Дело № 2-2405/2016 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2016 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Степановой М.В.,
при секретаре Толстиковой М.В.,
с участием представителя истца Коробова П.Ю., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рангуловой ФИО13 к администрации Култаевского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом,
установил:
Рангулова Н.М. обратилась в суд с иском к администрации Култаевского сельского поселения о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>. В обоснование своих требований указала, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен Агзегитовой ФИО14 (её матери) на праве постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличия у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ. В <данные изъяты> году Агзегитова В.З. осуществила строительство индивидуального жилого дома (лит. А) общей площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, домовладение по адресу: <адрес>, было создано на законных основаниях и на отведённом земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ Агзегитова В.З. умерла, после ее смерти открылось наследство, состоящее из жилого дома (лит. А), общей площадью <данные изъяты>., находящегося в <адрес>. Наследство ею принято, получено свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенное нотариусом ФИО6 В связи с тем, что указанный жилой дом был построен более <данные изъяты> лет назад, проживать в нём стало невозможно. Дом грозил обрушением, протекала крыша. В ДД.ММ.ГГГГ году она и члены её семьи, собственными силами и за свой счёт на земельном участке построили новый индивидуальный жилой дом (лит. Б). ДД.ММ.ГГГГ архитектурно-строительной инспекции администрации Пермского муниципального района в ответ на заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию сообщено, что до ДД.ММ.ГГГГ не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию. В настоящее время она пользуется жилым домом, надворными постройками и земельным участком, ухаживает за земельным участком, выращивает на нём овощи для личных нужд. В ДД.ММ.ГГГГ года ООО «<данные изъяты>» было подготовлено заключение по техническому обследованию жилого <адрес> в <адрес>, в соответствии с которым несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, надёжность и безопасность здания обеспечена, дальнейшая эксплуатация по своему функциональному назначению допускается. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет кадастровый №, площадь - <данные изъяты> кв.м., категорию земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для личного подсобного хозяйства. Сохранение данной постройки не нарушает градостроительные и строительные нормы и правила, права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В настоящее время возникла необходимость зарегистрировать право собственности на жилой дом, однако произвести регистрацию не представляется возможным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (л.д.1).
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Бурылова ФИО15 (л.д. 81).
Истец Рангулова Н.М. о времени месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца Коробов П.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация Култаевского сельского поселения о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без их участия, возражения по иску не имеются.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, возражений по иску не представило, просит рассмотреть дело без участия представителя.
Третье лицо Бурылова Э.Х. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В предварительном судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, указав, что истец приходится ей матерью, она являлась собственником старого дома, который был снесен, до сноса дома прав на земельный участок она не оформляла, после смерти бабушки ФИО1 земельный участок не переоформлялся. На земельном участке ее родителями был возведен новый дом.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Статьей 35 Конституции РФ право наследования гарантируется.
Пунктом 2 ст. 218 ГК РФ предусмотрено, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.ст. 1111, 1112 ГК РФ наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из материалов дела следует, что Агзегитовой ФИО16 на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из похозяйственной книги № лицевой счет №ДД.ММ.ГГГГ-1996 гг. Култаевского сельского поселения (л.д.18).
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8), после ее смерти наследство принято наследником по завещанию Рангуловой Н.М., которой нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию, на наследственное имущество ФИО1, состоящее из жилого дома, находящегося по <адрес>, бревенчатого, полезной площадью <данные изъяты>. Указанный жилой дом принадлежал наследодателю на основании регистрационного удостоверения, выданного муниципальным предприятием бюро технической инвентаризации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за № и справки, выданной этим же МП БТИ от ДД.ММ.ГГГГ за №. Жилой дом расположен на земельном участке размером 1 621 кв.м. (л.д.17).
В последующем на основании договора дарения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, Рангулова Н.М. подарила Рангуловой (в настоящее время – Бурылова) Э.Х. принадлежащий на праве собственности приведенный жилой дом, полезной площадью 26,7 кв.м.
Согласно технической документации указанный жилой дом имел литер А (л.д. 69).
ДД.ММ.ГГГГ между Бурыловой Э.Х. и Рангуловой Н.М. вновь достигнуто соглашение, согласно которому Бурылова Э.Х. передала по договору дарения во владение истца Рангуловой Н.М. приведенный жилой дом. Вместе с тем, договор дарения государственную регистрацию не прошел в связи наличием запрета на совершении регистрационных действий в отношении приведенного жилого дома.
