Решение по делу № 33-137/2021 от 11.01.2021

Судья Симонов В.Ю.                              № 2-2-187/2020

Докладчик Ганченкова В.А.                                          Дело № 33-137/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего Лесновой И.С.,

судей Ганченковой В.А., Штанова С.В.,

при секретаре Мирской Н.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 февраля 2021 г. в           г. Саранске гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» к Постникову А.А., Постниковой Л.В., Постникову Н.А. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, встречному иску Постникова А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не оказанными, возложении обязанности заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами по апелляционной жалобе Постникова А.А., Постниковой Л.В., Постникова Н.А. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от         20 октября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

общество с ограниченной ответственностью «РЕМОНДИС Саранск» (далее – ООО «РЕМОНДИС Саранск») обратилось в суд с иском к Постникову А.А., Постниковой Л.В., Постникову Н.А. о взыскании в солидарном порядке задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В обоснование требований указано, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» наделено статусом регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия до              31 декабря 2027 г. На территории с. Ельники обязательства регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» осуществляет с 1 мая 2018 г.

В целях заключения публичного договора, в том числе для обеспечения возможности потребителей заключить договор путём совершения конклюдентных действий, региональный оператор 4 апреля 2018 г. разместил публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте (www.remondis-saransk.ru).

ООО «РЕМОНДИС Саранск» услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывает всем без исключения гражданам, проживающим на территории Ельниковского муниципального района. В процессе жизнедеятельности граждан образуются твёрдые коммунальные (бытовые) отходы, граждане фактически пользуются либо имеют реальную возможность пользоваться этими услугами, то есть между сторонами фактически возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг. Следовательно, с 1 мая 2018 г. ответчики, зарегистрированные по адресу: <адрес>, являются потребителями услуг, оказываемых региональным оператором.

Региональный оператор добросовестно выполнял все существенные условия договора публичной оферты, а именно, осуществлял сбор и транспортирование твёрдых коммунальных отходов, а также выставлял ответчикам счета на оплату услуг. Однако стороной ответчиков не выполняется обязанность по оплате предоставленной коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Сумма задолженности ответчиков за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. составляет 3611 рублей 85 копеек.

В уточнение заявленных требований просило суд взыскать в солидарном порядке с Постникова А.А., Постниковой Л.В., Постникова Н.А. в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. в сумме 3611 рублей 85 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины.

Постников А.А. обратился в суд со встречным иском к ООО «РЕМОНДИС Саранск» о признании коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. не оказанными и возложении на регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» обязанности заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В обоснование встречных требований указано, что <адрес> не входит в зону деятельности регионального оператора, поскольку она не включена в территориальную схему обращения с твёрдыми коммунальными отходами, места накопления твёрдых коммунальных отходов (контейнерные площадки) отсутствуют, а законодательством запрещено складирование твёрдых коммунальных отходов вне мест их накопления.

Фактически услуга по вывозу твёрдых коммунальных отходов применительно к <адрес> ООО «РЕМОНДИС Саранск» не оказывается, следовательно не подлежит оплате, так как оплате подлежит реально оказанная услуга, а не возможность её оказания, выставление счетов за не оказанную услугу является нарушением требований закона.

Договорные отношения между ним и ООО «РЕМОНДИС Саранск» отсутствуют. Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проект такого договора в его адрес региональным оператором не направлялись и направление в его адрес извещения и квитанции на оплату услуг незаконно.

Просил суд признать коммунальные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. не оказанными и возложить на региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» обязанность заключить с Постниковым А.А. договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2020 г. иск ООО «РЕМОНДИС Саранск» удовлетворён.

С Постникова А.А., Постниковой Л.В., Постникова Н.А. в солидарном порядке в пользу ООО «РЕМОНДИС Саранск» взыскана задолженность за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с       1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. в сумме 3611 рублей 85 копеек и судебные расходы по уплате госпошлины в размере 400 рублей.

Встречный иск Постникова А.А. оставлен без удовлетворения.

В апелляционной жалобе Постников А.А., Постникова Л.В.,    Постников Н.А. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в иске ООО «РЕМОНДИС Саранск» отказать. В обоснование жалобы приводят доводы в целом аналогичные доводам встречного иска.

