Дело 2а-51/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2019 г. с. Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Кольцовой Е.В., при секретаре Димитриевой М.В.,
с участием представителя административного истца Яковлева А.Н.,
административного ответчика Львова В.Н.,
рассмотрев гражданское дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Чувашской Республике к Львову Валерию Николаевичу о взыскании обязательных платежей, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, МИФНС России № 7 по ЧР) обратилась в суд с административным иском к Львову В.Н. о взыскании налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 240 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с
02.12.2017 по 17.12.2017 в размере 25,08 рублей. Требования мотивированы тем, что Львов В.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как имеет в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения, - здание центра досуга, расположенное по адресу <адрес>. Инспекцией налогоплательщику направлено налоговое уведомление № 37759040 от 23.08.2017 в том числе с расчетом налога на указанное имущество физических лиц за 2016 год в сумме 8 597 рублей с обязанностью уплаты не позднее 01.12.2017, однако ответчиком задолженность оплачена лишь частично, остаток задолженности в размере 7 240 рублей не уплачен. На остаток задолженности административным истцом в соответствии с ст. 75 НК РФ за период с
02.12.2017 по 17.12.2017 начислены пени в размере 25,08 рублей. Инспекцией в адрес ответчика направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № 7989 по состоянию на 18.12.2017 со сроком исполнения до 12.02.2018. Однако, установленный в требовании срок для погашения задолженности пропущен, сумма налога и пени в бюджет не перечислены, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца - МИФНС России № 7 по ЧР Яковлев А.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования, вновь приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный ответчик Львов В.Н. административный иск не признал, полагая заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, так как нежилое помещение было снесено им в 2010 г.; не согласен с кадастровой стоимостью объекта недвижимости, поскольку он приобрел нежилое помещение в 2010 г. по цене 450 765 рублей.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Исходя из положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003- I "О налогах на имущество физических лиц" (федеральным законом от 04 октября 2014 г. N 284 - ФЗ указанный Закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г. С 1 января 2015 г. уплата налога на имущество физических лиц регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно статье 2 названного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Также и в статье 401 НК РФ объектами налогообложения признается следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение.
В силу ч. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени, которое направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 08.07.2010 за Львовым В.Н. зарегистрировано в установленном законом порядке 03.08.2010 за № 21-21-10/016/2010-307 здание центра досуга, назначение: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от 24.01.2019 указанный объект недвижимости снят с кадастрового учета 13.11.2017. Кадастровая стоимость объекта составляет 12 518 373 руб. Согласно отметке в свидетельстве о государственной регистрации права 21 АД № 312007 право собственности Львова В.Н. на недвижимое имущество прекращено 13.11.2017.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Поскольку Львов В.Н. не уплатил налог на имущество добровольно, инспекция просила взыскать его в принудительном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 409 НК РФ налоговым органом Львову В.Н., как налогоплательщику налога на имущество, за указанное имущество было направлено налоговое уведомление № 37759040 от 23.08.2017 в том числе о расчете налога на имущество за 2016 год в размере 8 597 рублей (за здание центра досуга, расположенное по адресу Чувашская Республика, Красноармейский район, д. Яманаки, ул. Центральная, д. 1) со сроком уплаты не позднее 01.12.2017.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи.
В связи с неуплатой налога в срок, установленный п. 1 ст. 409 НК РФ, в адрес Львова В.Н. было направлено требование № 7989 от 18.12.2017 об уплате налогов в срок до 12.02.2018, при этом в соответствии с ст. 75 НК РФ на сумму задолженности по налогу на имущество за 2016 год за период с 02.12.2017 по 17.12.2017 начислены пени в размере 25,08 рублей.
Направление, как налогового уведомления, так и налогового требования подтверждается списками заказных писем, имеющимися в материалах дела.
Согласно пункту" 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Инспекция 01.06.2018 обратилась к мировому судье судебного участка № 1 Красноармейского района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Львова В.Н. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 7 240 рублей, пени в размере 25,08 рублей.
Мировым судьей судебного участка № 1 Красноармейского района от 06.06.2018 вынесен судебный приказ о взыскании с Львова В.Н. в том числе недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 7 240 рублей, пени в размере 25,08 рублей.
В связи с поступившими возражениями административного ответчика определением мирового судьи от 30.07.2018 судебный приказ от 06.06.2018 отменен.
С административным иском о взыскании с Львова В.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 240 рублей, пени за период с 02.12.2017 по
17.12.2017 в размере 25,08 рублей Инспекция обратилась в районный суд 22.01.2019.
Поскольку налоговым органом был соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц и у налогоплательщика Львова В.Н. возникла обязанность по уплате налогов, которую он добровольно не исполнил, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 240 рублей, пени за период с 02.12.2017 по 17.12.2017 в размере 25,08 рублей.
Доводы Львова В.Н. об отсутствии у налогового органа оснований для исчисления налога на имущество физических лиц, исходя из его кадастровой стоимости в размере 12 518 373 рублей, является необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отношении объекта недвижимости регистрирующим органом является Управление Росреестра по Чувашской Республике.
С 1 января 2015 г. Закон Российской Федерации от 9.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым НК РФ дополнен главой 32 "Налог на имущество физических лиц", предусматривающей определение налоговой базы в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, или кадастровая стоимость объектов недвижимости, если в субъекте Российской Федерации будет принято решение об установлении особенностей при определении налоговой базы (пункт 1 статьи 402, статья 404 НК РФ).
В случае, если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с пунктом 2 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 278.2 этого же Кодекса) определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
Налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений о кадастровой стоимости, представленных в установленном порядке.
В соответствии со ст. 403 НК РФ, вступившей в силу с 01.01.2015, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Принимая во внимание изложенное, учитывая наличие у налогового органа сведений о кадастровой стоимости объекта - здание центра досуга по состоянию на 1 января 2017, исчисление налога на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из указанной инвентаризационной стоимости объекта, не противоречит положениям статьи 403 НК РФ.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Львов В.Н. не лишен возможности оспаривания в судебном порядке определенной кадастровой стоимости объекта недвижимости, и обращения в суд с заявлением о пересмотре принятого по настоящему спору решения в порядке статьи 37 КАС РФ при наличии соответствующих оснований.
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", возникает (изменяется, прекращается) у физического лица с момента такой государственной регистрации (за исключением случаев возникновения (изменения, прекращения) права в силу закона).
При этом государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (части 3, 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ).
По правилам части 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Из представленного административным ответчиком сообщения главы администрации Исаковского сельского поселения Красноармейского района от 08.11.2017 следует, что индивидуальный предприниматель Львов В.Н. в 2010 году сносил двухэтажное кирпичное нежилое здание с цокольным этажом, наименование: здание центра досуга, находившийся по адресу <адрес>, так как здание находилось в аварийном состоянии.
Пунктом 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 предусматривалось, что в случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены. Между тем, пунктом 18 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что основанием для прекращения взыскания налога в таких случаях является документ, подтверждающий этот факт, выдаваемый органами технической инвентаризации, а в сельской местности - органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, такой документ выдан администрацией Исаковского сельского поселения Красноармейского района ЧР 08.11.2017.
Сведения о снятии с учета объекта недвижимого имущества в электронном виде в установленном законом порядке были переданы в Управление Росреестра по Чувашской Республике, которое в свою очередь 13.11.2017 зарегистрировало прекращение права собственности Львова В.Н. на указанное нежилое помещение - здание центра досуга и именно с данного времени подлежит прекращению взимание налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 286 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Взыскать с Львова Валерия Николаевича в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Чувашской Республике налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 7 240 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 2 декабря 2017 г. по 17 декабря 2017 г. в размере 25 рублей 08 копеек.
Взыскать с Львова Валерия Николаевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики через Красноармейский районный ЧР в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Е.В.Кольцова
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019 г.