УИД: 11RS0001-01-2021-012801-54
г. Сыктывкар Дело № 2-7156/2021 (№ 33-6525/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Батовой Л.А., Жуковской С.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 22 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2021 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми об отказе в присвоении Павловой Л.Э. звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить Павловой Л.Э. звание «Ветеран труда».
Исковые требования к ГБУ РК "ЦСЗН г. Сыктывкара» о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и обязании присвоить звание «Ветеран труда» оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Батовой Л.А., объяснения истца Павловой Л.Э., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлова О.Г. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», обязании присвоить звание «Ветеран труда».
Определением суда от 06.08.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Несмотря на то, что награждение знаками отличия в труде от имени Министерства может быть основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», Благодарность руководителя Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которой награждена истец, как знак отличия в труде в указанный Перечень не входит.
Истец в суде апелляционной инстанции не согласилась с доводами апелляционной жалобы, просила решение оставить без изменения.
Иные стороны в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Павлова О.Г. проходит службу в Филиале ФГБУ Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды «Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми» с 12.02.2001 по настоящее время.
Приказом Росгидромета от 20.03.2015 № 75-лс Павловой О.Г. объявлена Благодарность.
29.04.2021 через многофункциональный центр истец обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» и выдаче соответствующего удостоверения, в связи с наличием указанной благодарности.
На дату обращения трудовой стаж истца составлял более 20 лет.
Уведомлением от 20.05.2021 ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» сообщило Павловой Л.Э., что приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 18.05.2021 № 655 ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 11 Положения, по причине предоставления документов, которые не подтверждают право на присвоение звания «Ветеран труда».
Разрешая требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 30.06.2016, то есть на дату изменения правового регулирования в области присвоения звания «Ветеран труда» истец была награждена ведомственной наградой, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда», на дату обращения с заявлением имела предусмотренный законом стаж работы, пришел к выводу, что отказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в присвоении истцу звания «Ветеран труда» является незаконным, в связи с чем возложил на него обязанность присвоить Павловой О.Г. звание «Ветеран труда».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на правильном применении норм материального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Аналогичное условие приведено в подпункте 3 пункта 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302, что звание «Ветеран труда» присваивается также награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Для лиц, указанных в подпункте 3 пункта 3 Положения, основанием для присвоения звания «Ветеран труда» являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде по перечню ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», согласно приложению № 2 к настоящему Положению (пункт 7(1) Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302).
Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке по перечню ведомственных знаков отличия в труде, согласно приложению № 2 к настоящему Положению.
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30 сентября 2011 года Приложение № 2 к Положению в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.
Постановлением Правительства Республики Коми от 17 мая 2013 года № 159 внесены изменения в пункт 5 Приложения № 2 «Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми». В качестве ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», указаны иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, иные ведомственные знаки отличия в труде, за исключением указанных в Перечне, подлежат учету при присвоении звания «Ветеран труда» при условии, если решение о награждении принято от имени федеральных органов государственной власти и в связи с профессиональной деятельностью.
Отнесение наград к ведомственным знакам отличия осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств.
Из материалов дела следует, что за многолетний добросовестный труд в системе гидрометеослужбы и в связи с Днем работников гидрометеорологической службы на основании Приказа Росгидромета от 20.03.2015 № 75-лс истцу объявлена Благодарность.
Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда» приведен в Приложении № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми (в редакции на 30.06.2016).
Пунктом 5 Перечня предусмотрены иные медали, почетные звания, нагрудные знаки, знаки, значки, почетные грамоты, благодарности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации, органов государственной власти СССР, судов и органов прокуратуры СССР, решение о награждении которыми принято в установленном порядке уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности (пункт 6.8 Положения).
Таким образом, Благодарность Росгидромета как федерального органа исполнительной власти, награждение которой произошло до 30.06.2016, т.е. до введения нового правового регулирования, является знаком отличия в труде, дающим в Республике Коми право на присвоение звания «Ветеран труда».
Учитывая, что Павлова Л.Э. имеет необходимый трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, то награждение работника от имени данного органа указанной Благодарностью, отнесенной к ведомственной награде, является основанием для присвоения истцу звания «Ветеран труда» на территории Республики Коми.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Росгидромет находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и поэтому награждение для присвоения звания «Ветеран труда» должно производится от имени Министерства подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Росгидомет и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации являются самостоятельными федеральными органами исполнительной власти, поэтому обстоятельства их подчиненности не имеют правового значения для данного дела.
Доводы жалобы в части взыскания в пользу истца уплаченной государственной пошлины, основанные на подпункте 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ, подлежат отклонению.
В силу названной нормы Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.
Вместе с тем ни гражданско-процессуальное, ни налоговое или иное законодательство не освобождают указанные органы от возмещения уплаченной государственной пошлины стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Иных правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 22.11.2021.
Председательствующий
Судьи