Решение по делу № 2а-1448/2018 от 13.06.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июля 2018 г. г. Тольятти

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Мыльниковой Н.В.

при секретаре Зюзляевой А.М.

с участием административного истца Гончаровой Л.Я., ее представителя Сидоровой И.Д. по доверенности, представителя административного ответчика Управления «Росреестра» - Блюзиной Л.В. по доверенности, заинтересованного лица Корнева Н.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1448/2018 по административному иску Гончаровой Л. Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании действий и обязании включить сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке, осуществить государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

Гончарова Л.Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии включить сведения в ЕГРН о ранее учтённом земельном участке площадью 602,3 кв.м., находящегося по адресу: ...., и присвоить ему кадастровый номер; обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права на вышеуказанный земельный участок общей площадью 602,3 кв.м, на имя истца Гончаровой Л. Я..

Заявленные требования мотивированы тем, что истец обратилась к ответчику с заявлением о включении в ЕГРН сведений о ранее учтённом земельном участке площадью 602,3 кв.м., находящемся по адресу: ...., и присвоении ему кадастрового номера. Однако письмом от 13.02.2018 г.ответчик отказал в существлении действий по включению в ЕГРН сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 602,3 кв.м. Считает отказ ответчика является неправомерным, необоснованным, принятым вопреки нормам права, поскольку у истца право на указанный земельный участок возникло до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ, что подтверждается техническим паспортном на жилой дом по адресу: г. Тольятти, 2-ая Линейная улица, д. 38, в котором имеется план земельного участка площадь. 602,3 кв.м. в масштабе М 1:500, где в графе «экспликации земельного участка» указано, что по документам по вышеуказанному адресу площадь земельного участка составляет 602,3 кв.м.; фактически площадь земельного участка составляет 602,3 кв.м., причём под застройкой находится 98,8 кв.м.; под дворовым покрытием (отмос) - 50 кв.м.; под огородом - 453,5 кв.м. Истец представила ответчику свидетельство о праве на наследство по закону от 19.08.1992 г., согласно которому наследственное имущество, на которое выдано вышеуказанное свидетельство, состояло из целого жилого деревянного дома общей полезной площадью 59/5 кв.м.; жилой площади – 33,3 кв.м, со службами и сооружениями при нём; с оценкой – 37 264 рубля, расположенного на земельном участке мерою - 602,3 кв.м., находящегося в ...., принадлежащего наследодателю на основании договора купли-продажи. Спора по границам между соседями нет.

В судебном заседании административный истец Гончарова Л.Я. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, пояснила, что наследником дома и земельного участка по указанному выше адресу является ее умерший супруг Г, унаследовавший указанное имущество у своей матери Г1 В настоящее время намерена оформить право собственности на наследство после смерти супруга, однако не имеет возможности, поскольку земельный участок не стоит на кадастровом учете и не имеет кадастрового номера.

Представитель административного истца Сидорова И.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные установочной части решения, также пояснила, что истец обратился к ответчику с заявлением о включении сведений о принадлежащем ей земельном участке в ЕГРН, как о ранее учтённом земельном участке, однако ответчик отказал в заявленных требованиях. К указанному заявлению были приложены все необходимые документы: свидетельство о праве на наследство, технический паспорт на дом и акт технической инвентаризации. С заявлением о регистрации права и постановке земельного участка на кадастровый учет истец не обращался.

Представитель административного ответчика Управления «Росреестра» Блюзина Л.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в них отказать. Пояснив, что в просительной части истец не просит признать какие-либо действия ответчика незаконными, тогда как с требованием об обязании возможно выйти только в случае признания действий незаконными. Административный истец обратился к ответчику с заявлением о включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в чем истцу было правомерно отказано, поскольку в представленных ею документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. В своих доводах указывает на технический паспорт, как на правоустанавливающий документ. Однако МП «Инвентаризатор» осуществляет технический учет строений и сооружений, учет земельных участков не осуществляет. Представленное свидетельство о праве собственности на жилой дом выдано не на имя истца, а на имя другого лица, что также не является правоустанавливающим документом на земельный участок. Полагает, Гончаровой Л.Я. избран неверный способ защиты права.

Заинтересованное лицо Корнев Н.М. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что спора по границам с земельным участком административного истца не имеется.

Суд, выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).

Исходя из содержания п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", а также в силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, то есть действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В силу части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании Гончарова Л.Я. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением ... о включении сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 602,3 кв.м., находящемся по адресу: .....

Уведомлением от 26.02.2018 г. № 63-0-1-174/3304/2018-232 Гончаровой Л.Я. было отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в связи с тем, что в представленных ею документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным. Также указано, что представленное свидетельство о праве на наследство по закону от 19.08.1992 на имущество, состоящее из целого жилого дома, однако документ, устанавливающий или подтверждающий право собственности истца на указанный земельный участок, отсутствуют. Рекомендовано предоставить документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок (л.д. 7).

Административный истец считает, что отказ Управления Росреестра по Самарской области не соответствует действующему законодательству и нарушает ее права и законные интересы.

Однако суд не может согласиться с доводами административного истца, исходя из следующего:

В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Часть 4 ст. 69 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, устанавливает, что технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 Закона, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании: 1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости; 2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав; 3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Согласно ч. 7 ст. 69 Закона, в течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости: в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

В силу ч. 8 ст. 69 Закона, орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Статьей 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).

Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения" (пункт 9).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (пункт 9.1).

Как уже ранее установлено судом Гончарова Л.Я. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о включении сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 602,3 кв.м., находящегося по адресу: ...., представив ответчику документы: технический паспорт на жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, акт технической инвентаризации, свидетельство о праве собственности на жилой дом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Гончаровой Л.Я., свидетельство или другой документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок, ответчику представлены не были.

При этом представленные административным истцом документы свидетельство о праве собственности на наследство по закону (л.д.26), на жилой дом общей площадью 59,5 кв.м., жилой 33,3 кв.м. по адресу: ...., из которого следует, что наследником Г1 (свекрови административного истца), является ее сын Г (супруг административного истца), а также технический паспорт на дом и акт технической инвентаризации, на которые ссылается истец не содержат сведений, позволяющих считать земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, как ранее учтенный объект, а лишь свидетельствуют о нахождении в фактическом пользовании истца данного земельного участка, соответственно, не могут являться устанавливающими или подтверждающими то или иное право Гончаровой Л.Я. на указанный земельный участок.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Гончаровой Л.Я. к заявлению о включении сведений на объект недвижимости как о ранее учтенном, не приложены документы, являющиеся основаниями для включения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтенном, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и как следствие возложении обязанности на административного ответчика включить сведения о спорном земельном участке, как о ранее учтенном в ЕГРН.

Отсутствие претензий заинтересованных лиц относительно границ спорного земельного участка, правовых последствий в данном случае не несут, поскольку право собственности не может быть подтверждено показаниями свидетелей.

В части требований о возложении на ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права на спорный земельный участок, суд также не находит оснований для удовлетворения данных требований, поскольку в соответствии со ст. 226 КАС РФ, суд не установил нарушение прав, свобод и законных интересов истца ответчиком, поскольку с заявлением о государственной регистрации права на указанный земельный участок истец к ответчику не обращался и Управление Росреестра в указанной регистрации истцу не отказывало.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227- 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Гончаровой Л. Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об оспаривании действий и обязании осуществить государственную регистрацию права на земельный участок, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.07.2018 г.

Судья Н.В. Мыльникова

2а-1448/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гончарова Л.Я.
Ответчики
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографИИ ПО сАМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Другие
Сидорова И.Д.
Корнев Н.М.
Спирина Т.П.
Городецкий С.А.
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти
Дело на странице суда
komsomolsky.sam.sudrf.ru
13.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
15.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2018[Адм.] Судебное заседание
09.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2018Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
15.06.2018Передача материалов судье
18.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2018Судебное заседание
11.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2018Дело оформлено
16.08.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее