Дело №2-632/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Ольга 30 января 2017 года
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Сортова В.А.,
с участием истца Воробьевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Яцышиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой В.В. к администрации Ольгинского городского поселения о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на администрацию Ольгинского городского поселения включить Воробьеву В.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что ею 21.11.2016 года было написано заявление на имя главы Ольгинского городского поселения о включении в списки на оказание финансовой помощи предусмотренной «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства № 110 от 15.02.2014г.
В заявлении было указано, что в связи с отсутствием электроэнергии, истец не могла откачивать воду, подступившую из-за проливных дождей в подполье. В результате продолжительных, обильных дождей в августе-сентябре 2016 года, в комнате пол и восточная и южная стены были поражены грибком, что обнаружилось в сентябре.
23.11.2016 года был составлен акт обследования дома истца, в котором изначально был ущерб установлен, а потом было дописано «не».
06.12.2016 года истец получила официальный ответ администрации Ольгинского городского поселения от 06.12.2016г. № 4536 об отказе о включении ее в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи. Отказ мотивирован тем, что не установлена причинно-следственная связь повреждения дома ливневыми дождями, вызванными тайфуном в августе-сентябре 2016 года.
Ремонт дома истец начала незамедлительно, так как приближалась зима. Пришлось снять полы полностью, заменить пораженные грибком половые балки, брусья стен, вынести полностью зараженный грунт из подполья. На момент обследования полы были заменены, стены были частично оштукатурены. На сегодняшний день ремонт еще не закончен. С заключением главы поселения истец не согласна, что она не обратилась за помощью сразу, потому что надеялась, что ей выплатят единовременную материальную помощь по заявлению от 13.09.2016 года. Считает, что если бы ее дом был поврежден до тайфуна, то она начала бы ремонт раньше. На основании изложенного просит признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года и возложить обязанность на администрацию Ольгинского городского поселения включить Воробьеву В.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив, что в сентябре месяце она писала заявление в администрацию Ольгинского городского поселения о включении ее в списки пострадавших лиц от тайфуна, однако ответа не последовало. Во время тайфуна вода стояла в подполе, из-за чего часть нижних венцов в доме покрылась грибком и начала гнить, был разрушен пол, пришлось менять часть балок. Восточная стена дома покрылась плесенью, в связи с чем пришлось делать ремонт, так как приближались холода. После ее повторного обращения в администрацию, администрацию произвела обследование дома и в заключении указала, что ущерба нет.
Представитель ответчика – администрации Ольгинского городского поселения, будучи извещенным, в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Представитель департамента труда и социального развития Приморского края, представил в суд возражения, где указано, что департамент труда и социального развития считает себя ненадлежащим ответчиком, поскольку истец предоставилакт обследования жилого дома с заключением комиссии об отсутствии повреждений жилого дома, не установлено связи между имеющимися повреждениями дома и ливневыми дождями в августе-сентябре 2016 года, полагают что оснований для оказания истцу разовой материальной помощи в связи с восстановление поврежденного жилого дома, не имеется.. Согласно пункту 1.2. постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 № 413-па выплата разовой материальной помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского и на основании решения Администрации Приморского края. В настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, истец отсутствует и в связи с этим, Администрацией Приморского края не принято соответствующее решение. Таким образом, отдел считает себя ненадлежащим ответчиком в данном деле. Просили рассмотреть иск в отсутствие их представителя.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании показала, что Воробьева В.В. приходится ей тетей, и она с детьми приходит к ней в гости. Во время тайфуна она видела, что в комнате, где находится подпол, был грибок, воду откачать из подпола было невозможно, брус со стороны стены поражен был грибком, затем грибок пошел на стену с восточной стороны. Они вытаскивали песок из подпола, меняли в комнате балки и доски.
Свидетель ФИО4 пояснила суду, что она бывает часто в гостях у истца, покупает молоко. После тайфуна она была свидетелем тому, что в подполе истца все плавало, было очень сыро. После влаги пошел грибок. Она помогала таскать грунт из подпола в конце сентября. На двух стенах меняли нижние венцы бруса.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, свидетелей, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.
Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 Федерального закона № 68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014г. №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Распоряжением Правительства РФ от 05.09.2016 года №1860-р «О выделении Администрации Приморского края бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края» Администрации Приморского края выделены из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования в размере до 718,5млн.рублей, в дом числе до 85млн.рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 21.10.2016г. №2219-р Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе - сентябре 2016 г., выделены бюджетные ассигнования в размере 110 млн. рублей на оказание гражданам единовременной материальной помощи.
Приказом МЧС России от 29.08.2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно п.7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1. постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016г. № 447-па, от 11.10.2016г. № 477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном «LIONROCK» на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру).
Постановлением администрации Ольгинского муниципального района от 31.08.2016г. №191 «О мерах по предупреждению чрезвычайной ситуации – нарушения жизнедеятельности населения Ольгинского муниципального района» (в редакции Постановления №193 от 05.09.2016 года) на территории муниципального Ольгинского муниципального района с 14.00 часов 31.08.2016 года введен режим чрезвычайной ситуации межмуниципального характера. В связи с длительным (более 5 суток) нарушением жизнедеятельности жизнеобеспечения населения в результате наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года и выразившегося нарушением энергоснабжения, отсутствии связи, транспортного сообщения, централизованного подвоза продовольствия, воды и предметов первой необходимости на территории Ольгинского муниципального района определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территории Ольгинского муниципального района. Признаны пострадавшими граждане данных населенных пунктов.
