Дело №2-69/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Федорчук Е.В.
При секретаре К.Р.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Д.Н.В. к Д.А.В., З.Е.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, о прекращении права собственности на нежилое помещение и признании права собственности на нежилое помещение в порядке наследования,
Установил:
Истец Д.Н.В. обратился в суд с иском к Д.А.В. о признании права собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3,40 кв.м.
В ходе судебного разбирательства истец и его представитель исковые требования уточняли в письменном и устном виде с занесением в протокол судебного заседания, в окончательном варианте истец просит суд: признать за ним право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; прекратить право собственности З.Е.В. на хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3,40 кв.м.; признать за истцом право собственности в порядке наследования на хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3,40 кв.м.
В обоснование иска и уточнений к нему истец ссылается на то, что ДАТА2010 года умер его отец Д.В.Н.. После его смерти открылось наследство в виде квартиры, расположенной по адресу: <адрес> хозяйственного сарая, расположенного по адресу: <адрес> площадью 3,40 кв.м. Данное недвижимое имущество передано наследодателю по договору долевого участия, заключенного с Объединенным институт ядерных исследований, и актов приема-передачи, при этом в установленном порядке право собственности наследодателя своевременно зарегистрировано не было. В ходе рассмотрения дела установлено, что право собственности на хозяйственный сарай зарегистрировано за З.Е.В., которой по договору долевого участия передан хозяйственный сарай в той же секции за №. Д.В.Н. при жизни не было составлено завещание, наследниками первой очереди по закону являлись его супруга Д.А.Н., и сыновья: истец Д.Н.В. и ответчик Д.А.В. Д.А.В. отказался от принятия наследства, наследство по смерти Д.В.Н. приняли в равных долях истец и Д.А.Н.. ДАТА2016 года умерла Д.А.Н., наследниками первой очереди являлись Д.Н.В. и Д.А.В., который впоследствии от принятия наследства отказался.
Истец Д.Н.В. и его представитель адвокат Д.Э.В. в судебном заседании иск и уточнения к нему поддержали, дали аналогичные объяснения.
Ответчик Д.А.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований и рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик З.Е.В. в судебном заседании против удовлетворения требований, заявленных к ней, не возражала, пояснив, что ошибка в регистрации права собственности на сарай возникла, поскольку ей был выдан технический паспорт на сарай №. При этом подтвердила, что действительно, по акту приема-передачи ей был передан сарай в той же секции дома за №.
Представитель третьего лица Объединенного института ядерных исследований по доверенности З.Е.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании против удовлетворения иска не возражал. При этом, представитель пояснил, что в соответствии с архивными документами ОИЯИ ДонцовуВ.Н. по договору долевого участия передавался хозяйственный сарай <адрес>, З.Е.В. передавался хозяйственный <адрес>; считает, что право собственности З.Е.В. на сарай № зарегистрировано ошибочно.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.
Третье лицо нотариус П.М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, выслушав истца, его представителя, ответчика, изучив исковое заявление, уточнения к иску, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Судом установлено, что ДАТА2010 года умер Д.В.Н.
Наследниками первой очереди к имуществу Д.В.Н. являлись – супруга Д.А.Н. и сыновья – истец Д.Н.В. и ответчик Д.А.В. С заявлением о принятии наследства обратился Д.Н.В., Д.А.В. от претензий на наследственное имущество отказался.
ДАТА.2016 года умерла Д.А.Н.
Наследниками первой очереди к имуществу Д.А.Н. являлись сыновья: истец Д.Н.В. и ответчик Д.А.В. С заявлением о принятии наследства обратился Д.Н.В., Д.А.В. от претензий на наследственное имущество отказался.
Таким образом, единственным наследником принявшим наследство после смерти родителей Д.В.Н. и Д.А.Н. является Д.Н.В.
После смерти Д.В.Н. открылось наследственное имущество в виде объекта долевого строительства – квартиры, расположенной по адресу:<адрес> хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3,40 кв.м.
Истец Д.Н.В. не имеет возможности оформить право собственности на указанные объекты в порядке наследования, поскольку Д.Н.В. не было зарегистрировано право собственности на основании договора долевого участия в строительстве и акта приема-передачи объектов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 10.06.2003 года между Д.В.Н. и ОИЯИ заключен договор на участие в строительстве жилого дома №, предметом которого являлись двухкомнатная квартира общей проектной площадью 68,80 кв.м, по адресу: <адрес>, квартал №, <адрес> строительный № и хозяйственный сарай № в секции № указанного дома общей площадью 3,40 кв.м.
02.09.2005 года между ОИЯИ и Д.В.Н. заключен акт приема-передачи квартиры на основании договора №от 10.06.2003 года, по которому Д.В.Н. передана в собственность квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
02.09.2005 года между ОИЯИ и Д.В.Н. заключен акт приема-передачи хозяйственного сарая на основании договора № от 10.06.2003 года, по которому Д.В.Н. передан в собственность хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес>, секция № сарай № общей площадью 3,40 кв.м.
Право собственности, в установленном законом порядке, действующим на момент возникновения права, Д.В.Н. не зарегистрировал.
Согласно выписке из ЕГРН право собственности на квартиру не зарегистрировано, правообладатель отсутствует, право собственности на хозяйственный сарай № зарегистрировано за З.Е.В.
Как установлено судом, и не оспаривалось в судебном заседании, что ДАТА между ОИЯИ и З.Е.В. заключен договор на участие в строительстве жилого дома № предметом которого являлись трехкомнатная квартираобщей проектной площадью 80,70 кв.м, по адресу: <адрес>, квартал №, дом № строительный № и хозяйственный сарай № в секции № указанного дома общей площадью 3,80 кв.м.
05.10.2005 года между ОИЯИ и З.Е.В. заключен акт приема-передачи хозяйственного сарая на основании договора № от 28.01.2002 года, по которому З.Е.В. передан в собственность хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес>, секция № сарай № общей площадью 3,80кв.м.
Согласно регистрационному делу на объект недвижимости, при регистрации права собственности на хозяйственный сарай З.Е.В. представлены: извлечение из технического паспорта на хозяйственный сарай №, площадью 3,40 кв.м,акт приема-передачи хозяйственного сарая от 05.10.2005 года, по которому З.Е.В. передан хозяйственный сарай №, площадью 3,80 кв.м., договор на участие в строительстве от 28.01.2002 года, предметом которого является в том числе финансирование строительства хозяйственного сарая № площадью 3,80 кв.м., заявление З.Е.В. о государственной регистрации хозяйственного сарая №, площадью 3,40 кв.м.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска Д.Н.В. по следующим основаниям.
Из установленных доказательств следует, что договор на участие в строительстве жилого дома, заключенный между ДонцовымВ.Н. и ОИЯИ был исполнен с момента передачи объекта недвижимости по акту приема-передачи.
Передача объекта недвижимости по акту приема-передачи является моментом возникновения у лица титулов владения и пользования объектом недвижимого имущества. С указанного момента такое лицо вправе обратиться с заявлением о регистрации своего права собственности на данный объект, а с момента государственной регистрации лицо приобретает право распоряжения принадлежащим ему имуществом.
Порядок проведения государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на момент возникновения права был определен Федеральным закономот 21 июля 1997 года N 122 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральным законом от 30 декабря 2004 года Закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в силу ст. 16 которого, основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. Участник долевого строительства или его наследники вправе обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства, построенный (созданный) за счет денежных средств такого участника долевого строительства в соответствии с договором, после подписания застройщиком и участником долевого строительства или его наследникам и передаточного акта либо иного документа о передаче объекта долевого строительства.
Следовательно, анализируя первичные правоустанавливающие документы – договор на участие в строительстве от 10.06.2003 годаи акты приема-передачи квартиры и хозяйственного сарая от 02.09.2005 года, у Д.В.Н. с момента передачи имущества по акту, т.е. с 02.09.2005 года возникло право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> хозяйственный сарай, расположенный по адресу: <адрес> секция № сарай № площадью 3,40 кв.м.
Вместе с тем, из установленных по делу доказательств усматривается, что право собственности З.Е.В. на хозяйственный сарай № было зарегистрировано ошибочно, допущена техническая ошибка, поскольку в соответствии с первичными правоустанавливающими документами, представленными, в том числе, и при регистрации права собственности в органы Росреестра, у З.Е.В. возникло право собственности на хозяйственный сарай №.
Какой-либо правоустанавливающий документ, подтверждающий возникновение у З.Е.В. права собственности на хозяйственный сарай № суду не представлен.
Таким образом, содержание записи регистрации в ЕГРП о праве собственности З.Е.В. на хозяйственный сарай № не соответствует правоустанавливающим документам, содержащимся в регистрационном деле объекта недвижимости, соответственно такое право собственности подлежит прекращению.
Анализируя изложенное, суд, разрешая заявленные требования, считает необходимым прекратить право собственности З.Е.В. на хозяйственный сарай № секции № <адрес>, площадью 3,40 кв.м. При этом, З.Е.В. в праве на основании первичных правоустанавливающих документов, в установленном законом порядке зарегистрировать право собственности на переданный ей хозяйственный сарай № площадью 3,80 кв.м.
Принимая во внимание, требования ст. ст. 1112 ГК РФ, ст. 1152 ГК РФ, ч. 2 ст. 1153 ГК РФ, ч. 2 ст. 218 ГК РФ, ст. 12 ГК РФ, а также те факты, что право собственности Д.В.Н., умершего 01.10.2010 года, на квартиру и хозяйственный сарай №, возникло 02.09.2005 года, при этом Д.Н.В. является единственным наследником, принявшим наследство как после отца так и после матери, суд считает необходимым признать за Д.Н.В. право собственности в порядке наследования на квартиру и хозяйственный сарай №.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Д.Н.В. к Д.А.В., З.Е.В. о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования, о прекращении права собственности на нежилое помещение и признании права собственности на нежилое помещение в порядке наследования– удовлетворить
Прекратить право собственности З.Е.В. на нежилое помещение – хозяйственный сарай № площадью 3,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> секция №
Признать за Д.Н.В. право собственности в порядке наследования на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, и нежилое помещение - хозяйственный сарай № площадью 3,40 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> секция №.
Настоящее решение является основанием для регистрации прекращения права собственности З.Е.В. на хозяйственный сарай, и регистрации права собственности Д.Н.В. на квартиру и хозяйственный сарай.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья подпись
Решение суда изготовлено в окончательной форме 21 февраля 2018 года
Судья подпись
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.