Решение по делу № 3а-228/2020 от 12.12.2019

Дело № 3а-228/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 января 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Молчанова Максима Валерьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Молчанов М.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, площадью 17325 кв.м, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5676000рублей по состоянию на 4 сентября 2018 года.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца.

Административный истец Молчанов М.В., его представитель Борисов П.А. извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Административный ответчик ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представитель не явился, отзыв представлен в письменном виде.

Заинтересованные лица Правительство Пермского края, Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация Савинского сельского поселения извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направили, отзывы представлены в письменном виде.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, изучив письменные отзывы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 1 января 2017 года, установлено, что кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Данным пунктом предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности). Так, в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Молчанов М.В. является собственником земельного участка, с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, площадью 17325 кв.м, расположенного по адресу: ****.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена в размере 35 359 978,5 рублей.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Молчанов М.В., являясь собственником земельного участка, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** определена актом ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, что подтверждается письменным отзывом административного ответчика.

Суд исходит из того, что в рамках настоящего дела надлежащим ответчиком является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, поскольку предметом рассмотрения являются требования заявителя об оспаривании кадастровой стоимости, определенной именно ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28, согласно которым по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» делегированы ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице его филиалов.

Таким образом, именно ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.

Административным истцом представлен в суд отчет №13-11/2019 от 20 ноября 2019 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, составленный оценщиком ООО «КСИ Консалтинг» Г.

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ** составляет 5676 000 рублей. Оценщик Г. является квалифицированным специалистом, включена в реестр членов Саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 308, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, ССО РОО-2015).

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, дата предложения, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о предложениях купли-продажи на земельные участки, расположенные в Пермском муниципальном районе Пермского края, информация о которых получена из каталога базы данных https://ruads.org. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (на торг, на время продажи/предложения, на площадь).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных административными ответчиками в отзывах, позицию заявителя и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное Молчановым М.В. требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, площадью 17325 кв.м, расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 13-11/19 от 20 ноября 2019 года в размере 5676 000 рублей по состоянию на 4 сентября 2018 года.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения Молчанова М.В. в суд 12 декабря 2019 года, в связи с чем, датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в суд (12 декабря 2019 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Молчанова Максима Валерьевича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером **, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, площадью 17325 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 5676 000 рублей по состоянию на 4 сентября 2018 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 12 декабря 2019 года.

Установленная решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Решение суда не вступило в законную силу.

Судья

3а-228/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Молчанов Максим Валерьевич
Ответчики
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Другие
Правительство Пермского края
Администрация Савинского сельского поселения
Борисов Павел Анатольевич
Управление Росреестра по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Буланков Роман Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
12.12.2019Регистрация административного искового заявления
13.12.2019Передача материалов судье
13.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2020Судебное заседание
20.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее