Судья – Потылицын А.В. № 33а-1579/2020 А-21а
24RS-0032-01-2019-002958-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Полынцева С.Н.,
судей – Войты И.В., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суровым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Крас-ноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО8
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 ноября 2019 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности, оставить без удовлетворения».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений (далее – Департамент) администрации г. Красноярска о признании незаконным ответов от 14 июня 2019 года за № С-9214 и № С-9224, возложении обязанности повторно рассмотреть ее заявления.
В обоснование своих требований сослалась на то, что является матерью троих несовершеннолетних детей, постоянно проживает совместно с ними в г. Красноярске, в связи с чем имеет право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В марте 2019 года на официальном портале «Красноярский край» в сети Интернет в разделе «Бесплатное предоставление земельных участков многодетным гражданам» опубликован перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в собственность многодетным гражданам. В связи с этим ее представителем – ФИО8 21 марта 2019 года направлено по почте в адрес Департамента 18 заявлений (вх. № С-9214, С-9217, С-9221, С-9238, С-9239, С-9240, С-9242, С-9288, С-9289, С-9224, С-9229, С-9230, С-9231, С-9235, С-9269, С-9275, С-9279, С-9283) о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков согласно указанному перечню. По истечении месяца посылка была возвращена в адрес отправителя с отметкой «Истечение срока хранения». ФИО8 получила посылку в почтовом отделении и передала в канцелярию Департамента нарочно в картонной коробке «Почты России» со всеми отметками, свидетельствующими об ее отправлении/возврате. Однако в рассмотрении ее требований было отказано на том основании, что к обращениям не приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми, а также в связи с поступлением заявлений за пределами срока сбора заявлений по публикации. Полагает, что предоставленные ей ответы являются незаконными, поскольку сведения о регистрации по месту жительства заявителя могли быть запрошены Департаментом в порядке информационного взаимодействия. Кроме того, она включена в книгу учета многодетных граждан, а потому у названного органа местного самоуправления имелись сведения о ее проживании с несовершеннолетними детьми по месту их регистрации. Также полагает, что заявления были направлены в Департамент в установленный срок - в течение месяца с момента опубликования перечня земельных участков, почтовое отправление не получено адресатом по обстоятельствам, зависящим от него, а потому, в соответствии с п. 1 ст. 165.1, п. 2 ст. 194 ГК РФ, указанные заявления подлежат рассмотрению Департаментом по существу.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В своей апелляционной жалобе ФИО8, действующая в интересах ФИО1 на основании доверенности, просит данный судебный акт отменить как принятый в нарушением норм материального и процессуального права. Настаивает на своей позиции, изложенной в административном исковом заявлении, что административному ответчику надлежало принять меры к самостоятельному получению требуемого документа.
Представителем Департамента представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым состоявшееся по делу судебное постановление подлежит оставлению без изменения. Полагает, что оснований для истребований документов в рамках информационного взаимодействия не имелось.
ФИО1 и ее представитель ФИО8, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (сведения о вручении заказных писем в т. 3 на л.д. 9-10, 37-39), не явились, направили ходатайство о рас-смотрении дела без их участия. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояс-нения представителей Департамента – ФИО5, АО «Почта России» - Адволотки-ной О.В., заинтересованных лиц – ФИО6, ФИО7, ФИО10, ФИО9, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФИО1 включена в Книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка. В марте 2019 года на едином краевом портале «Красноярский край» в сети Интернет была размещена информация об открытии приема заявлений многодетных граждан о предоставлении в собственности в безвозмездном порядке земельных участков, расположенных в Кировском и Октябрьском районах г. Красноярска, в срок до 1 апреля 2019 года (в отношении наделов, находящихся в Кировском районе г. Красноярска) и до 4 апреля 2019 года (применительно к наделам, находящимся в Октябрьском районе г. Красноярске).
В целях реализации своего права на получение земельного участка, ФИО1 21 марта 2019 года направила в адрес Департамента 18 заявлений (входящие номера С-9214, С-9217, С-9221, С-9238, С-9239, С-9240, С-9242, С-9288, С-9289, С-9224, С-9229, С-9230, С-9231, С-9235, С-9269, С-9275, С-9279, С-9283) о предоставлении ей поименованных в названном перечне наделов. По возвращении ей корреспонденции за истечением срока хранения, обращения 22 мая 2019 года были переданы непосредственно в канцелярию Департамента.
По результатам рассмотрения ее заявлений административным ответчиком были подготовлены ответы от 14 июня 2019 года № С-9214 и № С-9224 об отказе в выделении испрашиваемых земельных участков. Поводом для принятия таких решений послужило то, что ФИО1, в нарушение требований Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 и Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 года № 156-р, не приложила к своим заявлениям документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Дополнительно Департамент указал и на то обстоятельство, что обращения поступили в уполномоченный орган по истечении предусмотренного срока сбора заявлений.
Выражая несогласие с обозначенными ответами, ФИО1 как в рамках своего административного иска, так и апелляционной жалобы, настаивает на том, что требуемый документ мог быть получен органом местного самоуправления и самостоятельно, в порядке информационного взаимодействия, а потому оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка не имелось. Однако данный довод является несостоятельным ввиду следующего.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 39.19 указанного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В Красноярском крае указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям определен Законом Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542.
Согласно п. 2 ст. 14 данного Закона многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края. Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Как следует из пп. «г» п. 3 ст. 29.1 Закона «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления.
При подаче в орган нового заявления многодетным гражданином, состоящим в очереди, должен быть повторно представлен только документ, указанный в пп. «г» п. 3 ст. 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется (п. 4 ст. 29.2 указанного Закона).
Аналогичные положения получили закрепление и в п. 16 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и принятию решения по вопросу предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории г. Красноярска, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 19 июля 2013 года № 156-р.
Факт совместного проживания многодетного гражданина и его детей на территории г. Красноярска является обязательным условием для рассмотрения обращения о предо-ставлении земельного участка в силу требований Закона Красноярского края. Непредставление либо представление неактуального документа может иметь намерение скрыть факт утраты семьей заявителя статуса многодетной.
При этом под документом, подтверждающим совместное проживание заявителя с детьми, законодатель понимает именно выписку из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой,(похозяйственной) книги, а не сведения о регистрации по месту жительства.
Положения Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4 декабря 2008 года № 7-2542 не оспорены, не признаны недействующими, в связи с чем подлежат применению на территории Красноярского края.
Суд первой инстанции, дав оценку фактическим обстоятельствам дела, применив нормы права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о том, что ФИО1 не была исполнена установленная действующим законодательством обязанность при подаче нового заявления приложить документ, подтверждающий факт ее совместного проживания с детьми, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у административного истца реальной возможности предоставления в Департамент требуемого документа, не представлено. При таком положении суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие повода для признания незаконными оспариваемых решений органа местного самоуправления, отказавшего ФИО1. в предоставлении земельного участка именно по обозначенному основанию (неприобщение необходимых документов).
Довод же апелляционной жалобы, что Департамент имел возможность в порядке информационного взаимодействия запросить информацию о совместном проживании заявительницы с детьми, подлежит отклонению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 и п. 9 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, под межведомственным информационным взаимодействием понимается осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг взаимодействие по вопросам обмена документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных или муниципальных услуг, иными государственными органами, органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов, многофункциональными центрами. Таким образом, Законом прямо определены лица, участвующие в подобном взаимодействии.
Согласно сведениями с сайта reformgkn.ru, управление многоквартирным домом, находящимся по адресу: <адрес> (указан ФИО1 как место проживания ее семьи в заявлениях от 21 марта 2019 года, адресованных Департаменту), осуществляет коммерческая организация - ООО «УК Энергия Сибири», уполномоченная на предоставление выписок из финансово-лицевого счета. Поскольку управляющие организации не являются органами, участвующими в предоставлении услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», межведомственное взаимодействие между органом местного самоуправления и ООО «УК Энергия Сибири» не может быть осуществлено.
Неубедительна и ссылка заявителя на судебные постановления по аналогичному делу. В силу ст. 176 КАС РФ суд при вынесении решения по делу оценивает доказательства и устанавливает юридически значимые обстоятельства, которые в каждом конкретном случае обладают определенной индивидуальностью. В связи с этим не представляется возможным говорить о необходимости тождественности принимаемых судебных постановлений по делам данной категории.
Так, из судебных постановлений, на которые указывает административный истец в обоснование своей позиции в апелляционной жалобе и в ходатайстве о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в его отсутствие, усматривается, что лица, претендовавшие на предоставление земельных участков, проживают в частных домах. В связи с тем, что с 17 апреля 2018 года ведение домовых книг не предусмотрено, данным лицам надлежало представить акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка. Поскольку органом, подготавливающим данный документ, выступает администрация Железнодорожного района г. Красноярска, Департамент в рассматриваемых случаях не лишен был возможности получить требуемые сведения в порядке информационного взаимодействия. Заявительница же по настоящему делу, как указывалось ранее, проживает в многоквартирном доме, а потому должна самостоятельно принимать меры к получению необходимого документа.
В настоящее время спорные земельные участки распределены между многодетными гражданами, подавшими заявления об их предоставлении до истечения установленного срока (до 1 и до 4 апреля 2019 года) и приобщившими к своим заявлениям требуемый документ. Указанными лицами приняты меры к составлению схем размещения наделов, постановке их на кадастровый учет, а некоторыми – и к регистрации права собственности в определенном законом порядке. На это обстоятельство они, а также представитель Департамента (т. 1 л.д. 178-207, 219-234) обратили внимание в ходе рассмотрения дела.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено, решение суда постановлено по результатам оценки представленных сторонами доказательств и установления юридически значимых фактов, на которые ссылается и заявитель в своей апелляционной жалобе. Иных доводов, ставящих под сомнение правильность состоявшегося судебного акта, не приведено.
При таком положении, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО8 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья – Потылицын А.В. № 33а-1579/2020 А-21а
24RS-0032-01-2019-002958-35
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
3 февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего – Полынцева С.Н.,
судей – Войты И.В., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суровым Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Крас-ноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО8
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 ноября 2019 года, кото-рым постановлено:
«Административные исковые требования ФИО1 к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным отказа в рассмотрении заявлений о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков, возложении обязанности, оставить без удовлетворения».
руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 13 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО8 без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: