УИД 03RS0049-01-2022-000560-14
Дело №5-1102/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
06 июня 2022 года г.Уфа ул.Свердлова д.96
Судья Кировского районного суда г.Уфы Уфы Республики Башкортостан Совина О.А.
при участии защитника Гильмановой Л.А.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ООО «АВТОМАРКЕТ» Валиуллина Азата Миратовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу <адрес>,
установила:
прокуратурой Краснокамского района по поручению прокуратуры Республики Башкортостан в период времени с 14.02.2022 по 01.03.2022 года проведена проверка соблюдения трудового законодательства юридическим лицом ООО «АВТОМАРКЕТ».
Проверкой установлено несоблюдение антиковидных мер, предусмотренных Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 года №УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в обособленном подразделении ООО «АВТОМАРКЕТ», расположенном по адресу <адрес>: на контрольно-пропускном пункте при входе не осуществляется термометрия (замер температуры тела работников и посетителей с занесением результатов в соответствующие журналы); отсутствует схема оповещения в режиме повышенной готовности, алгоритм действия работников при обнаружении признаков заболевания.
Вышеуказанные нарушения допущены по вине директора ООО «АВТОМАРКЕТ» Валиуллина А.М., который, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, не организовал проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации и действующими санитарными правилами.
По данному факту постановлением прокурора Краснокамского района Щербинина Н.А. от 01.03.2022 года в отношении должностного лица Валиуллина А.М. возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением судьи Краснокамского межрайонного суда РБ от 01.04.2022 года по ходатайству Валиуллина А.М. дело об административном правонарушении передано на рассмотрение Кировского районного суда г.Уфы РБ.
В судебном заседании защитник Валиуллина А.М. Гильманова Л.А. вину Валиуллина А.М. в совершении административного правонарушения не признала по доводам, указанным в письменном возражении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Валиуллин А.М. и прокурор Краснокамского района Щербинин Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
С учетом положений статьи 29.7 КоАП РФ дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года №715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон №68-ФЗ) к обязанностям граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в числе иных, отнесены обязанности соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 года № 417 (далее - Правила).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а» статьи 10 Закона №68-ФЗ, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 года №УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Башкортостан.
Данным Указом (в редакции, действующей в период с 14.02.2022 по 01.03.2022 года) установлены обязательные для исполнения гражданами, организациями, индивидуальными предпринимателями правила поведения в соответствии с настоящим Указом, в частности:
- организации (ИП, самозанятые) обязаны соблюдать правила поведения, установленные настоящим Указом, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, а также рекомендациями Роспотребнадзора (пункт 8);
- работодатели (ИП, самозанятым), осуществляющие свою деятельность на территории Республики Башкортостан, в случае выявления очага новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) обязаны во взаимодействии с Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан своевременно проводить санитарно-противоэпидемиологические мероприятия;
- работодатели обязаны рассмотреть возможность возложения на одного или нескольких работников в зависимости от численности работников организации (ИП) функций по проведению входной термометрии, проверки ношения работниками и посетителями средств индивидуальной защиты, соблюдения работниками иных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - антиковидный инспектор) с обеспечением условий для выполнения работником (работниками) функций антиковидного инспектора (ознакомление с материалами о деятельности антиковидных инспекторов, размещенными на официальном сайте Главы Республики Башкортостан (www.glavarb.ru), разработка регламента действий антиковидного инспектора, освобождение от иных трудовых обязанностей, предоставление средств индивидуальной защиты (масок и перчаток), выделение отличительной повязки или специальной одежды, установление по возможности дополнительной надбавки к заработной плате при надлежащем выполнении функций антиковидного инспектора);
- работодатели обязаны обеспечить неукоснительное соблюдение разработанных Роспотребнадзором рекомендаций для работодателей по профилактике коронавирусной инфекции на рабочих местах от 29.09.2020 года, размещенных на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан (www.02.rospotrebnadzor.ru/content/228/39566/), в том числе.
Основанием для возбуждения в отношении должностного лица Валиуллина А.М. дела об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ послужили выявленные в ходе проверки соблюдения антиковидных мер в обособленном подразделении ООО «АВТОМАРКЕТ», расположенном по адресу <адрес>, штатная численность которого составляет 10 работников, нарушения, а именно:
- на контрольно-пропускном пункте при входе не осуществляется термометрия (замер температуры тела работников и посетителей с занесением результатов в соответствующие журналы);
- отсутствует схема оповещения и алгоритм действия работников при обнаружении признаков заболевания.
Указанные факты подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.03.2022 года, решением о проведении проверки от 14.02.022 года, справкой по результатам проверки от 21.02.2022 года, актом проверки от 25.02.2022 года, объяснением ФИО5 от 01.03.2022 года, объяснениями ФИО6 и ФИО7 от 21.02.2022 года.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и исследованные документы составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что должностным лицом Валиуллиным А.М. приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил поведения при введении режима повышенной готовности.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 2, 11, 29 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил является составной частью осуществляемой ими деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия должны проводиться своевременно и в полном объеме.
Выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий обеспечивается органами власти путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Должностным лицом Валиуллиным А.М. не соблюдены правила поведения при введении режима повышенной готовности, установленные Указом Главы Республики Башкортостан от 18.03.2020 года №УГ-111 (в редакции, действующей в период с 14.02.2022 по 01.03.2022 года).
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий Валиуллина А.М. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
На основании вышеизложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий директора ООО «АВТОМАРКЕТ» Валиуллина А.М. с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вина должностного лица Валиуллина А.М. в ненадлежащем выполнении введенных на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, правил поведения, объективно установлена и доказана в ходе производства по делу.
Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
При назначении административного наказания должностному лицу Валиуллину А.М. учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, совершение административного правонарушения впервые.
С учетом вышеназванных обстоятельств, считаю необходимым назначить должностному лицу Валиуллину А.М. административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
должностное лицо – генерального директора ООО «АВТОМАРКЕТ» Валиуллина Азата Миратовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа УФК по РБ (Прокуратура Республики Башкортостан) ИНН 02744038937 КПП 027401001 ОКАТО 80401000000 расчетный счет 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ по РБ Банка России г.Уфы БИК 048073001 КБК 41511690020020000140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его получения путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Совина О.А.