Решение по делу № 33-1392/2024 от 29.02.2024

Дело №33-1392/2024                 Докладчик Денисова Е.В.

(I инстанция №2-4399/2023)                  Судья Веселова А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего         Денисовой Е.В.

судей                     Закатовой О.Ю., Удальцова А.В.

при секретаре                  Яблоковой О.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 2 апреля 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Владимирской области на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 21 декабря 2023 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора г.Владимира в интересах Куприянова Сергея Александровича удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Куприянова Сергея Александровича денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «Тикагрелор» (Брилинта) в размере 4788 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части - отказать.

Заслушав доклад судьи Денисовой Е.В., объяснения прокурора Потапкова Г.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Владимира, действуя в интересах Куприянова С.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, затраченных на самостоятельное приобретение лекарственного препарата «Тикагрелор» (Брилинта) в размере 4788 руб., компенсации морального вреда в размере 10000 руб. (л.д.5-8).

В обоснование иска указал, что Куприянов С.А., является инвалидом 3 группы, наблюдается в ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира» с диагнозом: ****. 17.05.2023 ему назначен прием лекарственного препарата «Тикагрелор» (Брилинта) 90 мг 1 таб. 2 раза в сутки до 10.05.2024. Потребность до конца 2023 года 6 упаковок. В целях обеспечения пациента необходимыми медикаментами 11.09.2023 врачом-терапевтом ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира» выписан льготный рецепт на лекарственный препарат «Тикагрелор» 90 мг №56 в количестве 1 упаковки. Однако указанный препарат выдан не был в связи с отсутствием в аптечной сети, в связи с чем Куприянов С.А. был вынужден приобрести медикаменты за собственные денежные средства, затратив 4788 руб. Лекарственным препаратом пациент обеспечен лишь 09.10.2023. В связи с несвоевременным обеспечением лекарственными средствами, затратой собственных средств на покупку необходимых лекарственных препаратов, Куприянов С.А. претерпевал физические и нравственные страдания, испытывал страх за свою жизнь и здоровье.

Помощник прокурора г.Владимира Загидулина А.С. в судебном заседании просила удовлетворить иск по указанным в нем основаниям.

Истец Куприянов С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д.57).

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Владимирской области - Баландина О.А. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.40-43). Указала, что приказом Минздрава Владимирской области от 07.08.2023 №7-н на руководителей медицинских организаций возложена обязанность обеспечить организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, на ГКУЗ ВО «Центр закупок» - обязанность по проведению ежедневного анализа выписанных и отпущенных рецептов в разрезе пациентов и медицинских организаций с целью недопущения отсроченного обслуживании рецептов пациентов и перераспределению медицинской продукции, имеющейся на складен, в аптечных организациях согласно установленному порядку перераспределения. В данном случае ГКУЗВО «Центр закупок» и ГБУЗВО «Центральная поликлиника г.Владимира», зная о потребности Куприянова С.А. в лекарственном препарате, не исполнили возложенные на них обязанности, установленные вышеуказанным приказом. Оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.

Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира» – Киселев Д.М. разрешение спора оставил разрешение спора на усмотрение суда, указав, что сводная заявка на 2023 года о потребности в лекарственном препарате направлялась в Минздрав Владимирской области 28.07.2022.

Судом постановлено указанное выше решение (л.д.109-111).

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области просит решение суда отменить, принять новое решение. Указывает, что в 2023 году Министерство организовало обеспечение Куприянова С.А. лекарственным препаратом «Тикагрелор», а несвоевременное обеспечение лекарственным препаратом связано с ненадлежащим исполнением ГКУЗВО «Центр закупок» и ГБУЗВО «Центральная поликлиника г.Владимира» своих обязанностей, установленных приказом Минздрава Владимирской области от 07.08.2023 №7-н. Также ссылается на отсутствие доказательств причинно-следственной связи физических и нравственных страданий Куприянова С.А. с действиями (бездействием) Министерства, в связи с чем полагает об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда (л.д.115-118).

В заседание суда апелляционной инстанции истец Куприянов С.А., ответчик Министерство здравоохранения Владимирской области, третье лицо ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира» (извещены телефонограммой, посредством направления судебных извещений факсимильной связью, заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении, л.д.133-137) не явились (представителей не направили), сведений об уважительности неявки не сообщили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ без участия указанных лиц.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (п.1, 5 ст. 4).

Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ (п.5 ч.1).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»). Указанный принцип в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством случаях.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлено право на бесплатное получение всех лекарственных средств льготной категории граждан.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст.6.1 которого определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, к числу таких граждан отнесены инвалиды.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается следующая социальная услуга: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 №2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Данной программой, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V названной программы указано, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляются: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержатся и в Программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утв. постановлением администрации Владимирской области от 29.12.2020 №951.

Согласно ч.3 ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; 2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании ст.ст.15,1064 ГК РФ как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

В п.1 ст.1064 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за причинение вреда, согласно которым вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст.1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик, а потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда в результате действий (бездействия) ответчика, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно, если доказаны в совокупности следующие условия: противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между такими действиями и возникшими убытками, наличие понесенных убытков и их размер.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Куприянов С.А., **** года рождения, является инвалидом 3 группы (л.д.11), страдает ****

Согласно выпискам из амбулаторной карты Куприянова С.А. из ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира» от 12.04.2023, 09.06.2023, 19.06.2023, 18.07.2023, 11.09.2023, 18.09.2023, 19.10.2023, 05.12.2023, а также выписке из истории болезни Куприянова С.А. из ГБУЗ ВО «ГБ №4 г. Владимира» от 17.05.2023, ему рекомендован прием лекарственного препарата «Тикагрелор» (Брилинта) по 90 мг по 1т. х 2 раза в день в течение года до 10.05.2024 (л.д.10,81,84,89,91,93,95,100,103).

Указанный лекарственный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (приложение N 1), утв. распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р.

Потребность пациентов ГБУЗ ВО «Городская поликлиника №1 г.Владимира» (в настоящее время ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника г.Владимира») в обеспечении лекарственным препаратом «Тикагрелор» на 2023 год учтена в заявке на лекарственные препараты для централизованной закупки за счет средств федерального бюджета на 2023 год (л.д.62,68).

Куприянову С.А. были выписаны льготные рецепты на препарат «Тикагрелор» (Брилинта) 90 мг №56 (л.д.90,92,94,99): - 19.06.2023 рецепт 1723 10028699; - 18.07.2023 рецепт 1723 10033461; - 11.09.2023 рецепт 1723 10042189; - 19.10.2023 рецепт 1723 1021311.

    По сведения ООО «Медилон-Фармимэкс» (л.д.26-30):

- по рецепту 1723 10028699 от 19.06.2023 лекарственный препарат Брилинта 90 мг №56 отпущен 03.07.2023 (1 упаковка);

- по рецепту 1723 10033461 от 18.07.2023 лекарственный препарат Брилинта 90 мг №56 отпущен 18.07.2023 (2 упаковки);

- по рецепту 1723 10042189 от 11.09.2023 лекарственный препарат Брилинта 90 мг №56 отпущен 09.10.2023 (1 упаковка);

- по рецепту 1723 10028699 от 19.10.2023 лекарственный препарат Брилинта 90 мг №56 отпущен 20.10.2023 (1 упаковка).

Согласно рекомендации Куприянову С.А. необходимо принимать указанный лекарственный препарат по 1 таблетке 2 раза в день. Продолжительность приема одной упаковки Брилинта 90 мг №56 составляет 28 дней. Соответственно, по рецепту от 18.07.2023, срок обеспечения Куприянова С.А. выписанным медикаментом составлял по 24.09.2023, а по следующему рецепту от 11.09.2023 медикамент был отпущен только 09.10.2023 (л.д.41).

Таким образом, Куприянов С.А. не был своевременно обеспечен лекарственным препаратом, в связи с чем для продолжения лечения он был вынужден 22.09.2023 приобрести его за счет собственных денежных средств, что подтверждается кассовым чеком ООО «Сеть социальных аптек Столички» от 22.09.2023 на сумму 4788 руб. (л.д.12).

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории Владимирской области, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области».

В п.1, п.4 ст.57 Закона Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области» установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012 №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.

Согласно п.1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.94 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением, утв. Указом Губернатора Владимирской области от 05.12.2022 №242 (действовавшем до 28.12.2023) Министерство здравоохранения Владимирской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Владимирской области (п.1.1). К полномочиям и функциям Министерства относится, в том числе, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству (п.2.4); организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (п.2.11); осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением нормативных правовых актов Владимирской области в сфере здравоохранения (п.3.7); осуществление ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Владимирской области за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении подведомственных Министерству заказчиков (п.3.9).

    Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ненадлежащее обеспечение Куприянова С.А. лекарственным препаратом повлекло причинение ему убытков в виде расходов на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов. Учитывая, что Куприянов С.А. имел право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, однако своевременно не был обеспечен им по вине Министерства здравоохранения Владимирской области, которое надлежащим образом не организовало обеспечение пациента лекарственным препаратом и его распределение в установленном законом порядке после приобретения, с Министерства здравоохранения Владимирской области в пользу Куприянова С.А. взысканы убытки, вызванные приобретением лекарственного препарата, в размере 4778 руб.

Компенсация расходов, понесенных гражданином, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, в случае приобретения им таких средств за свой счет, не предусмотрена законом только в случае надлежащего исполнения своих обязательств уполномоченным органом по бесплатному обеспечению лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение такого вида социальной помощи. В данном случае в результате неправомерных действий Министерства здравоохранения Владимирской области Куприятнов С.А. был лишен возможности использовать предоставленное ему законодательством право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, вследствие чего был вынужден приобрести его за счет собственных средств, тем самым ему был причинен материальный ущерб, подлежащий возмещению в соответствии с положениями ст.ст.15,1064 ГК РФ.

Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в п.4 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23.08.2021 №16-КГ21-16-К4.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на ненадлежащее исполнение своих обязанностей ГКУЗВО «Центр закупок» и ГБУЗВО «Центральная поликлиника г.Владимира», установленных приказом Минздрава Владимирской области от 07.08.2023 № 7-н, не могут быть приняты во внимание, поскольку именно на Министерстве здравоохранения Владимирской области лежит обязанность по осуществлению надлежащего контроля за выполнением медицинскими организациями и ГКУЗ ВО «Центр закупок» своих полномочий в сфере обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратам, осуществление надзора и контроль за соблюдением и исполнением указанными организациями нормативных правовых актов Владимирской области в сфере здравоохранения.

    Возложение п.п.2.2,3.2.7,3.2.8 Приказа Минздрава Владимирской области №7-н от 07.08.2023 на медицинские организации обязанности по организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, а на ГКУЗ ВО «Центр закупок» - обязанности по проведению анализа выписанных и отпущенных рецептов, перераспределению медицинской продукции, не отменяет обязанности самого Министерства здравоохранения Владимирской области по обеспечению населения за счет бюджета Владимирской области бесплатными лекарственными препаратами, возложенной на него Положением о Министерстве здравоохранения Владимирской области.

Таким образом, затраченные Куприяновым С.А. денежные средства на приобретение лекарственного препарата подлежат возмещению Министерством здравоохранения Владимирской области.

Согласно положениям ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, право на охрану здоровья и медицинскую помощь) либо нарушающими имущественные права гражданина (п.1). Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное (п.12). Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (п.18). Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности (п.37).

Принимая во внимание установленный факт ненадлежащего исполнения Министерством здравоохранения Владимирской области обязанности по организации обеспечения Куприянова С.А. необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом, в результате чего своевременно не были созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом комфортные условия существования, учитывая, что в результате такого бездействия жизнь и здоровье пациента были поставлены в опасность, что, безусловно, причинило Куприянову С.А. нравственные страдания, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с компенсации морального вреда в размере 5000 руб., отвечающем требованиям разумности, справедливости и соразмерности.

Основания для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют. Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.3 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в соответствии с ч.4 ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

            

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Владимирской области - без удовлетворения.

Председательствующий                    Е.В. Денисова

Судьи                                О.Ю. Закатова

            А.В. Удальцов

****

33-1392/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Куприянов Сергей Александрович
Прокурор г. Владимира
Ответчики
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ГБУЗ ВО Центральная поликлиника г. Владимира
Суд
Владимирский областной суд
Судья
Денисова Екатерина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.wld.sudrf.ru
01.03.2024Передача дела судье
02.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024Передано в экспедицию
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее