Дело № 2-340/2024 (2-6501/2023;)
УИД: 04RS0018-01-2023-006927-07
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2024 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Шатаевой Н.А., при секретаре Цырендашиевой Е.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трускова А. Б. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>, МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, МУ Комитет по строительству Администрации <адрес>, Правительство Республики Бурятия о возложении обязанности предоставить земельный участок, возмещения действительной рыночной стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, истец просит возложить на ответчика обязанность предоставить в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок, оборудованный дорожной сетью и водоснабжением.
Исковые требования мотивированы тем, что Трусков А.Б. совместно с супругой Трусковой А.Г. состоят в очереди на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность, бесплатно, по категории «граждане, имеющие 3-х и более детей». Однако до настоящего времени участок не предоставлен. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ текущий номер очередности составляет 932. Предоставление земельных участков последние годы приостановлено. Старшему ребенку исполнилось 18 лет, и в ближайшее время семья утратит статус многодетной семьи и соответственно право на получение земельного участка.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющие самостоятельные требования привлечена Трускова А.Г., действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей Трусоковой М.А., Трускова Т.А., Трускова И.А.
В судебном заседании истец Трусков А.Б. и третье лицо Трускова А.Г. действующая в интересах несовершеннолетних детей увеличили исковые требования, просили признать незаконным бездействия ответчика Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>, Правительства РБ, выразившиеся в непринятии решения о предоставлении земельного участка. Просили обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> предоставить в собственность земельный участок Трускову А.Б., Трусковой А.Г. для индивидуального жилищного строительства в границах <адрес>, оборудованный дорожной сетью и водоснабжением, в случае невозможности предоставления земельного участка, просили взыскать с Правительства РБ стоимость земельного участка в размере 1 831 750 рублей, исходя из действительной рыночной стоимости одной сотки земельного участка в расчете 10 соток.
В судебном заседании представители МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> Манханова Б.Б., Шагдуржапова Б.Д., на основании доверенности с исковыми требованиями не согласились, представили письменный отзыв, просили в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку бездействий Комитета в предоставлении земельных участков многодетным семьям, обеспеченных инфраструктурой не имеется, указанное вызвано отсутствием пригодных земельных участков. Распоряжением №-р утвержден план мероприятий по инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства многодетным семьям, в рамках которого Администрацией <адрес> производит соответствующие мероприятия. Срок для строительства объектов установлен 2021-2024 года. С 2020 года льготные участки не предоставлялись. После строительства объектов инженерной инфраструктуры Комитетом будет возобновлена работа по предоставлению земельных участков в соответствии с Законом №. В случае удовлетворения требований истцов решение суда будет неисполнимым. Кроме того, просила учесть, что непредоставление земельных участков обусловлено отсутствием финансирования со стороны субъекта Российской Федерации, реализующим через орган местного самоуправления свои полномочия по реализации мер социальной поддержки льготной категории граждан, в связи с чем считала, что возложение указанной обязанности на орган местного самоуправления без возложения соответствующей обязанности по финансированию будет нарушением прав органа МСУ. Кроме того, возложение обязанности на Комитет по предоставлению земельного участка, обеспеченного необходимой инфраструктурой в отрыве от действий органов исполнительной власти Республики Бурятия противоречит действующему законодательству. Также просили учесть, что удовлетворение требований истцов приведет к нарушению прав граждан, также имеющих право на предоставление земельного участка.
Представитель Правительства РБ Митыпова Е.В. на основании доверенности, считала, что Правительство РБ является ненадлежащим ответчиком, поскольку уполномоченным органом на предоставление земельного участка является Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> –Удэ. Указала, что бездействия со стороны Правительства РБ отсутствует. Также просила отказать во взыскании стоимости земельного участка, поскольку на законодательном уровне такая возможность не предусмотрена.
Представитель Комитета по строительству Администрации <адрес> Воронова Ю.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что Комитет по строительству не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем Комитет является ненадлежащим ответчиком. Считала, что в случае удовлетворения иска будут нарушены права иных граждан, которым предполагается предоставление земельного участка во внеочередном порядке. Считала, что предоставление земельных участков многодетным семьям является расходным обязательством Республики Бурятия, однако Законом РБ № не предусмотрен источник финансирования по обеспечению граждан инфраструктурой. Учитывая, что бюджет городского округа «Улан-Удэ» принят на 2024 год с дефицитом в сумме 466 800 рублей, то обеспечение земельными участками с инфраструктурой для многодетных семей является нарушением бюджетного законодательства. Считала, что Правительство Республики Бурятия обязано обеспечить земельные участки инфраструктурой либо осуществить финансирование муниципального образования для выполнение данных работ.
Представитель Комитета городского хозяйства Администрации <адрес> Куренов А.Ю. на основании доверенности возражал по заявленным требованиям, по основаниям изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64).
В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан.
Вопрос социальной поддержки многодетных семей отнесен к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обязанность по предоставлению гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и, соответственно, подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (действовавшей на момент постановки истцов в очередь на предоставление земельного участка) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ ст. 28 Земельного Кодекса РФ утратила силу, введена в действие ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.
В <адрес> порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
Согласно ч.5 ст. 1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющими и воспитывающими трех и более детей, включая родных, усыновленных и приемных, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1831-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия" за гражданами, имеющими трех и более детей, и гражданами, являющимися приемными родителями, имеющими трех и более детей, вставшими на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, до вступления в силу настоящего Закона право на бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков по основаниям, установленным частями 5 и 5.1 статьи 1 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", сохраняется
Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).
Из части 4 ст. 1.2.данного Закона Республики Бурятия следует, что:
гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющими и воспитывающими трех и более детей, включая родных, усыновленных и приемных, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки в соответствии с настоящим Законом предоставляются во внеочередном порядке (абз.1).
в случае превышения количества граждан, состоящих в очереди на получение земельных участков, имеющих внеочередное право получения земельных участков, над количеством земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам, указанным в абзацах первом и втором настоящей части, в очередном году, доля предоставляемых земельных участков гражданам, указанным в абзаце втором настоящей части, должна составлять тридцать процентов от общего количества земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам, указанным в абзацах первом и втором настоящей части, в очередном году (абз. 2).
Согласно ч.7 ст. 1.2 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III решение о предоставлении земельного участка гражданину принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом и землепользовании Администрации <адрес>.
В соответствии с п. 3.1 данного Положения Комитет по управлению имуществом и землепользованию принимает решения о предоставлении земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и нормативными правовыми актами муниципального образования городской округ "<адрес>".
Судом установлено, что Трусков А.Б., Трускова А.Г. состоят на учете на получение земельного участка в собственность бесплатно по категории «Граждане, имеющие трех и более детей» с ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось. Номер порядковой очереди составляет 932.
До настоящего времени земельный участок истцам не предоставлен, решение о предоставлении земельного участка в соответствии с предоставленными полномочиями Комитетом не принято, что повлекло длительное нарушение прав истцов. На протяжении длительного времени истцы лишены возможности осуществить индивидуальное жилищное строительство и тем самым реализовать свое право на обеспечение жильем. При этом суд находит заслуживающими внимание доводы истца Трускова А.Б. о том, что при достижении старшим ребенком возраста 23 лет семья утратит статус «многодетной», соответственно отпадут основания для предоставления им земельного участка, который семья ждет уже на протяжении такого длительного срока.
Доводы представителя ответчика о принятии мер в целях обеспечения предоставляемых участков инфраструктурой, выполнении мероприятий, предусмотренных Распоряжением Правительства Республики Бурятия №-р от ДД.ММ.ГГГГ суд находит не состоятельными, поскольку действующее законодательство не освобождает ответчика при отсутствии земельных участков, обеспеченных инфраструктурой, от обязанности по предоставлению их многодетным семьям. Уполномоченные органы должны предвидеть потребность в земельных участках для многодетных семей и заблаговременно принимать меры к обеспечению земельных участков инфраструктурой. Отсутствие достаточного количества земельных участков не предполагает, что обязанность предоставить земельный участок многодетной семье может не исполняться более 11 лет. Иное означает нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Также суд находит несостоятельным доводы представителя Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> о нарушении прав других лиц, которые также находятся в очереди, поскольку указанное не исключают возможности удовлетворения заявленных требований путем выделения и (или) подготовки к выделению других земельных участков.
Пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"к вопросам местного значения сельского поселения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения.
Согласно части 1 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Земельный кодекс Российской Федерации закрепил право органов местного самоуправления осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11 ЗК РФ).
В силу вышеприведенных норм обязанность по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, лежит на органе местного самоуправления, и выполнение обязанностей, предусмотренных законом, не свидетельствует о вмешательстве в деятельность органа местного самоуправления и нарушении его прав. Обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях, предусмотренных законом. В данном случае возложение на ответчика Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> обязанности по предоставлению земельного участка многодетной семье направлено на восстановление нарушенных прав и о нарушении принципа самостоятельности органов местного самоуправления не свидетельствует.
В связи с этим, у Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> имеется обязанность обеспечить выделение земельных участков многодетным семьям в соответствии Законом Республики Бурятия N 115-III. Не предоставление земельного участка Трусковым как многодетной семье свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих полномочий, возложенных на него законом.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования в части признания незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом и землепользованию <адрес> и обязании ответчиков предоставитьб земельный участок является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым возложить обязанность именно на ответчика Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> предоставить Трусковым как многодетной семье земельный участок в собственность бесплатно в соответствии с Законом Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 115-III "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности".
В удовлетворении требований к Правительству РБ, Комитету по строительству, Комитету городского хозяйства необходимо отказать.
При этом суд считает заслуживающими внимания доводы представителя Правительства РБ о том, что законом не установлена возможность взыскания или возмещения в денежном эквиваленте рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения требований в указанной части.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Трускова А. Б. и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования Трусковой А. Г. к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>, МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, МУ Комитет по строительству Администрации <адрес>, Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности предоставить земельный участок, возмещения действительной рыночной стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>, выразившееся в непринятии решения о предоставлении Трускову А. Б., Трусковой А. Г. земельного участка.
Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> предоставить в собственность Трускову А. Б., Трусковой А. Г. бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В удовлетворении требований к МУ Комитет городского хозяйства Администрации <адрес>, МУ Комитет по строительству Администрации <адрес>, Правительству Республики Бурятия отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в месячный срок со дня принятия решении я судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.03.2024.
Судья Н.А. Шатаева
Верно: Судья Н.А. Шатаева
Секретарь: Е.Ц. Цырендашиева
Подлинник решения (определения) находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское (административное) дело (материал) 2-340/2024 (2-6501/2023;)