Подлинник Дело № 2а-1438/2020
УИД 16RS0050-01-2020-001009-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Курбановой Р.Б.,
при секретаре судебного заседания Хайруллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к благотворительному фонду «Дарим благо» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее – Управление) обратилось в суд с иском к благотворительному фонду «Дарим благо» (далее – фонд) о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивируя тем, что в отношении благотворительного фонда «Дарим благо», расположенного по адресу: <адрес>, внесены сведения ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр юридических лиц.
Однако в нарушение требований части 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» административный ответчик с ДД.ММ.ГГГГ не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.
В связи, с этим ДД.ММ.ГГГГ в адрес фонда было направлено предупреждение о недопустимости нарушения закона с установлением срока (до ДД.ММ.ГГГГ.) для устранения выявленных недостатков и требованием представить отчет за ДД.ММ.ГГГГ.Административным ответчиком предупреждение административного истца не было обжаловано в судебном порядке и не были приняты меры по устранению выявленных недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика было направлено предупреждение о недопустимости нарушения закона с установлением срока (до ДД.ММ.ГГГГ.) для устранения выявленных недостатков и требованием представить отчет за ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком предупреждение административного истца не было обжаловано в судебном порядке и не были приняты меры по устранению выявленных недостатков.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ответчика было направлено предупреждение о недопустимости нарушения закона с установлением срока (до ДД.ММ.ГГГГ.) для устранения выявленных недостатков и требованием представить отчет за ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком предупреждение административного истца не было обжаловано в судебном порядке и не были приняты меры по устранению выявленных недостатков.
Истец также указывает, что из материалов учетного дела ДД.ММ.ГГГГ следует, что отчетность по формам, утвержденным постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в уполномоченный орган ответчиком не представлялось более двух лет подряд, пори этом ответчик по адресу: <адрес> не располагается и нет связи с ним.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит ликвидировать благотворительный фонд «Дарим благо» и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Административный истец извещен о дне и времени судебного заседания надлежащим образом, представитель в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в его отсутствие.
Административный ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в суд не явился, при этом, направленное по адресу регистрации ответчика судебное извещение возвращено по истечении срока хранения.
Привлеченная судом в качестве заинтересованного лица ФИО3, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица согласно сведениям ЕГРЮЛ, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась.
Применительно к правилам части 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
В силу статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных судом о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу подпункта 30.7 пункта 7 Положений о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 1313 от 13 октября 2004 года, Минюст России осуществляет следующие полномочия: принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Согласно пункту 5 вышеуказанных Положений Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 26, Управление МЮ РФ по РТ является территориальным органом Минюста России.
Таким образом, Управление МЮ РФ по РТ является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В силу части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).
Согласно статье 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.
Формы и сроки представления указанных документов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и Приказом Минюста Российской Федерации от 29 марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Согласно указанным нормативным актам Российской Федерации некоммерческая организация представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о деятельности некоммерческой организации, персональном составе ее руководящих органов, а также о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Некоммерческая организация, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (часть 3.1 статьи 32).
Согласно части 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В силу части 10 статьи 32 вышеуказанного Федерального закона, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В судебном заседании установлено, что благотворительный фонд «Дарим благо» зарегистрировано Управлением МЮ РФ по РТ за учетным номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Сведения о данной организации ДД.ММ.ГГГГ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером №, директором является ФИО3
Управлением МЮ РФ по РТ по адресу местонахождения административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено предписание (предупреждение) № о недопустимости нарушения действующего законодательства и об устранении таких нарушений, также ДД.ММ.ГГГГ было направлено повторное предписание (предупреждение) № о недопустимости нарушения действующего законодательства и об устранении таких нарушений и ДД.ММ.ГГГГ было направлено еще одно предписание (предупреждение) № о недопустимости нарушения действующего законодательства и об устранении таких нарушений.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Как следует из пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Оценив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что благотворительный фонд «Дарим благо», являясь некоммерческой организацией, неоднократно не предоставляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, тем самым нарушает положения статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях, в том числе указанных в пункте 3.1 указанной статьи, что является основанием для ликвидации некоммерческой организации.
В настоящее время допущенные нарушения не устранены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указ
При таких обстоятельствах, поскольку административным ответчиком допущены существенные нарушения федерального законодательства, то имеются основания для ликвидации данной организации и исключения её из Единого государственного реестра юридических лиц.
Следовательно, административное исковое заявление Управления МЮ РФ по РТ к благотворительному фонду «Дарим благо» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, освобождается от уплаты государственной пошлины.
Размер государственной пошлины по требованию неимущественного характера о ликвидации юридического лица, в соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 6 000 рублей, которую следует взыскать с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 114, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан к благотворительному фонду «Дарим благо» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.
Ликвидировать благотворительный фонд «Дарим благо» (ОГРН №, ИНН №).
Исключить благотворительный фонд «Дарим благо» (ОГРН №, ИНН №).
Взыскать с благотворительного фонда «Дарим благо» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Судья: Р.Б. Курбанова