РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2023 года город Ангарск
Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Нагорной И.Н., при секретаре судебного заседания Трениной А.В., с участием истца Бакшеева В.Н., представителя истца Шишкова А.В., представителя ответчика Хромых Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-218/2023 (УИД 38RS0001-01-2022-005593-67) по иску Бакшеева Владимира Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части, возложении обязанности включить в стаж периоды работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
установил:
Бекшеев В.Н. обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, указал, что Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области было принято решение № от ** об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Полагал, что отказ ответчика по делу в части не включения в продолжительность специального стажа периодов его работы с 20.01.1994 по 31.10.1995 (1 год 9 месяцев 12 дней) в качестве слесаря-ремонтника цеха № 124/125 производства этилена и пропилена завода полимеров Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения «Ангарскнефтеоргсинтез» и период службы по призыву в рядах Советской армии с 17.12.1991 по 24.031992 (3 месяца 8 дней) является незаконным.
Однако, после подачи в суд искового заявления, ответчик в добровольном порядке включил в продолжительность стажа на соответствующих видах работ период работы с 20.01.1994 по 31.10.1995 (1 год 9 месяцев 12 дней) в качестве слесаря-ремонтника цеха № 124/125 производства этилена и пропилена завода полимеров Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения «Ангарскнефтеоргсинтез».
В связи с чем, истец был вынужден изменить заявленные требования в части, а также нести судебные расходы. Обращаясь в суд, истец просил признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по ... без даты № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в части не включения в продолжительность стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 – ФЗ, периода службы по призыву в рядах Советской армии с 01.01.1992 по 24.03.1992, возложить на ответчика обязанность включить Бакшееву В.Н. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период службы в Советской армии с 01.01.1992 по 24.03.1992, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 35000,00 рублей и государственной пошлины в размере 300,00 рублей.
В судебном заседании истец и его представитель настаивали на удовлетворении уточненных исковых требованиях, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области Хромых Е.В., участвуя в судебном заседании, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Третьи лица – Акционерное общество «Ангарский завод полимеров», Акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще.
Определением суда от 22.02.2023 по делу произведена замена ответчика с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеет страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые полные года такой работы.
Частями 2-4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее также - Постановление Правительства Российской Федерации ОТ 16.07.2014 № 665).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяются: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Подпунктом "а" пункта 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что в отношении периодов работы, указанных в абзаце 3 подпункта "а", абзаце 3 подпункта "б" и абзаце 3 подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 98, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, применяется к Списку № 1 и Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком № 1 и Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, приравнивать период службы по призыву к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к").
Абзац 5 пункта 109 Положения от 03.08.1972 № 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который в соответствии со статьей 130 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340-1 был введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 1 января 1992 г. в специальный стаж, а Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» назначение пенсии по старости на льготных условиях независимо от возраста предусмотрено не было. До 1 января 1992 г. указанным лицам назначалась пенсия на льготных условиях по Спискам № 1 и № 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, по достижении установленного данным Законом возраста.
Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами, 09.09.2022 Бакшеев В.Н. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, решением №307150/22 от 14.09.2022 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью специального стажа, дающего право на назначение пенсии по соответствующему основанию (8 лет 1 месяц 6 дней, при требуемом 10 лет).
Вместе с тем, решением №307150/22 без даты об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о котором истцу стало известно в ходе рассмотрения дела, ответчик отменил решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии №307150/22 от 14.09.2022, однако, отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с недостаточностью специального стажа, дающего право на назначение пенсии по соответствующему основанию (9 лет 5 месяц 9 дней, при требуемом 10 лет).
В стаж на соответствующих видах работ Бакшееву В.Н. по п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» были засчитаны периоды работы: с 12.08.1991 по 19.11.1991, с 27.07.1993 по 19.01.1994, с 01.11.1995 по 07.01.1997, с 08.01.1997 по 31.01.1997, с 19.06.2000 по 31.12.2001, с 02.01.2022 по 31.12.2003, с 01.02.2004 по 19.02.2007, с 20.01.1994 по 07.01.1997, с 17.12.1991 по 31.12.1991 – служба в Светской армии, приравненная к списку № 1.
В соответствии с трудовой книжкой АТ-V № 8788322, в период с 12.08.1991 по 19.11.1991 (3 месяца 8 дней) истец работал в качестве слесаря ремонтника в цехе 124/125 производства этилена и пропилена завода полимеров Ангарского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени производственного объединения «Ангарскнефтеоргсинтез» (работа по Списку № 1). 19.11.1991 уволен в связи с призывам на военную службу.
Согласно военному билету НЧ №, Бакшеев В.Н. проходил службу в Советской армии с 17.12.1991 по 16.12.1993.
Таким образом, суд установил, что служба по призыву в ряды Вооруженных Сил СССР являлась законодательно установленной обязанностью и началась у истца в момент действия нормативных актов, предусматривающих включение в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости такого периода, а закончился после 01.01.1992. Специальный стаж истца до 01.01.1992 составил 3 месяца 8 дней, ответчик включил в специальный стаж 15 дней (период с 17.12.1991 по 31.12.1991), период с 01.01.1992 по 24.03.1992 включен не был, что свидетельствует о нарушении пенсионных прав истца.
Проанализировав изложенное, суд приходи к выводу о том, что период службы истца в рядах Советской армии с 01.01.1992 по 24.03.1992 подлежит включению в специальный страж, как работа на соответствующих видах работ по п.1 ч.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», а решение пенсионного органа в данной части признанию незаконным, поскольку суммарная продолжительность работы истца по Списку № 1 до 31.12.1991 составляла 3 месяца 8 дней, а служба в армии была засчитана лишь 15 дней, поскольку фактическое окончание службы после 01.01.1992 года не может иметь преюдициального значения в условиях изменения законодательства.
Как следует из ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ расходы на оплату услуг представителей относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела.
Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 11 указанного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В соответствии с Договором об оказании юридических услуг от ** истец поручает, а Шишков А.В. принимает на себя обязательства по оказанию услуг правового характера, связанного со сбором доказательственной базы, подготовкой искового заявления и представления интересов истца в Ангарском городском суде Иркутской области при рассмотрении исковых требований к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным решения от ** №.
Сумма гонорара составляет 35000,00 рублей.
Оплата указанных услуг подтверждается собственноручным указанием исполнителя в договоре об оказании юридических услуг сведений о получении денежных средств.
Из материалов дела усматривается, что Шишков А.В. составил исковое заявление и уточнение к нему, представлял интересы истца в двух судебных заседаниях.
Учитывая объем выполненной представителем работы, сложность дела и характер спора, суд считает сумму, оплаченную истцом за услуги представителя в размере 35000,00 рублей чрезмерной, не соответствующей критерию разумности, установленному статьей 100 ГПК РФ.
Суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в сумме 20000,00 руб., считая указанную сумму разумной и справедливой.
При подаче иска в суд истец оплатил государственную пошлину. Факт несения истцом судебных расходов по уплате государственной пошлины при подаче иска в суд подтверждается имеющимся в материалах дела чек-ордером от 28.09.2022 на сумму 300,00 рублей.
Поскольку суд удовлетворил уточненные исковые требования Бакшеева В.Н., то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в указанном размере.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Бакшеева В.Н.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Бакшеева Владимира Николаевича (паспорт №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1033801046003) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части, возложении обязанности включить в стаж периоды работы на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области № 307150/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения в продолжительность стажа на соответствующих видах работ предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 – ФЗ периода службы Бакшеева Владимира Николаевича по призыву в рядах Советской армии с 01.01.1992 по 24.03.1992.
Возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области обязанность включить Бакшееву Владимиру Николаевичу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период службы Бакшеева Владимира Николаевича по призыву в рядах Советской армии с 01.01.1992 по 24.03.1992.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу Бакшеева Владимира Николаевича судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000,00 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 20300,00 рублей.
В части взыскания с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в пользу Бакшеева Владимира Николаевича расходов на оплату услуг представителя в размере 15000,00 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Нагорная
В окончательной форме решение изготовлено судом 10.03.2023.