Указывают, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не исполнило возложенную на него законом обязанность по заключению с ними, как с потребителями, договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и в отсутствие такого договора незаконно направляло извещения и квитанции на оплату якобы оказанных услуг, которыми они не могли воспользоваться. <адрес> не входила в территориальную схему обращения с отходами. Согласно территориальной схеме обращения с отходами для Ельниковского сельского поселения Ельниковского района Республики Мордовия в качестве мест накопления отходов в спорный период было определено 32 контейнерных площадки, однако <адрес> с домом <№> в территориальной схеме отсутствовала. То есть в соответствии с данной схемой по всей улице отсутствовали места накопления отходов (мусорные контейнеры, контейнерные площадки). По факту жителям названной улицы выносить мусор было некуда. В решении суда факт отсутствия на <адрес> механизированной уборки твёрдых коммунальных отходов не отражён.

Считают, что содержание представленных ООО «РЕМОНДИС Саранск» письменных доказательств (договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, счета-фактуры, платёжные поручения по оплате услуг по сбору и транспортированию отходов) не позволяет установить в какой период, из каких мест накопления вывозились твёрдые коммунальные отходы и вывозились ли они вообще. В сводной выписке из маршрутного журнала не указано, каким видом транспорта осуществлялся сбор отходов, их государственные регистрационные номера. Полагают, что в отношении <адрес> ООО «РЕМОНДИС Саранск» не принимало на себя обязательств по сбору твёрдых коммунальных отходов и, следовательно, их вывоз не осуществляло.

Кроме того суд руководствовался пунктом 6 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами в редакции, не действующей на день возникновения спорных правоотношений.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Ефремова Е.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание Постников А.А., Постникова Л.В.,                    Постников Н.А., представитель администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представитель ООО «РЕМОНДИС Саранск» Ефремова Е.В. относительно доводов апелляционной жалобы возразила.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно неё в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Постников А.А., Постникова Л.В. и Постников Н.А. с <дата> зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 64, 65, 162, 163, 164).

В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - здание по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 88).

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции Постников А.А. принадлежность ему указанного жилого дома не оспаривал.

18 апреля 2019 г. произошло возгорание названного жилого дома, в результате которого огнём уничтожена кровля дома, внутренняя отделка дома (стены, потолки, двери, окна, полы), кирпичная кладка обрушена по всему периметру дома, уничтожено имущество (т. 1, л.д. 53).

Однако, в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривается апеллянтами, что Постников А.А., Постникова Л.В. и Постников Н.А. в спорный период времени с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. фактически проживали в названном жилом доме после пожара, производили его ремонт (строительство) и пользовались жилищно-коммунальными услугами по данному адресу (газ, электроэнергия). В связи с незавершением строительства получить акт ввода в эксплуатацию не представляется возможным (т. 1, л.д. 159-160, 237-239).

В соответствии с Уставом ООО «РЕМОНДИС Саранск» является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: приём, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг; строительство и эксплуатация объектов размещения отходов и мусоросжигательных установок; производство материалов из вторичного сырья, оптовая и розничная торговля оборудованием, сдача его в аренду, установка оборудования и его техническое обслуживание (т. 1, л.д. 5-7).

Основным видом деятельности ООО «РЕМОНДИС Саранск» является сбор отходов, дополнительными видами деятельности являются, в том числе: обработка и утилизация отходов; обработка и утилизация лома стекла; обработка отходов бумаги и картона; обработка отходов и лома пластмасс; обработка отходов резины; обработка отходов текстильных материалов; обработка прочего вторичного неметаллического сырья (т. 1, л.д. 11-14).

Из условий соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия № 72/47 от 11 августа 2017 г. следует, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия поручило, а ООО «РЕМОНДИС Саранск» приняло на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим соглашением, на территории Республики Мордовия. Статус регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами присвоен региональному оператору ООО «РЕМОНДИС Саранск» на период с момента подписания настоящего соглашения до 31 декабря 2027 г. (т. 1, л.д. 15-18).

В силу пункта 7.2.2 дополнительного соглашения № 1 к соглашению об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами № 72/47 от 11 августа 2017 г. региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объёме на территории Ельниковского района Республики Мордовия с 1 мая 2018 г. (т. 1, л.д. 19).

4 апреля 2018 г. в газете «Известия Мордовии» и на своём официальном сайте региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» разместило публичную оферту (договор) на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для физических лиц – собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных жилых домах в частном секторе Республики Мордовия (т. 1, л.д. 20).

Опубликованный договор содержит все необходимые для данного вида договора существенные условия. В договоре изложены: предмет договора (оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение; потребитель обязуется оплачивать услуги по цене, определённой в пределах утвержденного тарифа (пункт 2.1), права и обязанности сторон (пункт 5.1), срок начала оказания услуг (пункт 2.5), порядок фиксации нарушений (пункт 7), ответственность сторон (пункт 8), сроки и порядок оплаты услуг по договору (пункт 3).

В силу пункта 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) потребители предоставляемой услуги уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пунктом 1 статьи 433, пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счёт регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твёрдыми коммунальными услугами также возможно путём подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.

Датой начала оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами для физических лиц Ельниковского района установлено 1 мая 2018 г. (пункт 2.5 договора).

Прямой договор оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и Постниковым А.А., Постниковой Л.В., Постниковым Н.А. заключён не был.

Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. № 23 и от 17 декабря 2018 г. № 218 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами ООО «РЕМОНДИС Саранск» на 2018 -2019 годы для населения (с учётом НДС) с 1 апреля по 30 июня 2018 г. включительно 546 рублей 23 копейки, с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно 546 рублей 48 копеек, с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно 501 рубль 85 копеек, с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно 492 рубля 42 копейки, с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно 474 рубля 53 копейки.

Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2017 г. № 225 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия» утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Республики Мордовия. Среднегодовой норматив накопления твёрдых коммунальных отходов на 1 одного проживающего в индивидуальном жилом доме составляет 2,2 куб.м (2,2 куб.м : 12 мес. = 0,183333 куб.м на 1 проживающего в месяц).

За период с 1 мая 2018 г. по 31 мая 2019 г. на основании утверждённых тарифов и норматива накопления твёрдых коммунальных отходов жильцам жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> из расчёта 3 человек, за услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами начислено            3611 рублей 85 копеек, в том числе за май 2018 года – 299 рублей 88 копеек, июнь 2018 года – 299 рублей 88 копеек, июль 2018 года – 300 рублей               02 копейки, август 2018 года – 275 рублей 52 копейки, сентябрь 2018 года – 275 рублей 52 копейки, октябрь 2018 года – 275 рублей 52 копейки, ноябрь 2018 года – 275 рублей 52 копейки, декабрь 2018 года – 275 рублей                      52 копейки, январь 2019 года - 270 рублей 83 копейки, февраль 2019 года – 270 рублей 83 копейки, март 2019 года – 270 рублей 83 копейки, апрель             2019 года – 260 рублей 99 копеек, май 2019 года – 260 рублей 99 копеек (т. 1, л.д. 3, 34-37).

Ответчики по первоначальному иску факт неоплаты ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за указанный период не оспаривали, однако считают, что производимые ООО «РЕМОНДИС Саранск» начисления незаконны, поскольку между ними и ООО «РЕМОНДИС Саранск» нет договорных отношений, услугой по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставляемой названным обществом они фактически не пользуются, улица, по которой они проживают не оборудована специальными площадками для установки контейнеров, сами контейнеры для сбора мусора отсутствуют.

В подтверждение факта оказания ответчикам по первоначальному иску услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» в материалы дела представлен договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 6 марта 2018 г., заключённый между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ООО «Экология Региона» (в настоящее время – ООО «РЕМОНДИС Логистик»), согласно которому региональный оператор поручил, а исполнитель ООО «РЕМОНДИС Логистик» принял на себя обязательство оказывать услуги по сбору твёрдых коммунальных отходов в границах территории оказания услуг, в том числе Ельниковский муниципальный район Республики Мордовия и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами Республики Мордовия, утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия от 12 октября 2016 г. № 16/129 (т. 1,         л.д. 172-177).

Согласно счетов-фактур и платёжных поручений, датированных за период с мая 2018 года по декабрь 2019 года ООО «РЕМОНДИС Саранск» оплачены ООО «РЕМОНДИС Логистик» услуги по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов по договору от 6 марта 2018 г. (т. 1, л.д. 178-210).

Из копии маршрутного графика на механизированную уборку твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» (маршрут № 10, марка мусоровоза камаз), утверждённого 29 ноября 2018 г. следует, что на территориях Ельниковского и Стародевиченского сельских поселений Ельниковского района установлено 92 контейнера, из них 83 в с. Ельники, график вывоза ежедневно (т. 1, л.д. 219-224).

Из копии маршрутного графика на механизированную уборку твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» (маршрут № 10, марка мусоровоза камаз), утверждённого 30 сентября 2019 г. следует, что на территориях Ельниковского, Стародевиченского, Акчеевского сельских поселений Ельниковского района установлено 139 контейнеров, из них 110 в с. Ельники, график вывоза – ежедневно (т. 1, л.д. 211-218).

Согласно сводной выписке из маршрутного журнала ООО «РЕМОНДИС Логистик» по Ельниковскому сельскому поселению Республики Мордовия за период с 1 мая 2018 г. по 30 июня 2019 г. ООО «РЕМОНДИС Логистик» ежедневно собирались и вывозились отходы из мест их накопления в             с. Ельники (т. 2. л.д. 1-256).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу, что исковые требования ООО «РЕМОНДИС Саранск» подлежат удовлетворению, поскольку ответчики акцептировали своё согласие с опубликованным в газете договором, с заявлением о заключении письменного договора на иных условиях, чем предусмотрено в оферте, к региональному оператору не обращались, следовательно, должны добросовестно выполнять свою обязанность по оплате услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Проверив расчёт ООО «РЕМОНДИС Саранск», суд признал его правильным, а размер задолженности ответчиков равным 3611 рублям         85 копейкам, подлежащим взысканию с них в солидарном порядке.

Рассматривая встречные требования Постникова А.А., суд не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, поскольку достоверные доказательства того, что истец по встречному иску не пользовался услугой по вывозу твёрдых коммунальных отходов, отсутствуют, а правоотношения между сторонами считаются договорными. Более того, Постников А.А. к региональному оператору с требованием заключить с ним письменный договор на условиях, отличных от типовых, письменно не обращался, необходимые для этого документы в полном объёме не представлял, протокол разногласий, установленный статьёй 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не составлялся.

Кроме того ответчиками не представлены доказательства, подтверждающие самостоятельную утилизацию твёрдых коммунальных отходов, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности их семьи, в том числе данных о заключении ими договоров на утилизацию твёрдых коммунальных отходов с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к ответчику по встречному иску о перерасчёте указанных в платежных документах сумм задолженностей, в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившегося в осуществлении сбора, транспортирования твёрдых коммунальных отходов в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Данные выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьёй 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу части 9 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. № 232 Правила дополнены разделом XV(1), который регулирует вопросы предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Правил № 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий (пункт 148 (1) Правил № 354).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2)).

Согласно пункту 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путём совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическим потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключённый путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключённым потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 пункта 30 Правил № 354).

То есть, совершение потребителем действий по фактическому потреблению коммунальных услуг свидетельствует о заключении между сторонами вышеназванного договора.

В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Таким образом, по смыслу изложенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации твёрдых коммунальных отходов.

Отношения в сфере оказания услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление № 1156 об утверждении Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливающих порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляются с учётом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Определяя правовые основы обращения с отходами производства и потребления, Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведённого Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы в объёме и в местах, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г.        № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»)

В силу пункта 6 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (действовавшего до 2 октября 2018 г.) региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора обязан направить всем потребителям по адресу многоквартирного дома или жилого дома, адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и проект такого договора.

В силу пункта 7 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, в случае если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твёрдых коммунальных отходов применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признаётся договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Офертой признаётся адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом договор признаётся заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, её акцепта (пункт 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовётся, признается офертой (публичная оферта).

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Жилищного кодекса Российской Федерации самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Из изложенного выше следует, что в силу закона потребители – собственники жилых домов обязаны заключить договор с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.

Следовательно, между ООО «РЕМОНДИС Саранск» и ответчиками по первоначальному иску Постниковым А.А., Постниковой Л.В. и Постниковым Н.А. сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми последние обязаны надлежащим образом исполнять обязанность, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и оснований для освобождения их от обязанности оплаты услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по вывозу твёрдых коммунальных отходов нет.

При этом судебная коллегия находит, что само по себе отсутствие заключённого письменного договора с региональным оператором ООО «РЕМОНДИС Саранск» не освобождает потребителей Постниковых от оплаты оказанных услуг, которые подлежат оплате с даты начала оказания услуг региональным оператором, а именно с 1 мая 2018 г., в соответствии с указанным выше соглашением. В свою очередь ответственность за не заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с даты начала оказания услуг региональным оператором возложена на потребителя.

Нарушений условий договора со стороны ООО «РЕМОНДИС Саранск» не установлено. Услугу по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов ООО «РЕМОНДИС Саранск» оказывает своевременно и надлежаще, в соответствии с графиком на механизированную уборку твёрдых коммунальных отходов из контейнеров, установленных в с. Ельники.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют и ответчиками по первоначальному иску не представлены доказательства самостоятельного вывоза или утилизации бытовых отходов, заключения соответствующих договоров с иными лицами, а также неиспользования установленных мусорных контейнеров на территории села.

Поскольку самостоятельная утилизация твёрдых коммунальных отходов недопустима, обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями, а факт оказания ООО «РЕМОНДИС Саранск» услуги по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов юридическим и физическим лицам, в том числе по <адрес>, подтверждается маршрутными графиками на механизированную уборку твёрдых коммунальных отходов (маршрут № 10), согласованными Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, то предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключением договора путём совершения конклюдентных действий.

В этой связи доводы апелляционной жалобы Постниковых о том, что услугами регионального оператора они не пользуются, являются несостоятельными и отклоняются судебной коллегией.

Несостоятельны и доводы апелляционной жалобы о не заключении между сторонами договора ввиду того, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не исполнило возложенную на него обязанность по заключению с ними договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и в отсутствие такого договора незаконно направляло извещения и квитанции на оплату.

Заключение договора в письменной форме путём подписания одного документа или обмена документами напрямую зависит от воли самих потребителей Постниковых. Отсутствие договора в письменной форме при совершении последними конклюдентных действий по принятию услуг, не освобождает их от обязательств по оплате таких услуг.

Вопреки доводам апелляционной жалобы к правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключённым вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.

Вывод суда первой инстанции о наличии акцепта Постниковыми публичной оферты путём потребления ими заявленных услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» по обращению с твёрдыми коммунальными отходами основан на собранных по делу доказательствах, которые оценены судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что предусмотрено положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие подателей апелляционной жалобы с названным выводом и переоценка ими фактических обстоятельств дела не означает наличие судебной ошибки.

Более того, доказательств того, что Постниковы обращались к ООО «РЕМОНДИС Саранск» с просьбой заключить письменный договор для оплаты коммунальной услуги по выводу твёрдых коммунальных отходов, не представлено, как и доказательств уклонения регионального оператора от оформления с ними договорных отношений в письменной форме.

Подлежат отклонению и доводы апелляционной жалобы, что суд применил не подлежащие применению нормы права, содержащиеся в пункте 6 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами в редакции, не действующей на день возникновения спорных правоотношений, поскольку указанное не опровергает правильных по существу выводов суда о заключении между сторонами оспариваемого договора.

В соответствии с действующим законодательством складирование, сжигание и захоронение, хранение отходов в местах, специально не предназначенных для этих целей, а также передача твёрдых коммунальных отходов лицам, не являющимися региональным оператором запрещена. За совершение данных действий виновное лицо может быть привлечено к установленной законодательством ответственности. Согласно законодательству, единственный законный способ обращения с твёрдыми коммунальными отходами является передача своих твёрдых коммунальных отходов региональному оператору.

Доказательств обратного, то есть неоказания региональным оператором услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами авторами апелляционной жалобы суду не предоставлено, вследствие чего, можно считать, что услугой по обращению с твёрдыми коммунальными услугами предоставляемой региональным оператором, апеллянты пользовались в полном объёме.

В вышеприведённой статье 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прямо закреплена императивная обязанность потребителей по заключению указанных договоров именно с тем региональным оператором, в зоне деятельности которого такие твёрдые коммунальные отходы образуются и находятся места их накопления.

Оборот твёрдых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, а не по усмотрению потребителя.

Постниковы проживают в жилом помещении, расположенном на земельном участке, в процессе их жизнедеятельности образуются твёрдые коммунальные отходы. Ответчиками в рамках данного дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию твёрдых коммунальных отходов с соблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что они не пользуются услугой по вывозу твёрдых коммунальных отходов, предоставляемой ООО «РЕМОНДИС Саранск», представлено не было.

Следовательно, доводы авторов апелляционной жалобы о том, что они фактически не пользовались услугой, подлежат отклонению. Как подлежат отклонению и доводы апеллянтов, что содержание представленных ООО «РЕМОНДИС Саранск» письменных доказательств не позволяет установить в какой период, из каких мест накопления вывозились твёрдые коммунальные отходы и вывозились ли они вообще.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться только посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.

Поскольку ООО «РЕМОНДИС Саранск» является единственной организацией, оказывающей услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами населению на территории с. Ельники, то доводы апелляционной жалобы, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» в рамках заключённого с ООО «Экология Региона» договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 6 марта 2018 г. не принимало на себя обязательств по сбору твёрдых коммунальных отходов по <адрес> и их вывоз не осуществляло, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, как основание для признания коммунальных услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Постниковым не оказанными.

Кроме того, из содержания пункта 7 Правил предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. № 155 следует, что документом, свидетельствующим о заключении договора по предоставлению услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов, может являться квитанция.

Квитанции на оплату услуг ООО «РЕМОНДИС Саранск» Постниковы получают, но не оплачивают.

Указание апеллянтов на то, что <адрес> не входила в территориальную схему обращения с отходами несостоятельно, поскольку в силу пункта 2.1 соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия от 11 августа 2017 г., с учётом дополнительного соглашения № 1 от 29 декабря 2017 г. в зону деятельности регионального оператора ООО «РЕМОНДИС Саранск» входит вся территория Ельниковского муниципального района Республики Мордовия.

По сути, несогласие авторов апелляционной жалобы с заключением договора на обращение с бытовыми отходами обусловлено не обстоятельствами вступления их в гражданский оборот по названному обращению, а не согласием с качеством предоставляемых населению коммунальных услуг по сбору и вывозу твёрдых коммунальных отходов.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «РЕМОНДИС Саранск» не были организованы надлежащим образом места сбора мусора для жителей <адрес> и названная улица не входила в территориальную схему обращения с отходами, не могут являться основанием к отмене решения суда, поскольку региональный оператор ООО «РЕМОНДИС Саранск» полномочиями по определению мест (площадок) для сбора твёрдых коммунальных отходов не наделён.

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г.     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления. Поэтому отсутствие надлежащей организации мест вывоза твёрдых коммунальных отходов в спорный период не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее о ненадлежащем оказании услуг со стороны регионального оператора.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, фактически они выражают несогласие апеллянта с выводами суда, однако по существу их не опровергают, в связи с этим, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судебного решения.

При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Неверного либо ошибочного толкования, либо применения норм права, регулирующих возникшие правоотношения, судом первой инстанции не допущено. Следовательно, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену или изменение решения суда.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Постникова А.А., Постниковой Л.В., Постникова Н.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                        И.С. Леснова

Судьи                                    В.А. Ганченкова

С.В. Штанов

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 февраля 2021 г.

Судья Верховного Суда

Республики Мордовия                        В.А. Ганченкова

33-137/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью РЕМОНДИС Саранск
Ответчики
Постников Александр Александрович
Постников Николай Александрович
Постникова Любовь Викторовна
Другие
Бабинцев Александр Викторович
ООО РЕМОНДИС Логистик
администрация Ельниковского муниципального района Республики Мордовия
Борисов Николай Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Краснослободский районный суд
Дело на странице суда
vs.mor.sudrf.ru
11.01.2021Передача дела судье
10.02.2021Судебное заседание
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее