Дело № 2-1765/2023
УИД:60RS0001-01-2022-012933-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2023 года г. Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Цветковой О.Л.,
при секретаре Славненко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пааль Л.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области об обязании предоставить расчет пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Пааль Л.С. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области об обязании предоставить расчет пенсии.
В обоснование иска указано, что истец с 02.09.2013 является пенсионером по старости. У истца имеются периоды работы на территории Эстонской Республики (ранее ЭССР) и ее пенсия начислена по закону № 173-ФЗ и Договору между Российской Федерацией (далее РФ) и Эстонской Республикой (далее ЭР), в соответствии с которым стаж, приобретенный на территории ЭССР и РФ суммируются, так как стаж на территории РФ менее 20 лет. По действующему пенсионному законодательству Эстонской Республики возраст выхода на пенсию для женщин 1958 года рождения – 64 года 3 месяц, а значит с 06.11.2022 истец может получать пенсию от Эстонской Республики за стаж приобретенный на ее территории. Эстонская сторона по обращению истца через Пенсионный фонд РФ прислала предварительный расчет размера пенсии за стаж, выработанный на территории ЭССР. При этом российская пенсия исчислена суммированием российского и эстонского стажа, и соответственно она должна быть пересчитана при получении пенсии в Эстонской Республике, из российской пенсии должен быть исключен стаж на территории ЭССР, так как за этот стаж пенсию будет выплачивать иностранное государство. Поскольку истец хочет определиться с тем какая пенсия будет более выгодна – остаться на российской пенсии или перейти на российско-эстонскую, она обратилась в ПФ РФ с заявлением о предоставлении расчета размера пенсии, исчисленного без учета эстонского стажа. ПФ РФ такой расчет представить отказался, ссылаясь на то, что установленный размер пенсии не измениться при назначении и выплате пенсии Эстонской Республикой за стаж, выработанный на ее территории. Отсутствие такого расчета не только не дает истцу возможности выбрать наиболее выгодный вариант расчета пенсии, но и лишает возможности оспаривать правильность исчисления размера пенсии в порядке искового производства. На основании ст. 1-4 Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст. 245-247 ГПК РФ, ст. 46 Конституции РФ, главы 25 ГПК РФ просит обязать ответчика восстановить допущенное нарушение права – представить расчет пенсии на 06.11.2022 без учета трудовой деятельности на территории ЭССР с 18.09.1979 по 24.12.1979, с 18.02.1980 по 18.10.1989, с 06.11.1988 по 06.03.1989, с 15.05.1989 по 30.06.1989, с 16.08.1989 по 01.12.1989, с 02.01.1991 по 31.07.1991, с 01.08.1991 по 17.11.1991.
В судебном заседание истец Пааль Л.С. исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске. Дополнительно указала, что она имеет право выбрать какую получать пенсию – российскую или эстонскую, но из-за того что расчет без учета эстонского стажа ей не предоставлен она лишена такого права. При этом полагала, что представленный в ответе ПФ РФ от 28.11.2022 расчет не соответствует нормам законодательства, поскольку в нем учитывается период работы в Эстонской Республике. Считает, что при получении пенсии на территории Эстонской Республики из стажа, выработанного на территории РФ, период работы в Эстонской Республики должен быть исключен, что однозначно должно повлиять на размер пенсии. Указание в представленном ПФ РФ расчете о том, что размер пенсии не изменится является незаконным и противоречащим нормам законодательства. Также указала, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 13 ФЗ № 167, ст. 10, 11, 12 ФЗ № 165 застрахованные лица имеют право на получение информации о действиях страховщиков, страховщики обязаны бесплатно предоставлять застрахованным лицам информацию о своей деятельности, страхователи имеют право бесплатно получать информацию о нормативно-правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения выплачиваемого застрахованному лицу, поэтому отказ ПФ РФ в предоставлении запрашиваемого расчета является нарушением прав истца. Поскольку в соответствии со ст. 24 Конституции РФ гражданин имеет право, а должностные лица и сотрудники других муниципальных образований обязаны предоставлять гражданину сведения, которые касаются непосредственно его прав и свобод, и учитывая, что размер пенсии это материальное право, то отказ предоставить расчет пенсии без учета эстонского стажа, является нарушением прав и свобод. Считает, что отказ в предоставлении испрашиваемого расчета пенсии лишает возможности проверить правильность исчисления пенсии, возможности выбора между тем, какую пенсию получать – российскую или эстонскую, а также нарушает право на получение информации, гарантированное Конституцией РФ. Считает, что в действиях ответчика имеется нарушение положений Закона № 59-ФЗ, так как запрашиваемая информация не предоставлена.
27.02.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области на надлежащего ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области, в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 328п от 12.12.2022.
Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области ФИО в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Полагала, что в данном случае отсутствует предмет спора, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с нормами Российского законодательства – Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, которым закреплен принцип пропорциональности выплаты пенсии. При этом право выбора между российской или эстонской пенсией ни закон о страховых пенсиях ни международный договор не предусматривают. Истец вправе только получать российскую пенсию не обращаясь за получением пенсии в Эстонскую Республику. Полагала, что ответ на обращение истца от 31.10.2022 Пенсионными органом дан, он содержит исчерпывающие ответы на вопросы, содержит полный подробный расчет пенсии, нарушений Закона 59-ФЗ не допущено. Само по себе несогласие истца с расчетом, представленным в ответе от 28.11.2022 не свидетельствует о нарушении прав истца. Пенсионный фонд при исчислении размера пенсии руководствуется нормами законодательства РФ, а также нормами международных договоров, и не может произвольно выбирать периоды работы, которые должны быть включены в стаж, а также производить расчеты по желанию лиц, в случае если это противоречит нормам пенсионного законодательства. Законом РФ не предусмотрена возможность исчисления стажа истца в том виде, в котором она хочет, то есть без учета стажа, выработанного на территории Эстонской Республики, поскольку это противоречит нормам российского законодательства, представление такого расчета будет незаконным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
В силу ч. 1 ст. 9 Закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Пааль Л.С. является получателем страховой пенсии, назначенной в соответствии с Законами РФ «О трудовых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении» (ст. 7 ФЗ-173) с 02.09.2013 пожизненно (л.д. 33).
Исчисление размера пенсии истца произведено в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, с применением норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Полагая, что расчет размера пенсии Пенсионным органом произведен неверно, 31.10.2022 Пааль Л.С. обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области с заявлением в котором указала, что в выплатном деле отсутствует расчет размера страховой пенсии на 31.12.2014, просила в связи с суммированием стажа за период работы в ЭССР запросить в ЭР справку о размере заработной платы за время работы в ЭССР, предоставить расчет размера пенсии в случае получения пенсии за «эстонский» период работы на 31.12.2014 по № 400-ФЗ от 28.12.2013. Расчет просила предоставить по форме № 2-Н, утвержденной приказом Мин.труда и социальной защиты от 09.01.2019, чтобы иметь возможность проверить правильность взятых для подсчета данных (л.д. 8).
В ответ на обращение от 31.10.2022 Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области направило в адрес Пааль Л.С. ответ № от 28.11.2022 в котором содержатся разъяснения о порядке исчисления размера пенсии со ссылками на законодательные акты, приведен расчет пенсии с указанием всех учтенных показателей (л.д. 6-7).
Так в ответе № от 28.11.2022 указано, что исчисление пенсии производится в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Договора между Российской Федерации и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011, с применением норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Приведен расчет пенсии на дату назначения – 02.09.2013 исходя из показателей трудового стажа в Российской Федерации и стажа в Эстонской Республике, представлены результаты расчета Пенсионного капитала, валоризации, фиксированных выплат и взносов, учитываемых в размере пенсии, указаны размеры пенсии с учетом индексаций.
Также в ответе указано о невозможности предоставления расчета пенсии по форме № 2-н, поскольку Приказом Минтруда России от 09.01.2019 № 2-н «Об утверждении формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» утверждена форма «Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица» (форма СЗИ-ИЛС), которую можно получить самостоятельно через электронные сервисы, либо лично в любом органе ПФР, в многофункциональном центре (МФЦ), запросив указанную выписку.
Разъяснено, что все документов выдаются архивными учреждениями Эстонской республики на платной основе. В случае необходимости запроса справок специалисты клиентской службы ПФР окажут содействие в подготовке запроса справки о заработной плате из Эстонской Республики, но представленные архивными учреждениями счета на оплату, необходимо будет оплатить самостоятельно.
Проанализировав вышеуказанные документы, суд приходит к выводу, что обращение истца от 31.10.2022 рассмотрено в установленный Законом № 59-ФЗ срок с подготовкой ответа на поставленные в нем вопросы.
Ответ № от 28.11.2022 содержит исчерпывающие ответы на поставленные вопросы с ссылками на законодательные акты и не нарушает права истца.
Доводы истца о нарушении ее прав на получение информации, гарантированное Конституцией РФ, отклоняются судом, поскольку истцу предоставлен расчет размера пенсии, при этом само по себе не согласие истца с представленным стороной ответчика расчетом пенсии, изложенном в ответе № от 28.11.2022, не может свидетельствовать о нарушении прав истца.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец просит обязать ответчика представить расчет пенсии без учета стажа, выработанного на территории Эстонской Республики в периоды с 18.09.1979 по 24.12.1979, с 18.02.1980 по 18.10.1989, с 06.11.1988 по 06.03.1989, с 15.05.1989 по 30.06.1989, с 16.08.1989 по 01.12.1989, с 02.01.1991 по 31.07.1991, с 01.08.1991 по 17.11.1991.
Указанное требование истца по своей сути является требованием об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии, поскольку сводится к несогласию с включением в расчет пенсии периодов трудовой деятельности на территории Эстонской Республики, однако требование об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии по настоящему делу не заявлялось и не рассматривалось.
Представленный истцом расчет размера пенсии без учета трудового стажа на территории Эстонской Республики правового значения для настоящего дела не имеет, фактически подтверждает позицию истца о несогласии с представленным расчетом.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком положений Закона № 59-ФЗ при даче ответа на обращение истца от 31.10.2022 не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не нарушен, в связи с чем требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пааль Л.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Псковской области об обязании предоставить расчет пенсии – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2023 года.
Судья О.Л. Цветкова