Решение по делу № 2-201/2024 от 24.07.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000291-81

Дело №2-201/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Светланы Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Власова С.А., обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обосновании исковых требований указала, что Власова С.А. является педагогическим работником, работающим в Шильпуховской основной школе в должности учителя начальных классов. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности с 11 декабря 2006г. <адрес>. В течение нескольких лет Власова С.А. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. С 01.01.2019 Власова С.А. не получает указанную меру социальной поддержки в полном объеме. Власова С.А. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Совместно с истцом в жилом помещении проживал и проживает сын – Власов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Власова С.А. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, просили применить срок исковой давности, указав, что Власова С.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогические работники ГОУ» с 01.01.2012 по адресу: <адрес> по настоящее время по категории «Педагогические работники МОУ». Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее - Порядок). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. В соответствии со ст. 72 Социального кодекса для осуществления выплаты компенсации на членов семьи педагогического работника должны быть соблюдены следующие условия: педагогический работник должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника должны соответствовать статусу, вытекающему из ст.31 Жилищного кодекса РФ. Соответственно, только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось отделом труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником указанного учреждения, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. В соответствии с п. 2.7 Порядка ГКУ ЯО «ЕЦСВ» осуществляет сверку реестров льготополучателей, представленных организациями, для уточнения права на получение компенсации каждым льготополучателем. При подтверждении данного права ГКУ ЯО «ЕЦСВ» готовит выплатные документы и направляет их в организации, осуществляющие доставку компенсации. В соответствии с п. 3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Взаимодействие между ГКУ ЯО «ЕЦСВ» и рассчитывающими организациями осуществляется в соответствии с соглашением об организации информационного обмена для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (далее - Соглашение). С каждой рассчитывающей организаций заключено соглашение, целью которого является обмен информацией в целях осуществления расчета и выплаты компенсации. В соответствии с Соглашением обязанностью рассчитывающей организации является предоставление в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» ежемесячно 5 числа текущего месяца предоставлять информацию о расчете сумм компенсации граждан за предыдущий месяц и именно рассчитывающая организация несет ответственность за достоверность информации в расчете сумм компенсации. В обязанность ГКУ ЯО «ЕЦСВ» входит принимать от рассчитывающих организаций информацию о расчете сумм компенсации и готовить выплатные документы. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по расчету, перерасчету сумм компенсации возложена на рассчитывающим организации, ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, осуществляет только выплату компенсации и несет ответственность за правильность определения общей суммы компенсации и своевременность ее выплаты (п.3.7 Порядка). ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не выставляет квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сведениями, которые указываются в квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не располагает, методикой расчета не владеет, сведениями о тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг также не располагает (п.п.2.1.1-2.1.7 Порядка), что делает невозможным произведение расчета и перерасчета компенсации. Расчет сумм компенсации Власовой С.А, производят следующие организации: ПАО «ТНС энерго Ярославль» по услуге «электроснабжение», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по услуге «предоставление услуг сетевого газоснабжения».

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третье лицо – Власов А.Е. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен должным образом, ходатайствовал о рассмотрение дела в их отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Власова Светлана Александровна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, а именно: с 15.08.1988 г. по настоящее время работает, в том числе, в должности учителя начальных классов Шильпуховской основной школы, что подтверждается записями трудовой книжки на имя Власовой ( ранее <данные изъяты>) Е.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 51,7 кв.м., находится в собственности истца – Власовой С.А.

В жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают истец Власова С.А. и ее сын- третье лицо Власов А.Е. с 11.12.2006г. по настоящее время. Вышеуказанные сведения подтверждаются поквартирной карточкой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 12.08.2024 г.

Власова С.А.. с 01.01.2012 г. по настоящее время является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники МОУ» (работа в Шильпуховской основной школе). При этом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в отношении жилого помещения – дома по адресу: <адрес>, указанные сведения подтверждаются личными делами получателя денежной выплаты, а также сведениями ГКУ ЯО «ЕЦСВ».

Согласно искового заявления, до 01.01.2019 г. истец Власова С.А,, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, а после 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Согласно сведений, представленных ГКУ ЯО «ЕЦСВ», трудовой книжки Власовой С.А., на последнюю, как на получателя компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории «педагогические работники» было заведено личное дело получателя ежемесячной денежной компенсации № 1602737 на основании заявления Власовой С.А. от 25.05.2011г., как педагогическому работнику.

Вместе с тем, сын истца, являющийся третьим лицом по настоящему делу, - Власов А.Е., 1998г.р. является членом семьи истца Власовой С.А., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последний зарегистрирован и проживает совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении, периода нахождения в зарегистрированном законном браке) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч.1 ст.57 Социального кодекса Ярославской области, меры социальной поддержки предоставляются по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий назначение социальной поддержки, по месту его жительства, если иное не установлено настоящим Кодексом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

С учетом установленных судом обстоятельств, расчет и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Власовой С.А., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом третьего лица – сына Власова А.Е. должны быть произведены с 01.01.2019г. по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратилась в суд 24.07.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 24.07.2021 г. в отношении всех членов семьи истца.

На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Власовой Светланы Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 24.07.2021 восстановить Власовой Светлане Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 7814 выдан 06.03.2014г. ТП УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней члена семьи – сына Власова Артема Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 24.07.2021 года.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Власовой Светланы Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 7814 выдан 06.03.2014г. ТП УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2024.

Судья Егорова М.П.

УИД № 76RS0009-01-2024-000291-81

Дело №2-201/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Светланы Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Власова С.А., обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обосновании исковых требований указала, что Власова С.А. является педагогическим работником, работающим в Шильпуховской основной школе в должности учителя начальных классов. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности с 11 декабря 2006г. <адрес>. В течение нескольких лет Власова С.А. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. С 01.01.2019 Власова С.А. не получает указанную меру социальной поддержки в полном объеме. Власова С.А. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. Совместно с истцом в жилом помещении проживал и проживает сын – Власов А.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Власова С.А. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, просили применить срок исковой давности, указав, что Власова С.А. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация) по категории «Педагогические работники ГОУ» с 01.01.2012 по адресу: <адрес> по настоящее время по категории «Педагогические работники МОУ». Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее - Порядок). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. В соответствии со ст. 72 Социального кодекса для осуществления выплаты компенсации на членов семьи педагогического работника должны быть соблюдены следующие условия: педагогический работник должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника должны соответствовать статусу, вытекающему из ст.31 Жилищного кодекса РФ. Соответственно, только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось отделом труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником указанного учреждения, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. В соответствии с п. 2.7 Порядка ГКУ ЯО «ЕЦСВ» осуществляет сверку реестров льготополучателей, представленных организациями, для уточнения права на получение компенсации каждым льготополучателем. При подтверждении данного права ГКУ ЯО «ЕЦСВ» готовит выплатные документы и направляет их в организации, осуществляющие доставку компенсации. В соответствии с п. 3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Взаимодействие между ГКУ ЯО «ЕЦСВ» и рассчитывающими организациями осуществляется в соответствии с соглашением об организации информационного обмена для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (далее - Соглашение). С каждой рассчитывающей организаций заключено соглашение, целью которого является обмен информацией в целях осуществления расчета и выплаты компенсации. В соответствии с Соглашением обязанностью рассчитывающей организации является предоставление в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» ежемесячно 5 числа текущего месяца предоставлять информацию о расчете сумм компенсации граждан за предыдущий месяц и именно рассчитывающая организация несет ответственность за достоверность информации в расчете сумм компенсации. В обязанность ГКУ ЯО «ЕЦСВ» входит принимать от рассчитывающих организаций информацию о расчете сумм компенсации и готовить выплатные документы. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по расчету, перерасчету сумм компенсации возложена на рассчитывающим организации, ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, осуществляет только выплату компенсации и несет ответственность за правильность определения общей суммы компенсации и своевременность ее выплаты (п.3.7 Порядка). ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не выставляет квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, сведениями, которые указываются в квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не располагает, методикой расчета не владеет, сведениями о тарифах и нормативах потребления коммунальных услуг также не располагает (п.п.2.1.1-2.1.7 Порядка), что делает невозможным произведение расчета и перерасчета компенсации. Расчет сумм компенсации Власовой С.А, производят следующие организации: ПАО «ТНС энерго Ярославль» по услуге «электроснабжение», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» по услуге «предоставление услуг сетевого газоснабжения».

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третье лицо – Власов А.Е. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен должным образом, ходатайствовал о рассмотрение дела в их отсутствие, исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Власова Светлана Александровна является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, а именно: с 15.08.1988 г. по настоящее время работает, в том числе, в должности учителя начальных классов Шильпуховской основной школы, что подтверждается записями трудовой книжки на имя Власовой ( ранее <данные изъяты>) Е.В.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 51,7 кв.м., находится в собственности истца – Власовой С.А.

В жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы и фактически проживают истец Власова С.А. и ее сын- третье лицо Власов А.Е. с 11.12.2006г. по настоящее время. Вышеуказанные сведения подтверждаются поквартирной карточкой жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также справкой миграционного пункта Отд МВД России по Первомайскому району от 12.08.2024 г.

Власова С.А.. с 01.01.2012 г. по настоящее время является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Педагогические работники МОУ» (работа в Шильпуховской основной школе). При этом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в отношении жилого помещения – дома по адресу: <адрес>, указанные сведения подтверждаются личными делами получателя денежной выплаты, а также сведениями ГКУ ЯО «ЕЦСВ».

Согласно искового заявления, до 01.01.2019 г. истец Власова С.А,, получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частями 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01.01.2019), которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, а после 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Согласно сведений, представленных ГКУ ЯО «ЕЦСВ», трудовой книжки Власовой С.А., на последнюю, как на получателя компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг по категории «педагогические работники» было заведено личное дело получателя ежемесячной денежной компенсации № 1602737 на основании заявления Власовой С.А. от 25.05.2011г., как педагогическому работнику.

Вместе с тем, сын истца, являющийся третьим лицом по настоящему делу, - Власов А.Е., 1998г.р. является членом семьи истца Власовой С.А., в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту, - ЖК РФ), поскольку последний зарегистрирован и проживает совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 01.01.2019 истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи (с учетом даты регистрации указанных лиц в жилом помещении, периода нахождения в зарегистрированном законном браке) педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч.1 ст.57 Социального кодекса Ярославской области, меры социальной поддержки предоставляются по заявлению гражданина, поданному в орган, осуществляющий назначение социальной поддержки, по месту его жительства, если иное не установлено настоящим Кодексом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2019.

Как следует из материалов дела, с 01.01.2019 ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

С учетом установленных судом обстоятельств, расчет и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Власовой С.А., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом третьего лица – сына Власова А.Е. должны быть произведены с 01.01.2019г. по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратилась в суд 24.07.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 24.07.2021 г. в отношении всех членов семьи истца.

На основании вышеизложенного, требования истца следует удовлетворить частично.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Власовой Светланы Александровны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 24.07.2021 восстановить Власовой Светлане Александровне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 7814 выдан 06.03.2014г. ТП УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней члена семьи – сына Власова Артема Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 24.07.2021 года.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Власовой Светланы Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. д. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес> паспорт серии 7814 выдан 06.03.2014г. ТП УФМС России по Ярославской области в Ярославском районе, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 18.09.2024.

Судья Егорова М.П.

2-201/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Власова Светлана Александровна
Ответчики
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области
Другие
ООО "Газпром межрегионгаз Ярославль"
Власов Артем Евгеньевич
ПАО "ТНС-энерго"
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Егорова Марина Павловна
Дело на странице суда
pervomaysky.jrs.sudrf.ru
24.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2024Передача материалов судье
30.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2024Дело оформлено
15.11.2024Дело передано в архив
11.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее