Дело № 2-1454/2022
УИД 74RS0038-01-2022-001143-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.В.
при секретаре судебного заседания Вербицкой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах Соловьевой А.С. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Соловьевой А.С. к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, за счет средств бюджета Челябинской области.
В качестве основания иска указано, что Соловьева А.С., ДАТА года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что мать истца С.И.В. умерла ДАТА, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. В собственности Соловьевой А.С. жилые помещения отсутствуют. Министерством социальных отношений Челябинской области Соловьевой А.С. включена в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Сосновскому району. В настоящее время право истца на получение жилья ответчиком не реализуется.
Помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Мещерякова О.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Истец Соловьева А.С. в судебном заседании участия не приняла, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, представители третьих лиц Правительства Челябинской области, Управления социальной защиты населения Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела суд установил, что Соловьева А.С., ДАТА года рождения, осталась без попечения родителей. Мать истца С.И.В. умерла ДАТА, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от ДАТА Соловьева А.С. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Сосновскому муниципальному району.
По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области в собственности Соловьевой А.С. недвижимого имущества не имеется.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72ич. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, которым, соответственно, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а к детям, оставшимся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
С 01 января 2013 согласно ст. 8Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 закона).
В силу ст. 5 названного закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст.ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю и социальных гарантиях приемной семье».
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу положений ст. 6 указанного Закона осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
Полномочия по обеспечению жильем, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления на основании пункта 5 статьи 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, указанных в статье 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечивается за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного фонда компенсаций, создаваемого в составе областного бюджета.
Учитывая, что в настоящее время право истца на получение жилого помещения не реализуется, полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.
Постановлением Главы Сосновского муниципального района от 10 февраля 2009 года № 790 норма предоставления жилой площади по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не менее 18 кв.м общей площади на одного человека. Площадь жилого помещения не может превышать норму предоставления жилья более чем в два раза.
Поскольку Соловьева А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено, то он имеет право на получение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления (18 кв.м).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сосновского района Челябинской области удовлетворить.
Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области предоставить Соловьевой А.С., ДАТА года рождения, по договору найма специализированное жилое помещение в Сосновском муниципальном районе Челябинской области, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления - не менее 18 квадратных метров, за счет средств бюджета Челябинской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение суда изготовлено в окончательной форме 12 мая 2022.
Председательствующий: