Решение по делу № 2а-615/2020 от 27.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12.10.2020                                                                                                г. Пыть-Ях                                                                                             

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры, в составе судьи Ступина Р.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём Аллахвердиевой Г.А., с участием помощника прокурора г. Пыть-Яха ХМАО - Югры Рудаковой Е.Ю. и представителя МКУ администрации г. Пыть-Яха Чулаковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Пыть-Яха ХМАО - Югры, в интересах неопределённого круга лиц, к МКУ администрации г. Пыть-Яха ХМАО - Югры о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Пыть-Яха, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением мотивируя требования тем, что при проверке постановления администрации г. Пыть-Яха «Об утверждении административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», установлено, что нормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства.

Прокурор просит суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов, раздел V «Досудебный порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, обеспечивающих её предоставление» Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», утверждённого постановлением администрации г. Пыть-Яха.

В судебном заседании участвующий прокурор Рудакова Е.Ю. заявленные требования поддержала согласно доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Чулакова Т.Н. возражает против удовлетворения требования прокурора, полагает, что оспариваемые пункты содержат справочный характер, не нарушают чьих-либо прав и интересов. Администрацией города направлен в прокуратуру г. Пыть-Яха проект указанного постановления, с изменениями, который ещё не принят.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора подлежат удовлетворению.

Прокуратурой г. Пыть-Яха в порядке надзора за законностью нормативных правовых актов проведена проверка постановления администрации г. Пыть-Яха «Об утверждении административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» на предмет его соответствия действующему законодательству. Данное постановление официально опубликовано в печатном издании «Официальный вестник» в газете "Новая северная газета".

Пунктом 1 постановления утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» (далее Административный регламент, Регламент).

Согласно Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

В силу ФЗ, порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.

Такой порядок на территории города установлен постановлением администрации города «Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» (далее - Порядок разработки регламентов).

В соответствии с пунктом Порядка разработки регламентов к справочной информации относится следующая информация: место нахождения и графики работы органа, предоставляющего муниципальную услугу, его структурных подразделений, предоставляющих муниципальную услугу, государственных и муниципальных органов и организаций, обращение в которые необходимо для получения муниципальной услуги, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; справочные телефоны структурных подразделений органа, предоставляющего муниципальную услугу, организаций, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, в том числе номер телефона - автоинформатора (при наличии); адреса официального сайта, а также электронной почты и (или) формы обратной связи органа, предоставляющего муниципальную услугу, в сети «Интернет».

Справочная информация не приводится в тексте административного регламента и подлежит обязательному размещению на официальном сайте администрации города и органа, предоставляющего муниципальную услугу, в сети «Интернет», на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), о чём указывается в тексте административного регламента.

Вместе с тем, в пунктах Административного регламента указана информация о месте нахождения, справочных телефонах, графике работы, адресах электронной почты уполномоченного органа и его структурных подразделений, участвующих в предоставлении муниципальной услуги, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, обращение в которые необходимо для предоставления муниципальной услуги.

Исходя из пункта Порядка разработки регламентов перечень нормативны правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), подлежит обязательному размещению на официальном сайте администрации города в сети «Интернет» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги, не приводится в тексте административного регламента.

В подразделе административного регламента должно содержаться указание на соответствующее размещение перечня указанных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги.

Вместе с тем, пункт Административного регламента непосредственно содержит весь перечень нормативных актов, регулирующих предоставление муниципальной услуги.

ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг» ФЗ дополнена пунктом, в соответствии с которым органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением следующих случаев: а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления государственной или муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги; б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов; в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги; г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, государственного или муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной настоящего ФЗ, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной настоящего ФЗ, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства.

Вместе с тем, пункт Административного регламента до настоящего времени не приведен в соответствие с указанными положениями, в нем отсутствует указание на дополнительные ограничения по истребованию документов, которые ограничивают муниципальных служащих при предоставлении муниципальной услуги.

В соответствии с пунктом статьи Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, пункте Административного регламента не приведен в соответствие с указанными положениями и определяет, что основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что на указанном в заявлении земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный ЗК РФ, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих зданий, сооружений, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

Согласно ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Вместе с тем, в пункте Административного регламента определено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В связи с изменениями, внесенными в ФЗ, раздел V «Досудебный порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц и муниципальных служащих, обеспечивающих ее предоставление» Административного регламента вступил в противоречие с действующим законодательством в части отсутствия для заявителей возможности обжалования порядка предоставления муниципальных услуг в многофункциональных центрах, а также невозможности предоставления нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления.

В ФЗ перечислены случаи, при которых заявитель может обратиться с жалобой, к которым относятся: 1) нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, запроса, указанного в настоящего ФЗ; 2) нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном настоящего ФЗ; 3) требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги; 4) отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги, у заявителя; 5) отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном настоящего ФЗ; 6) затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 7) отказ органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, работника многофункционального центра, организаций, предусмотренных настоящего ФЗ, или их работников в исправлении допущенных ими опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном настоящего Федерального закона; 8) нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги; 9) приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном настоящего ФЗ; 10) требование у заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, либо в предоставлении государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящего ФЗ. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном настоящего ФЗ.

Вместе с тем пункт Регламента не содержит весь перечень оснований, при которых заявитель вправе подать жалобу.

В соответствии ФЗ жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр либо в соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) публично-правового образования, являющийся учредителем многофункционального центра (далее - учредитель многофункционального центра), а также в организации, предусмотренные настоящего ФЗ. Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу. Жалобы на решения и действия (бездействие) работника многофункционального центра подаются руководителю этого многофункционального центра. Жалобы на решения и действия (бездействие) многофункционального центра подаются учредителю многофункционального центра или должностному лицу, уполномоченному нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Жалобы на решения и действия (бездействие) работников организаций, предусмотренных настоящего ФЗ, подаются руководителям этих организаций.

Вместе с тем, в пунктах Административного регламента не определено, что заявитель вправе подать жалобу руководителю многофункционального центра, учредителю многофункционального центра, а также руководителям организаций, определённых ФЗ. Также положения п.п.5.2, 5.5 Регламента не содержат право заявителя обжаловать действия указанных лиц, и не определяют срок рассмотрения указанных жалоб.

На основании ФЗ в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части настоящей статьи, дается информация о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, многофункциональным центром либо организацией, предусмотренной настоящего ФЗ, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной или муниципальной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной или муниципальной услуги.

В ч. 8.2 указанной статьи определено, что в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю, указанном в части настоящей статьи, даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.

Вместе с тем, пункте Административного регламента не содержит указанных положений.

Прокурором города на указанное постановление принесён протест, который администрацией г. Пыть-Яха был рассмотрен и удовлетворен. Вместе с тем, до настоящего времени необходимые изменения в постановление администрации города Пыть-Яха «Об утверждении административного регламента предоставление муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» не внесены.

Оспариваемое постановление, являющееся нормативным правовым актом, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере земельных правоотношений - граждан, проживающих на территории муниципального образования городской округ город Пыть-Ях, круг которых не определен и может постоянно изменяться.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Удовлетворить административное исковое заявление прокурора г.Пыть-Яха ХМАО - Югры, в интересах неопределённого круга лиц, к МКУ администрации г. Пыть-Яха ХМАО - Югры о признании недействующим нормативного правового акта.

Признать недействующими, с момента вступления решения суда в законную силу, пунктах раздел V «Досудебный порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, обеспечивающих ее предоставление» Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или собственность на которые не разграничена, без проведения торгов», утверждённого постановлением администрации г.Пыть-Яха.

Сообщение о принятом решении о признании нормативного правового
акта недействующим в части в течение месяца подлежит опубликованию в
том же официальном печатном издании, в котором был опубликован
оспариваемый нормативный правовой акт.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ХМАО - Югры в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд.

Мотивированное решение составлено 16.10.2020.

Судья: подпись                                             

верно: судья                                                                                           Р.Н. Ступин

Секретарь:                                                                                Г.А. Аллахвердиева

Подлинник находится в Пыть-Яхском городском суде в деле № 2а-615/2020

«Решение не вступило в законную силу»

УИД № 86RS0012-01-2020-001013-61

2а-615/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
И.о прокурора г. Пыть-Ях
Ответчики
Администрация г. Пыть-Яха
Суд
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Ступин Р.Н.
Дело на странице суда
pth.hmao.sudrf.ru
27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2020Подготовка дела (собеседование)
06.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2020Судебное заседание
16.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее