного значения муниципального района в том числе относится содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг.
Те же положения о компетенции органов местного самоуправления поселений в названной сфере содержатся и в п.24 ст.8 Устава городского поселения «Ключевское», в п.24 ст.8 Устава городского поселения «Давендинское», в п. 20 ст. 8 Устава муниципального района «Муниципальный район».
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ г. N <данные изъяты>-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон N <данные изъяты>-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Закона N <данные изъяты>-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Закона N <данные изъяты>-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N <данные изъяты>-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 этого закона).
Специализированная служба принимает решение о погребении на общественном кладбище (пункт 1 статьи 18 Закона N <данные изъяты>-ФЗ).
Закон N <данные изъяты>-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно пункту 2.1.3 ГОСТа № это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Из положений статей 9 и 10 упомянутого закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не исключает возможности выполнения данной деятельности другими хозяйствующими субъектами, определяя, лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Статьей 9 Закона N <данные изъяты>-ФЗ определено, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 3).
Исходя из оценки полномочий по содержанию на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг, отнесенных Федеральным законом N <данные изъяты>-ФЗ к ведению муниципальных районов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с Законом N <данные изъяты>-ФЗ, органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N <данные изъяты>-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N <данные изъяты>-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Из информации, предоставленной администрациями ГП «Ключевское» (л.д. 10), СП «Сбегинское» (л.д. 26) следует, что органами местного самоуправления специализированные службы по вопросам похоронного дела не созданы и организации, оказывающие ритуальные услуги, на территории поселения отсутствуют. В то же время по сообщению администрации ГП «Давендинское» услуги по погребению на территории поселении с. Давенда и с. Кудеча предоставляет ООО «ЖКХ Теплосервис» (л.д. 18, 19), а именно изготовление оградки, изготовление гроба, изготовление тумбочки). Данные услуги не в полной мере отражают предусмотренные законом услуги по погребению в рамках предоставления гарантированных ритуальных услуг органами местного самоуправления.
Согласно информации главы сельского поселения «Сбегинское» за период его работы имел место единичный случай захоронения умершего, личность которого не установлена, все мероприятия были выполнены администрацией муниципального района «Могочинский район». На территории поселений «Давендинское», «Ключевское» таких захоронений не производили, жалоб (обращений) от граждан по вопросам отсутствия специализированной службы по вопросам похоронного дела, а равно об оказании помощи в погребении умершего, не поступало.
Несмотря на отсутствие жалоб от населения по вопросам похоронного дела и работы специализированной службы в администрации ГП «Ключевское», ГП «Давендинское», СП «Сбегинское», возможность поступления таковых, а так же смерти лиц, не имеющих родственников, либо личность которых не установлена, не исключается. И в этой связи, суд соглашается с доводами прокурора о том, что возможность оказания гарантированных государством услуг в названной сфере не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в поселении специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Принимая во внимание требование закона, в соответствии с которым каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, суд учитывает, что ответчиками не предоставлено доказательств создания для жителей поселения условий, при которых гарантируется беспрепятственное получение специализированных услуг в области похоронного дела, а равно доказательств поручения оказания таковых услуг иными уполномоченными лицами.
Таким образом, судом установлено бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Доводы главы поселения «Ключевское» Казанова С.В. о том, что создание специализированной службы невозможно без принятия соответствующего нормативного акта, проект которого подготовлен и находится на правовой экспертизе в прокуратуре района, не состоятельны, поскольку суду не предоставлено доказательств объективной невозможности принятия нормативного акта и создания специализированной службы со дня возникновения такой обязанности, возложенной Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>-ФЗ.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований в отношении ответчика администрации сельского поселения «Сбегинское».
В соответствии с ч.3 ст. 14. Федерального закона № <данные изъяты>-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения не входит в перечень вопросов, отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно ч. 4 статьи 15 Федерального закона № <данные изъяты>-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Порядок заключения соглашения о передаче (принятии) осуществления части полномочий муниципальным районом «Могочинский район» утвержден решением Совета муниципального района «Могочинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, согласно которому заключение соглашения между органами местного самоуправления осуществляется на основании решения Советов о заключении соглашения. Соглашение считается заключенным, если оно оформлено в письменной форме, подписано и скреплено печатями сторон соглашения. Соглашение становится обязательным для органов местного самоуправления поселения и органов местного самоуправления района со дня его подписания сторонами. Подписанное соглашение подлежит опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для опубликования (обнародования) нормативных правовых актов муниципального образования. Соглашение вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования (обнародования). Момент передачи полномочий должен совпадать с датой вступления в силу решения о бюджете или внесения изменений в решение о бюджете на соответствующий финансовый год поселения и района (раздел 6 Порядка).
Согласно решению Совета муниципального района «Могочинский район» №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года полномочия администрации муниципального района «Могочинский район» по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения с ДД.ММ.ГГГГ года передаются в введение администрации сельского поселения «Сбегинское». На администрацию муниципального района «Могочинский район» возложена обязанность по заключению соглашения о передаче указанных полномочий.
Как следует из пояснений главы администрации сельского поселения «Сбегинское» соглашение на ДД.ММ.ГГГГ год до настоящего времени не подписано, проект соглашения в их адрес не направлялся, финансирование из бюджета для исполнения полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не осуществлялось. Доказательств обратного администрацией «Могочинский район» суду не предоставлено. Таким образом, суд приходит к выводу, что порядок передачи полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения администрации сельского поселения «Сбегинское» не соблюден, полномочия не переданы.
Принимая во внимание характер допущенного нарушения, объем мероприятий, необходимых для его устранения, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрации городского поселения «Ключевское», городского поселения «Давендинское», муниципального района «Могочинский район» создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░