Дело № 2-1-997/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
11 июля 2019 г. г. Ливны
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего - судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Киреевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Стрекачева А.А. к Федеральному Казенному учреждению Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Стрекачев А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в Федеральном Казенном учреждении Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области).
Стрекачев А.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России) о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указано, что 07.02.2019 по прибытию в колонию из –за сильно обострившегося эмоционального состояния совершил суицид путем нанесения самопорезов предплечий. После этого у него некоторое время сохранялись суицидные мысли, и 14.02.2019 он вновь нанес самопорезы предплечья. Однако в этот день он был водворен в ШИЗО на 14 суток. По его мнению, водворение в ШИЗО лица, имеющего явные признаки психического расстройства, недопустимо. Врачебно – психическое освидетельствование перед помещением в ШИЗО ему не проводилось, в связи с чем вопрос о том, может ли он содержаться в ШИЗО, остался не выясненным. В связи с незаконным водворением в ШИЗО он перенес моральные страдания, выразившиеся в том, что постоянное нахождение в этом помещении негативно сказывалось на психо – эмоциональном состоянии, вызвало нервное напряжение, в результате у него произошел психический срыв, и он совершил порчу государственного имущества.
В счет компенсации морального вреда просил взыскать 20000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Федеральное Казенное учреждение Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Федеральная служба исполнения наказаний России.
В судебном заседании Стрекачев А.А. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области и ФСИН России Скуридин А.В., представитель ответчика ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России Сыч П.В. в судебном заседании исковые требования Стрекачева А.А. не признали.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 11 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток (п. «в» ч. 1 ст. 115 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 117 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации, при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 Уголовно – исполнительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено при рассмотрении дела, Стрекачев А.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области).
14.02.2019 постановлением начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области Стрекачев А.А. был водворен в штрафной изолятор на 14 суток за нарушение установленного порядка отбывания наказания.
Свои требования Стрекачев А.А. обосновывает отсутствием факта освидетельствования его перед водворением в ШИЗО врачом – психиатром, и незаконностью водворения его в изолятор в связи с наличием в тот момент явных признаков психического расстройства.
Приказом Минюста РФ от 09.08.2011 № 282 утвержден Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья.
В соответствии с положениями вышеуказанного Порядка, при проведении медицинского осмотра изучаются жалобы осужденного, медицинская карта, проводится медицинский осмотр и при необходимости - дополнительные методы исследований. Полученные результаты в установленном порядке фиксируются в медицинской карте и сообщаются осужденному. В медицинскую карту осужденного вносится запись об основании проведения медицинского осмотра, диагноз выявленных заболеваний и формулируется заключение о возможности или невозможности по состоянию здоровья нахождения осужденного в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах. Соответствующие записи также вносятся в журнал регистрации амбулаторных больных (п. 10).
После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (п. 12).
Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности нахождения осужденного в помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, одиночной камере, штрафном или дисциплинарном изоляторе является заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе в медицинской части) (п. 14).
В постановлении о водворении Стрекачева А.А. в штрафной изолятор от 14.02.2019 в графе «медицинское заключение» имеется запись «В ШИЗО содержаться может», дата и время записи и подпись медицинского работника – фельдшера медчасти Сыча П.В.
В медицинской карте осужденного Стрекачева А.А. также имеется бланк медицинского заключения от 14.02.2019, в котором указано, что Стрекачев А.А. был осмотрен фельдшером МЧ-1 Сычом П.В. на предмет возможности содержания в ШИЗО. Указано, что осматриваемым предъявлены жалобы на боли в области правого предплечья, при осмотре установлено наличие раны области правого предплечья размером 7,0 х 1,5 см. По результатам осмотра сделано заключение о том, что Стрекачев А.А. содержаться в ШИЗО может.
08.02.2019г. в карантине Учреждения Стрекачев А.А. был осмотрен врачом – психиатром, после чего был сделан вывод о нуждаемости Стрекачева А.А. в усиленном контроле со стороны дежурного наряда в связи с высокой вероятностью совершения суицидальных действий, также он был осмотрен психиатром 12.02.2019.
Допрошенный в судебном заседании врач – психиатр П в судебном заседании пояснил, что у Стрекачева А.А. в указанные даты отмечалось нервное возбуждение, в связи с чем были прописаны успокоительные препараты, рекомендовано нахождение под контролем сотрудников учреждения, однако данное состояние не препятствовало нахождению Стрекачева А.А. в штрафном изоляторе.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает необходимость осуществления медицинского осмотра перед водворением осужденных в штрафной изолятор узкими специалистами.
В соответствии с квалификационной характеристикой должности «Фельдшер», содержащейся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, фельдшер осуществляет оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; диагностирует типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначает лечение, оказывает доврачебную помощь.Исходя из изложенного, фельдшер является специалистом, обладающим необходимыми познаниями в области медицины, в том числе психиатрии, чтобы установить при осмотре наличие либо отсутствие у осматриваемого заболевания, требующего оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях.
Кроме того, фельдшер медчасти является сотрудником ФКУЗ МСЧ-57 ФСИН России, а не должностным лицом учреждения, начальником которого было принято решение о водворении истца в штрафной изолятор, в связи с чем доводы о служебной заинтересованности лица, давшего медицинское заключение о возможности содержания в ШИЗО, не основаны на объективных данных и подлежат отклонению.
Исходя из изложенного, основания не доверять выводам медицинского заключения от 14.02.2019 в отношении истца у суда отсутствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что меры воздействия в виде водворения в штрафной изолятор к Стрекачеву А.А. были применены с соблюдением положений части 4 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в нем по состоянию здоровья.
Судом отклоняется довод истца о том, что водворение в ШИЗО привело его к психическому срыву, в результате которого он совершил порчу имущества, поскольку в судебном заседании не нашел своего подтверждения факт порчи имущества истцом в состоянии, исключающем осознание им значения своих действий. Напротив, данный факт опровергается материалами по факту порчи Стрекачевым А.А. государственного имущества, в том числе актом от 20.02.2019, заключением от 22.02.2019, из которых следует, что Стрекачев А.А. порчу имущества не отрицал, о каких – либо особенностях своего состоянии в момент совершения данных действий не заявлял.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствует вина должностных лиц ответчиков в перенесенных нравственных переживаниях истца по поводу водворения в штрафной изолятор, в связи с чем оснований для взыскания компенсации истцу морального вреда не имеется и в удовлетворении требований истца следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Стрекачева А.А. к Федеральному Казенному учреждению Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико – санитарная часть – 57 Федеральной службы исполнения наказаний России, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Ливенский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья