ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Туапсе 18 марта 2019 года
Судья Туапсинского городского суда Краснодарского края Кошевой В.С., ознакомившись с материалами дела об административном правонарушении в отношении Платонова А.В., по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В Туапсинский городской суд из ОМВД России по Туапсинскому району поступил административный материал в отношении Платонова А.В. о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ.
При подготовке к рассмотрению административного дела судом установлено, что должностным лицом, составившем протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ, не обеспечена явка лица, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущим назначение наказания в виде административного ареста, в связи с чем протокол об административном правонарушении в отношении Платонова А.В. подлежит возврату в орган, составивший протокол на основании следующего:
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кодекс об административных правонарушения Российской Федерации предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
Согласно ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ, протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ,
присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п. 23.4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому, дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу (п. 23.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. N 40).
При изложенных обстоятельствах при рассмотрении дела об административном правонарушении, по существу, за совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Необеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении, повлечь отмену оспариваемых судебных постановлений не может, поскольку отсутствие такого лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. (Постановление Верховного суда РФ от 16 апреля 2014 года № 7-АД13-8).
При изложенных обстоятельствах на стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории в связи с не доставлением лица, в отношении которого ведётся производство по делу, административным законодательством не предусмотрено. Продление сокращённых сроков рассмотрения дел недопустимо, поэтому отсутствие протокола о задержании лица, в отношении которого ведется производство по делу, об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, с учётом положений ч.4 ст.29.6 КоАП РФ о том, что такое дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, рассматривается как неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела и которая исключает обеспечение правильного и своевременного рассмотрения такого дела, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Верховный суд РФ, в Постановлении от 16 апреля 2014 года № 7-АД13-8 указал, что не обеспечение должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, явки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении относится к существенным недостаткам протокола об административном правонарушении.
Указанные недостатки не могут быть устранены в ходе судебного заседания.
В силу ст. 29.4 КоАП РФ, судья обязан вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного и в соответствии с положением ч.3 ст.23.1, ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить дело об административном правонарушении в отношении Платонова А.В. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ, - для устранения недостатков в отдел ОМВД России по Туапсинскому району.
Председательствующий: ______подпись_________
Копия верна
Судья Туапсинского городского суда В.С. Кошевой