В соответствии с положениями статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В силу ст.ст. 95, 105 ГК РСФСР 1964 года и ст.ст. 3, 9, 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года, до введения в действие Земельного кодекса РСФСР в 1991 году земельные участки не могли являться объектом личной собственности граждан, находились исключительно в государственной собственности и предоставлялись гражданам только в бессрочное или временное пользование. При таких обстоятельствах, с момента приобретения права собственности на жилой дом Рангулова Н.М. приобрела право бессрочного пользования земельным участком, на котором он расположен.
Согласно материалам инвентаризации населенных пунктов Култаевской сельской администрации по состоянию на <данные изъяты> год землепользователем земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> значилась Рангулова ФИО17 (л.д. 73-74).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на приведенный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., имеющий кадастровый №, разрешенное использование: для <данные изъяты>, категорию земель: <данные изъяты>, что подтверждается соответствующим уведомлением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что при отчуждении жилого дома, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, фактически остался в ее пользовании, за исключением части земельного участка, занятой жилым домом, полезной площадью <данные изъяты> кв.м., подаренным ею Рангуловой (Бурыловой) Э.Х..
Как установлено судом и подтверждено показаниями свидетелей ФИО8 и ФИО9, жилой дом по <адрес> принадлежал ФИО1, после ее смерти в доме проживала ее дочь Рангулова Н.М., в связи с ветхостью дома Рангуловой Н.М. стал строиться рядом новый дом, впоследствии старый дом был снесен; дочь Рангуловой Н.М. - Бурылова Э.Х. земельным участком никогда не пользовалась и не пользуется.
По сведениям из технического паспорта, составленного ООО «Техкадастргеодезия» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес> расположен жилой дом (литер Б), холодный пристрой (литер б), забор (литер 1,2,3), ворота (литер 4), сарай (литер Г), уборная (литер Г1), два навеса (литер Г2, Г 4), баня (литер Г3), гараж (литер Г5), колодец (литер Г6) (л.д.21-28).
Таким образом, совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств подтверждается возведение истцом Рангуловой Н.М. в ДД.ММ.ГГГГ году на земельном участке, находящемся в ее пользовании, по адресу: <адрес> нового жилого дома (литер Б) с холодным пристроем (литер б), площадью 74,2 кв.м. (л.д. 10-14).
Из заключения по техническому обследованию возведенного Рангуловой Н.М. жилого <адрес>, выполненного ООО «<данные изъяты>», следует, что на основании проведенного обследования технического состояния строительных конструкций на объекте: «Жилой <адрес> в <адрес>» обследуемый двухэтажный (надземный этаж и мансарда) жилой дом (лит. Б) имеет прямоугольную форму в плане с размерами <данные изъяты> м, общая площадь здания - <данные изъяты> кв.м. К боковому фасаду жилого дома примыкает одноэтажный дощатый холодный пристрой (лит. б). Фундаменты жилого дома - ленточные железобетонные, на естественном основании, цоколь - кладка из керамического кирпича высотой 220 мм. Наружные стены - бревенчатые, диаметром 220 мм (первый этаж) и 180 мм (мансарда). Перекрытие первого этажа - дощатый подшив и накат по деревянным балкам. Крыша - двухскатная, кровля - металлочерепица по дощатой обрешетке и деревянным наслонным стропилам. Электроснабжение -централизованное, водоснабжение - индивидуальная скважина, водоотведение - выгребная яма, отопление - индивидуальный газовый котел. При проведении технического обследования деформации строительных конструкций, вызванные деформациями основания фундаментов, не обнаружены. Несущие и ограждающие конструкции жилого дома находятся в работоспособном состоянии, надежность и безопасность здания обеспечена, дальнейшая эксплуатация по своему функциональному назначению допускается. Нарушения строительных норм и правил отсутствуют. Сохранение существующего здания не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости жилой дом (литер А), ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью <данные изъяты> кв.м. снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании заявления Бурыловой Э.Х. в связи со сносом жилого дома (литер А), ДД.ММ.ГГГГ года постройки, ДД.ММ.ГГГГ внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о прекращении ее права собственности на приведенный жилой дом.
В соответствии с положениями статьей 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании права собственности на жилой дом общей площадью 74,2 кв.м. (литер Б) подлежат удовлетворению, поскольку приведенный жилой дом Рангуловой Н.М. возведен на находящемся в ее пользовании земельном участке, имеющем разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что позволяет возведение на нем жилого дома, то есть, используются в соответствие с целевым назначением, возведенный истцом жилой дом соответствует градостроительным нормам и правилам, предъявляемым к жилым одноквартирным домам, не нарушают права и охраняемые законом интересы третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан, право собственности на жилой дом (литер Б) ни за кем не зарегистрировано, спор о принадлежности указанного объекта недвижимости отсутствует.
На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░18 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░19 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░), ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░