Согласно приложению к указанному постановлению №193 п.Ольга Ольгинского района включен в населенный пункт, находящийся в зоне чрезвычайной ситуации.
Судом исследованы следующие доказательства.
Как следует из записи в домовой книге для прописки граждан, Воробьева В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>
Других лиц, зарегистрированных по данному адресу в домовой книге нет.
Согласно акту обследования от 23.11.2016г. жилого дома по адресу: <адрес> составленного комиссией из администрации Ольгинского городского поселения следует: «со слов пострадавшей в период тайфуна в доме было затоплено подполье, не было возможности воду откачивать из-за отсутствия электричества к чему привело поражение стен и пола грибком. В комнате площадью 20 кв. м. полностью заменены полы и частично заменен брус стены, в стадии ремонта восточная и южная стены дома. Во дворе сложены доски и бруски, пораженные грибком. Заключение: ущерб не установлен, по истечении длительного времени с момента действия тайфуна, на момент обследования установить ущерб не представляется возможным».
Вместе с тем, судом установлено, что истец обращалась 12.09.2016 года в администрацию Ольгинского городского поселения о включении ее в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором она проживает, пострадал в зоне чрезвычайной ситуации.
По пояснению истца, ответа из администрации Ольгинского городского поселения не последовало, обследование дома произведено не было.
Суд не соглашается с доводами администрации Ольгинского городского поселения, изложенными в ответе от 20.10.2016г. № 2906 о том, что истцом не представлено доказательств утраты имущества, а также нанесения ущерба дому либо жилому помещению, поскольку доказательств этому администрацией Ольгинского городского поселения суду не представлено.
Также, по мнению суда, является не основательным вывод комиссии о том, что не установлена связь, разрушения фундамента и ливневыми дождями, вызванными тайфуном 29-30 августа 2016 года, поскольку обследование было произведено 23.11.2016 года, в тот момент, когда истец частично произвела ремонт.
Данный вывод суд считает надуманным и не основанным на нормах закона.
В то же время, данное обстоятельство опровергается указанными в акте повреждениями дома, пояснениями истца, что подтверждается показаниями свидетелей, из которых следует, что пол как и стены имеют повреждения.
Так в акте указано, что во дворе сложены доски и бруски, пораженные грибком, что по мнению суда, служит доказательством наличия повреждения дома, исходя из временного периода прохождения тайфуна и обследования дома комиссией.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Воробьева В.В. в период чрезвычайной ситуации постоянно проживала в зоне чрезвычайной ситуации, пользовалась жилым помещением и в результате чрезвычайной ситуации ей причинен ущерб в виде повреждения жилого дома, следовательно, в соответствии с пунктом 1.1. Постановлением Администрации Приморского края №413-па, она являются лицом, пострадавшей от чрезвычайной ситуации.
В силу Федерального законодательства, в частности подпункта «л» п.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Таким образом, при определении круга пострадавших граждан от чрезвычайной ситуации надлежит руководствоваться нормативными актами принятыми органами государственной власти субъектов, в данном случае Администрацией Приморского края, в частности Постановлением №413-па.
В данном случае истец первоначально своевременно обратилась в администрацию с заявлением, однако администрация Ольгинского городского поселения бездействовала, комиссию к истцу не направила, факт причинения ей ущерба не обследовала, следовательно в данном случае на администрации лежит обязанность доказать факт того, что ущерб истцу не причинен.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ, п.11 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110), в суде нашло подтверждение тому, что истец действительно является пострадавшей от ЧС, ей причинен ущерб, и, как следствие, она нуждается в разовой материальной помощи для восстановления поврежденного дома.
По мнению суда, определяющее значение для выплаты указанной компенсации имеет факт наличия или отсутствия затопления дома и включения граждан в связи с этим в списки пострадавших. Данные обстоятельства были отражены в акте обследования поврежденного жилого дома.
Гражданин, проживающий в зоне в момент ЧС, обратившийся за помощью и представивший доказательства повреждения любого принадлежащего ему имущества, является пострадавшим и претерпевшим ущерб, поэтому вправе рассчитывать на получение установленной государством минимальной и единой для всех в суммарном выражении стандартной материальной помощи.
Основаниями для предоставления разовой материальной помощи для восстановления поврежденного дома в сумме 25000 руб., являются заявления граждан, список граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях. Истец подала заявление ответчику по установленной форме, указав, что является пострадавшей от ЧС. Внесение истца в списки граждан, нуждающихся в оказании материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, зависело от своевременных действий администрации Ольгинского городского поселения, однако в установленном нормативными актами порядке ответчиком этого сделано не было, что привело к нарушению установленного ст.18 Закона № 68-ФЗ права истца на получение разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Ольгинского городского поселения обязанности включить истца, в список граждан на получение разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па.
Истец при подаче искового заявления, просила суд об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В соответствии со ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 и 212 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияВоробьевой В.В. к администрации Ольгинского городского поселения о признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на администрацию Ольгинского городского поселения включить Воробьеву В.В. в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного жилого дома, удовлетворить.
Признать Воробьеву В.В. пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года.
Возложить обязанность на Администрацию Ольгинского городского поселения включить Воробьеву В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи на восстановление поврежденного дома в соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016г. № 413-па «Об оказании разовой материальной помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года, за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
В силу ст.212 ГПК РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в апелляционную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.
Судья Сортов В.А.